Найти в Дзене

Как делают автобусы МАН? Репортаж с завода в Анкаре

Оглавление

 30 Марта 2020
30 Марта 2020

Как делают автобусы МАН? Репортаж с завода в Анкаре

Предисловие

В прошлом марте мы побывали на итоговой пресс-конференции «MAN Truck and Bus RUS», в Кракове и узнали как делают грузовики МАН, а в этом году отправились в Анкару (Турция), на которой были подведены итоги 2019 года и озвучены планы на 2020 год.

Программа мероприятия, как это принято у «МАН», была интересной, яркой и полной впечатлений и не ограничивалась только пресс-конференцией.

Итак, что же мы увидели, узнали и о чем расскажем в этом обзоре?

  • Экскурсия по старому городу. Небольшая, но очень интересная часть путешествия, которая позволила лучше узнать город, который МАН выбрал в качестве завода еще в далеком 1966 году!
  • Посещение музея (Вы знаете, что такое приехать в музей с коллегами журналистами специализированных автомобильных изданий, в музей, где в качестве экспонатов есть машины и мотоциклы? Расскажу.
  • Экскурсия по заводу МАН. Если хотите увидеть, как собирают автобусы МАН от сварки каркаса, до передачи ключей клиенту.
  • Пресс-конференция МАН: Итоги 2019 года (готовится отдельная статья).

Экскурсия по старому городу

Утром, сразу после завтрака, мы отправились в старый квартал Анкары, который называется Атпазари, в дословном переводе: Конный рынок. В отличии от московской погоды в Анкаре было солнечно и тепло, гулять было одно удовольствие.

Меня порадовала компания журналистов, которая подобралась в нашем пресс-туре. Встречи со старыми знакомыми, обсуждение новинок автосалонов, все это увлекало, затягивало и настраивало на позитивный лад. А если на пути, нам попадался какой-нибудь интересный автомобиль, то обсуждение тут же выходило на новый уровень.

Экспонат для обсуждения и фотографирования, который попался нам по пути.
Экспонат для обсуждения и фотографирования, который попался нам по пути.

Или знаменитые турецкие кошки:

А вот и старичок «МАН 22.190» на заводе МАН (Анкара)

-5

Как тут удержаться? Вот и наша фотография МАН

Историческая справка

Анкара - город, которому почти 3 тысячи лет. Символ исторического центра Анкары – цитадель Хизар, один из центров на знаменитом Шелковом пути.

Это грандиозная постройка, которую возвели на вершине холма, благодаря чему она заметна из любой точки города, так же, как и с неё самой открываются панорамные виды на столицу.

Вид на Анкару сверху
Вид на Анкару сверху
Узкие улочки Анкары
Узкие улочки Анкары

Вот сюда мы и добрались:

Рулевой Bus-club.ru
Рулевой Bus-club.ru

Экскурсия в музей турецкого филантропа и миллиардера Рахми Коча

После прогулки мы отправились в музей турецкого филантропа и миллиардера Рахми Коча, экспозиция которого настолько разнообразна, что никогда не знаешь, что ждет тебя в следующей комнате или зале, которые на самом деле раньше были кельями для отдыха путешественников.

Вход в Музей Рахми Коча
Вход в Музей Рахми Коча

Кукольные домики разместились рядом с самолетами. Автомобили, с хрустальными туфельками. Старая компьютерная приставка с первой стиральной машиной. Двигатели от поездов (работающие!), игрушки со всего света, коллекция тросточек переданную в музей, современные картины, фотоаппараты, корабли, яхты, без конкретной привязки к каким-то датам.

Для нас журналистов автомобильных изданий это был истинный подарок! Невероятные эмоции: "Это у меня было!", "На этом я ездил!" доносились со всех комнат музея. Лично я нашел «свою» легендарную Яву-350 (вишневка).

Легендарная Ява-350 (вишневка)
Легендарная Ява-350 (вишневка)
Возникло невыносимое желание сесть и покататься на ней по узким улочкам старого города.
Возникло невыносимое желание сесть и покататься на ней по узким улочкам старого города.
Messerschmitt KR200
Messerschmitt KR200

А вот и Messerschmitt KR200, или Kabinenroller (мотороллер с кабиной), по факту - трёхколёсная мотоколяска, разработанная авиационным инженером Фрицем Фендом. Производилась на заводе немецкой авиастроительной компании Messerschmitt с 1955 по 1964 год.

Если бы у нас было больше времени! В музее порядка 4000 экспонатов, а у нас на экскурсию времени - час.

Если вы когда-нибудь попадете в Анкару, то на этот музей нужно выделять целый день, а нам пришла пора выезжать на другую экскурсию, которая для меня представляет больший интерес и на которую я давно мечтал попасть: Экскурсия на завод МАН!

Экскурсия на завод МАН

Вы знаете, что все без исключения автобусы МАН Неоплан с 2015 года собирают исключительно в Турции?

В первую очередь это связано с целью повышения эффективности производства, во вторую с удобной логистикой (Турция активно и без пошлин поставляет свою технику в ЕС и другие рынки стран Азии), ну а в третью – Турции самой нужны автобусы. Здесь это основной транспорт, так как строить железную дорогу в гористой местности дорого и трудоемко.

Оплата труда здесь, почти в семь раз ниже европейского, а турецкие ремесленники всегда славились своим мастерством работы с металлом, которого в автобусах ооочень много.

Тем более автобусы и грузовики тут собирали и раньше. Завод МАН в Турции работает с 60-х годов и сейчас с завода сходят такие топовые автобусы как MAN Lion’s Intercity, Lion’s Regio, Lion’s Coach, Lion's City, NEOPLAN Skyliner, Cityliner, Jetliner и Tourliner.

Итак, начнем по порядку.

Завод MAN в Анкаре — крупнейшее предприятие по сборке автобусов немецкого концерна, которое занимает площадь 317 тыс. м2.

Завод МАН в Анкаре (вид сверху)
Завод МАН в Анкаре (вид сверху)

Общая численность персонала – 2750 человек. Все производство расположено в одном здании, в котором и сосредоточен весь цикл производства.

Кто не любит "МАН"?
Кто не любит "МАН"?

Работа на предприятии проходит в две смены. Первая смена начинает работать в 6:45, вторая – в 15:00.

Ежедневно с конвейера сходит 16 новых автобусов. Полный цикл производства одного автобуса со времени сварки первой трубы каркаса до выхода готового лайнера занимает от 19 до 24 дней в зависимости от модели автобуса.

Видеообзор завод МАН в Анкаре

Видеоклип от работников завода МАН (обязательно к просмотру!)

Обязательно посмотрите клип, который записали и даже сыграли работники на заводе МАН (Анкара)

Экскурсия по заводу началась сначала монтажной линии, где начинается сборка автобусов.

Это первая станция, именно здесь начинается путешествие автобуса внутри завода.

Сварка металлического каркаса автобуса МАН
Сварка металлического каркаса автобуса МАН

Следующий этап – проверка геометрии кузова.

На такой роликовой тележке (см. фото. выше), каркас будущего автобуса легко перемещают двое рабочих.

На следующей станции, специалисты исправляют деформации каркаса, которые могли возникнуть при выполнении высокотемпературной сварки.

Далее, каркас начинает «обрастать» железом. 

Производством стальных листов занимается турецкое предприятие, расположенное в городе Маниса (тур. Manisa). Это полностью турецкое производство. Листовое железо поступает в рулонах. В дальнейшем, изделие режут под специальными формами и соединяют с кузовом.

Производством стальных листов занимается турецкое предприятие, расположенное в городе Маниса
Производством стальных листов занимается турецкое предприятие, расположенное в городе Маниса

А вот профили в каркасе автобуса представляют собой импортную продукцию.

Вид железных профилей для каркаса автобуса МАН
Вид железных профилей для каркаса автобуса МАН

В момент поступления профиля на линию сборки, они уже имеют определенную форму и специальным образом обработаны.

Мы переходим на следующий производственный этап, где производится проверка качества сборки каркаса автобуса и проверяется геометрия кузова.

Если сотрудник отдела проверки качества замечает какие-либо отклонения в геометрии кузова, соответствующая информация оперативно поступает руководству. После этого техник передает машину квалификационному отделению для устранения выявленных отклонений.

Следующая остановка - антикоррозийная обработка кузова - Линия катафореза.

Запустили линию катафареза еще в 2011 году, в то время она обошлась в 10 млн. евро. Для покраски автобусов на предприятии используются 11 специальных бассейнов.

Для покраски автобусов на предприятии используются 11 специальных бассейнов
Для покраски автобусов на предприятии используются 11 специальных бассейнов

Процедура катафорезной обработки занимает 2 часа 40 минут. После обработки каркасы имеют надежное антикоррозийное покрытие с гарантией на 10 лет.

Корпус после антикоррозийной обработки
Корпус после антикоррозийной обработки

Здесь автобус погружают в фосфатную ванну на 5 минут. Первая ванна была предназначена для обезжиривания, вторая – фосфатная ванна.

-25

С помощью специального программного обеспечения определяется очередность катафорезного покрытия, которое полностью автоматизировано. За сутки катафарезную обработку могут пройти 16 каркасов, что, собственно, и является мощностью завода.

Детали, которые будут в дальнейшем крепится к корпусу также проходят катафорезную обработку.

После катафарезной обработки каркас отправляют на просушку при температуре 230 градусов в течении часа.

Здесь мы видим уже окончательную стадию по завершении катафорезного покрытия, где основной упор делается на водонепроницаемость автобуса. Стыки будущего автобуса обрабатывают герметиком и отправляют в цех покраски.

Устроиться работать на завод МАН можно только после получения специального образования. По меньшей мере, два месяца новички проходят обучение в заводских условиях, чтобы уже затем перейти к самостоятельной работе.

Стоит отметить, что работники предприятия на регулярной основе проходят повышение квалификации.

-26

Нас заинтересовала интересная модель автобуса, стоявшая вдалеке. Экскурсовод объяснил, что скорее всего эта машина выпускается по заказу и представляет собой смешанную модель, которая востребованную французскими компаниями. В будние дни французы используют эти автобусы в качестве школьных, а по субботам и воскресеньям, как автобусы для экскурсий.

Французский вариант МАН, в будни это будет школьный автобус, а по выходным на нем будут возить экскурсии по Парижу
Французский вариант МАН, в будни это будет школьный автобус, а по выходным на нем будут возить экскурсии по Парижу

Французский вариант МАН, в будни это будет школьный автобус, а по выходным на нем будут возить экскурсии по Парижу

Мы попытались узнать процент выпускаемых на заводе туристических и международных автобусов. Оказалось, что назвать конкретное число не представляется возможным, так как в данном случае все целиком зависит от заказов на производство.

Цех покраски автобусов
Цех покраски автобусов

Покраска автобуса занимает в среднем 2-4 часа и зависит от модели кузова и толщины лакокрасочного покрытия.

После выхода автобуса из покрасочного цеха стартует процесс электроинсталляции.

Установка электрооборудования на автобус МАН
Установка электрооборудования на автобус МАН

На машины устанавливают трубы, провода и электрику. Все то, что остается в «закрытой» части автобуса.

После установки электрооборудования приступают к установке покрытий пола.

Около одного из автобусов было особенно много людей. Наш экскурсовод сказал, что это нетипичная ситуация, которая, очевидно, связана с тем, что на предприятии собирают новую модель автобуса.

Новая модель автобуса проходит усиленный контроль
Новая модель автобуса проходит усиленный контроль

В передней правой части мы наблюдаем сборку крупных узлов, мостов и колес.

Далее идет установка стекла и обвесов.

-31

Установка двигателя на автобус МАН

Фирменный логотип МАН
Фирменный логотип МАН

Идем дальше, на очередной производственной станции устанавливают сиденья автобусов.

Установка сидений в автобусы  МАН
Установка сидений в автобусы МАН

Занавески и сиденья производит местный поставщик из города Бурса, стоит отметить что турецкий текстиль почитается во всем мире как высококачественный и долговечный.


Занавески в автобусе МАН от местного производителя
Занавески в автобусе МАН от местного производителя

Мы подошли к линии механической сборки, это последняя стадия сборки автобуса, после которой машину отправляют на склад готовой продукции. Здесь же производятся финальная проверка автобуса.

Здесь производится окончательная сборка. На этом этапе установлено дополнительное освещение из большого количества светодиодных ламп, которые позволяют получить прекрасный обзор и заметить все трещины и дефекты (если они присутствуют) на лакокрасочном покрытии

Автобус проверяют визуально, а также проверяют работоспособность всех систем машины. Если будут выявлены какие-либо неисправности, их оперативно устранят или отправят на доработку.Автобус "МАН" полностью проверяют визуально

Стоит отметить, что на заводе МАН практически везде запрещено снимать – сколько бы мы не пытались, сотрудники нас всегда останавливали. Разумеется, все это связано с производственной тайной, и мы это прекрасно понимали. А вот групповое фото сделать всегда можно и кстати на ней, видна и производственная линия (сзади), а зеленая линия, на которой мы стоим, говорит о том, что после того, как автобус ее пересечет, он полностью готов к работе.На заводе "МАН"

Что дальше?

Дальше, новенький автобус МАН отправляют на контроль качества всех систем: кузов, тормоза, электрика и обязательно – тестовый пробег.

Мы, кстати, устроили небольшой тест-драйв и прокатились на зеленом Неоплане по вечерней Анкаре.

Неоплан
Неоплан

А дальше, автобусы отправляют на склад готовой продукции откуда их уже заберут довольные обладатели современного высокотехнологичного автобуса.

Новые автобусы "МАН"
Новые автобусы "МАН"

А мы отправились на итоговую пресс-конференцию МАН, о которой сейчас подготавливаем репортаж.

Евгений Захаренко, рулевой Bus-club.ru

Спасибо за подготовку материалов Денису Остапенко