SEO — это большой комплекс многоплановых работ над сайтом с целью повышения его позиций в поисковых системах (ПС) и увеличения поискового трафика.
Поисковики (это, в первую очередь, Яндекс и Google) заинтересованы в том, чтобы результаты выдачи были релевантными запросам пользователей, то есть отвечали этим запросам, предоставляли нужную информацию и решали проблему человека по сокращенной цепочке действий. Например, если пользователь хочет купить пылесос, то ему не нужны сайты без возможности посмотреть ассортимент, заказать онлайн и выбрать способ доставки. Поэтому поисковые системы учатся понимать язык запросов пользователей, учитывать необходимость географической привязки и добавлять в топ сайты, которые удовлетворяют критериям.
Информация от ПС, регулярный анализ выдачи, собственный опыт и кейсы коллег помогают SEO-специалистам строить гибкую и эффективную стратегию продвижения. Разберемся, из чего она состоит и какие работы проводят сеошники. Важно помнить, что это не строгая последовательность, поскольку у каждого сайта разные приоритеты: в отдельно взятом случае какие-то работы выйдут на первый план, какие-то отложат в долгий ящик, а часть мер будут принимать параллельно.
Внутреннее SEO и внешнее SEO
Глобально работы по поисковому продвижению сайта делятся на внутренние и внешние. Внутренние относятся к самому сайту, внешние — к его окружению. Но они тесно связаны друг с другом и отказываться от одних в пользу других точно не стоит.
Оптимизация технических факторов
Технические работы над сайтом — это база, потому что без правильной настройки поисковые роботы не проиндексируют веб-ресурс и не добавят его в выдачу. Или проиндексируют, но неправильно, и тогда в поиске окажутся страницы, которые не должны были там оказаться.
Итак, какие работы входят в оптимизацию технической стороны сайта:
- Заполнение sitemap.xml и настройка robots.txt. В файле robots.txt SEO-оптимизатор задает правильные директивы для поисковых систем, то есть указывает правила, по которым поисковой робот сканирует и индексирует страницы. В файле sitemap.xml задается структура и последовательность страниц. Она нужна, чтобы у краулера был точный маршрут обхода страниц: так они быстрее окажутся в индексе.
- Настройка ошибки 404. Если пользователь по каким-то причинам попадает на несуществующую страницу, он видит ошибку 404 Not Found. Шаблон страницы для такой ошибки помогает человеку сориентироваться, чтобы он не покинул площадку. А краулер сочтет такую страницу дублем, что будет плохо влиять на продвижение сайта в поиске.
- Настройка редиректов. Редирект — это переадресация с одной страницы на другую. Чаще всего используются 301 и 302 редиректы. Корректная настройка редиректов позволяет указать поисковым паукам, какие страницы надо индексировать, а какие — нет.
- Устранение дублирующихся страниц и контента. Дублирующиеся страницы — это плохой сигнал для ПС, показатель некачественной оптимизации сайта и причина выпадения страниц из выдачи. От них нужно избавляться, правильно настраивая главное зеркало, удаляя лишние технические URL и заменяя параметрические URL на ЧПУ (человеко-понятные «урлы»).
- Оптимизация изображений на сайте. На неоптимизированных сайтах картинки часто весят очень много — это не дает им быстро загружаться, а низкая скорость загрузки понижает позиции сайта в выдаче. Также часто бывает, что на веб-ресурсе много неуникальных картинок или фотографий. Эти и другие проблемы SEO-оптимизатору и веб-программисту нужно решить.
Составление семантического ядра
Семантическое ядро — это комплекс запросов (слов и фраз), по которым сайт должен и может продвигаться в поиске. Поэтому в SEO очень важно составить максимально полную и целевую семантику: так охват аудитории будет шире.
SEO-оптимизатор подбирает запросы, «вычищает» из них неподходящие из них и кластеризует, то есть разбивает на группы. Каждая группа запросов предназначена для отдельной страницы, так как каждая страница решает отдельную проблему пользователя. Как мы помним, в SEO-продвижении важно создавать релевантные материалы и подробно решать вопросы посетителей веб-ресурса. С этой целью весь список запросов распределяется по страницам.
Создание и SEO-оптимизация контента
Контент считается критически важным фактором ранжирования, представители Google заявили об этом напрямую. Поэтому для успешного продвижения оптимизатор составляет техническое задание для копирайтера, в котором указывает:
- тему, на которую нужно написать статью;
- страницу и место размещения будущего текста;
- общий объем текста;
- количество и форма использования ключевых запросов из семантического ядра;
- требуемые показатели уникальности, тошноты, наличия «мусора»;
- тезисы или основные мысли статьи и так далее.
Однако ключевые слова из собранной семантики используются не только в статьях. Помимо текстовых материалов ключевики необходимы в метатегах страниц — <title>, <description>, <H1>-<H6>. Эти теги нужны для того, чтоб поисковой робот лучше понимал, о чем данная страница, и показывал по релевантным запросам. При заполнении метатегов важно использовать ключевые слова максимально близко к началу и в максимально точном варианте.
Вместе со сформированными метатегами тексты передаются веб-программистам, чтобы опубликовать их на сайте.
Оптимизация перелинковки
Перелинковка — это организация связей между страницами на сайте с помощью ссылок. Например, на главной странице есть ссылки на подразделы сайта, в текстах карточек товаров есть ссылки на сопутствующие товары и так далее. Для эффективного SEO-продвижения перелинковка нужна как фактор веса сайта: чем больше вес, тем больше доверия ПС.
Перелинковка должна быть организованной и логичной, то есть наличие конкретной ссылки на конкретной странице не должно вызывать вопросов, наоборот, информация по новой ссылке должна дополнять текущий материал.
Повышение юзабилити сайта
Юзабилити — это удобство пользования, поэтому чтобы его повысить, нужно сделать так, чтобы человеку было комфортно просматривать страницы сайты, отправлять формы, скачивать материалы, оформлять заказы и так далее, на каждом этапе.
Над чем работают в рамках этого шага:
- улучшают скорость загрузки;
- делают контент читабельным, интересным, полезным;
- внедряют адаптивный дизайн или мобильную версию для комфортного просмотра с мобильных гаджетов и устройств с разными размерами экранов;
- внедряют новые дизайнерские решения;
- разрабатывают различные формы — заказа, обратного звонка, чат-платформы;
- улучшают навигацию и так далее.
Юзабилити в SEO становится все более важным, поэтому упускать этот фактор из вида никак нельзя.
Улучшение коммерческих и поведенческих факторов
В рамках этих мероприятий специалисты по продвижению работают на то, чтобы сайт вызывал покупательское доверие (то есть посетитель не боялся совершить покупку и доверить свои деньги) и на то, чтобы сайт вызывал глубокий интерес.
К коммерческим факторам относятся:
- контакты;
- схемы проезда;
- активные страницы или паблики в социальных сетях;
- информация о скидках;
- информация о товаре (наличие на складе, цена, внешний вид, видеообзор и так далее);
- банковские реквизиты компании;
- раздел с FAQ и справочной информацией;
- фильтры для подбора товаров и многое другое.
Поведенческие факторы — это:
- посещаемость в целом (трафик);
- время нахождения на сайте;
- глубина просмотра;
- показатель отказов и другие.
Для оценки поведенческих факторов нужны знания в области веб-аналитики и навык анализа данных из веб-аналитических систем (например, Яндекс.Метрики и Google Analytics).
Наращивание ссылочной массы
Со ссылок начинается внешнее продвижение сайта. Ссылки на сторонних веб-ресурсах (донорах) могут приносить не только трафик, но авторитет «в глазах» поисковиков, что положительно сказывается на показателях SEO-оптимизации.
Для прироста внешней ссылочной оптимизатор:
- подбирает качественные тематические площадки;
- оценивает риски размещения;
- работает над совершенствованием контента, чтобы читатели сами делились ссылками в соцсетях, мессенджерах и так далее.
Управление репутацией в сети
SEO сейчас начинает затрагивать другие сферы интернет-маркетинга. ПС отслеживают активность в группах сайта в соцсетях, поэтому это даже это нужно учитывать.
Но особое место играют отзывы: впечатления и оценки пользователей от товаров и услуг влияют на решение о покупке, а качество взаимодействия компании со своими покупателями формирует отношение к бренду.
Поэтому важно работать с отзывами, нейтрализовывать негатив, поощрять пользователей оставлять отзывы — все это сейчас уже входит в рамки внешней SEO-оптимизации сайта.
Профили в Яндекс.Справочнике и Google My Business
Поисковикам не может не нравиться, когда владельцы сайтов используют их сервисы и играют по их правилам. Поэтому для выдачи по геозависимым (то есть привязанным к геолокации) запросам и получения отзывов оптимизатор максимально подробно заполняет карточку организации, запрашивая у владельцев фотографии, точный адрес, часы работы, акции и так далее.
Заключение
Как понятно из этого списка, SEO-продвижение — это всестороннее развитие сайта, и даже внешние площадки вроде паблика «ВКонтакте» или отзывы на ireccomend могут повлиять на параметры оптимизации сайта. Вот почему стоит поручить такую комплексную работу агентству со штатом специалистов и заказать SEO у надежной компании.