Уже давно стало обыденным то, что наш с вами современник умеет читать и писать.Другое дело, век эдак 15-й, когда подобные навыки в массах, мягко говоря, не поощрялись, а для простого счета хватало пальцев на руках.
И все бы ничего, но мы говорим о периоде активных морских путешествий и открытий, а моряки по большей части, при всей своей отваге и лихости, от обывателей отличались только умением управляться с рангоутом и такелажем, что тоже, конечно, непростое дело, но требует больше не знания грамоты, а хорошей физической формы, сноровки и опытного наставника с несгибаемой волей, железными кулаками и набором специфических терминов, связанных междометиями, которые он зычным гласом и тумаками транслировал напрямую в сознание палубной команды.
Посему, грамотным на борту из всего экипажа, зачастую оказывался только шкипер.С одной стороны, его способность найти дорогу домой в бескрайней водной пустоши, гарантировала ему относительную безопасность от притязаний команды на его жизнь и здоровье, с другой, осложняла тем, что физически просто невозможно постоянно стоять у руля, следя за курсом и скоростью.Приходится по меньшей мере отвлекаться на еду, сон и прочие житейские надобности, да и управление кораблем(не только по части кораблевождения) требует не меньшего участия.
Научить вахтенных пользоваться магнитным компасом, примитивным ручным лагом и песочными часами, было уже не так сложно.А вот как записать показания всех этих нехитрых морских инструментов за время вынужденного отсутствия, чтобы потом использовать для счисления пути?
И какой-то средневековый Джобс, придумал не мене средневековый планшет, упрощающий для шкипера решение этой нетривиальной задачи, под названием Traverse Board, что чаще всего переводят, как "траверсная доска".Встречались мне так же варианты:"вахтенная доска" ,"галсовая доска" и даже "теодолитный щит".
Поскольку сей девайс не используется уже пару-тройку веков, нет точного перевода или заимствованного морского термина, обозначающего данный предмет(упоминаний о применении подобного инструмента в русском флоте не нашлось), я бы предпочел оставить его без перевода.
Прежде чем перейти к описанию Traverse Board, прошу обратить внимание на картушку компаса, лежащую в основе её конструкции.
Картушка современная, цифры присутствуют лишь для наглядности.Для определения курса с нужной в 15 веке точностью, они не требовались
Картушка разделена на 32 румба.
Румб (от греч. ῥόμβος — юла, волчок, круговое движение) — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.
Traverse Board представляет собой деревянную доску с отверстиями и прикрепленными на шнурах колышками, разделенную на две части.
Верхняя часть предназначена для "записи" курса корабля.
Поэтому она имеет подобие картушки компаса, в которой просверлены отверстия таким образом, что по окружности они образуют восемь концентрических равноудалённых друг от друга колец, а по радиусу лежат на линиях тридцати двух компасных румбов.
К верней части прикреплено восемь колышков.
Нижняя часть предназначена для записи скорости. Она имеет четыре ряда отверстий, сгруппированных в вертикальные колонки. Каждая колонка представляет собой определенную скорость, измеряемую в узлах. Еще три колонки справа, дают дробные части узла: 1 ⁄ 4 , 1 ⁄ 2 и 3 ⁄4. К этой части доски так же прикреплены восемь колышков.
Вахтенный, каждые полчаса с начала его вахты, сверял курс по компасу и вставлял колышек в соответствующее текущему значению курса отверстие, начиная с внутреннего кольца.
И далее точно так же, отмечал значение курса каждые следующие полчаса в очередном кольце, пока не будут использованы все восемь колышков в восьми кольцах.
А каждый час, вахтенный вставлял колышек в нижнюю часть доски, чтобы отметить скорость корабля в течение этого часа, предварительно измерив её с помощью ручного лага.
Если скорость в течение первого часа вахты составляла 4 и 1 ⁄ 2 узла, то вахтенный должен вставить колышек в четвертое отверстие в первом ряду, а затем поставить другой колышек в колонке с пометкой "1 ⁄ 2 ".
Во втором часу колышки надлежало ставить во втором ряду и далее до конца вахты.
При смене вахты(т.е. по истечение четырех часов) шкипер "снимал показания" с доски и использовал их для счисления пути корабля, а новый вахтенный начинал "запись" заново.
Подобные доски широко использовались по всей Европе и Скандинавии с конца 15-го века до середины 19-го века.
- Все изображения и видеоматериалы в публикации взяты из открытых источников.
Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!
Вам также может быть интересно:
- Высоко сижу — далеко гляжу, или на чем летали асы Дёница.
- Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
- Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.
- Что известно о строящихся подлодках типа "Дредноут"?.