Найти тему
По местам стоять!

Средневековый вахтенный журнал для неграмотных.

Уже давно стало обыденным то, что наш с вами современник умеет читать и писать.Другое дело, век эдак 15-й, когда подобные навыки в массах, мягко говоря, не поощрялись, а для простого счета хватало пальцев на руках.

И все бы ничего, но мы говорим о периоде активных морских путешествий и открытий, а моряки по большей части, при всей своей отваге и лихости, от обывателей отличались только умением управляться с рангоутом и такелажем, что тоже, конечно, непростое дело, но требует больше не знания грамоты, а хорошей физической формы, сноровки и опытного наставника с несгибаемой волей, железными кулаками и набором специфических терминов, связанных междометиями, которые он зычным гласом и тумаками транслировал напрямую в сознание палубной команды.

Посему, грамотным на борту из всего экипажа, зачастую оказывался только шкипер.С одной стороны, его способность найти дорогу домой в бескрайней водной пустоши, гарантировала ему относительную безопасность от притязаний команды на его жизнь и здоровье, с другой, осложняла тем, что физически просто невозможно постоянно стоять у руля, следя за курсом и скоростью.Приходится по меньшей мере отвлекаться на еду, сон и прочие житейские надобности, да и управление кораблем(не только по части кораблевождения) требует не меньшего участия.

Научить вахтенных пользоваться магнитным компасом, примитивным ручным лагом и песочными часами, было уже не так сложно.А вот как записать показания всех этих нехитрых морских инструментов за время вынужденного отсутствия, чтобы потом использовать для счисления пути?

И какой-то средневековый Джобс, придумал не мене средневековый планшет, упрощающий для шкипера решение этой нетривиальной задачи, под названием Traverse Board, что чаще всего переводят, как "траверсная доска".Встречались мне так же варианты:"вахтенная доска" ,"галсовая доска" и даже "теодолитный щит".

Поскольку сей девайс не используется уже пару-тройку веков, нет точного перевода или заимствованного морского термина, обозначающего данный предмет(упоминаний о применении подобного инструмента в русском флоте не нашлось), я бы предпочел оставить его без перевода.

Прежде чем перейти к описанию Traverse Board, прошу обратить внимание на картушку компаса, лежащую в основе её конструкции.
Картушка современная, цифры присутствуют лишь для наглядности.Для определения курса с нужной в 15 веке точностью, они не требовались

Картушка компаса на 32 компасных румба.
Картушка компаса на 32 компасных румба.

Картушка разделена на 32 румба.

Румб (от греч. ῥόμβος — юла, волчок, круговое движение) — в морской терминологии 1/32 полной окружности, а также одно из делений картушки компаса (расчерченной на 32 части) и соответственно одно из направлений относительно севера.

Traverse Board представляет собой деревянную доску с отверстиями и прикрепленными на шнурах колышками, разделенную на две части.

Верхняя часть предназначена для "записи" курса корабля.
Поэтому она имеет подобие картушки компаса, в которой просверлены отверстия таким образом, что по окружности они образуют восемь концентрических равноудалённых друг от друга колец, а по радиусу лежат на линиях тридцати двух компасных румбов.
К верней части прикреплено восемь колышков.

Нижняя часть предназначена для записи скорости. Она имеет четыре ряда отверстий, сгруппированных в вертикальные колонки. Каждая колонка представляет собой определенную скорость, измеряемую в узлах. Еще три колонки справа, дают дробные части узла: 1 ⁄ 4 , 1 ⁄ 2 и 3 ⁄4. К этой части доски так же прикреплены восемь колышков.

Вахтенный, каждые полчаса с начала его вахты, сверял курс по компасу и вставлял колышек в соответствующее текущему значению курса отверстие, начиная с внутреннего кольца.
И далее точно так же, отмечал значение курса каждые следующие полчаса в очередном кольце, пока не будут использованы все восемь колышков в восьми кольцах.

Traverse Board
Traverse Board

А каждый час, вахтенный вставлял колышек в нижнюю часть доски, чтобы отметить скорость корабля в течение этого часа, предварительно измерив её с помощью ручного лага.

Если скорость в течение первого часа вахты составляла 4 и 1 ⁄ 2 узла, то вахтенный должен вставить колышек в четвертое отверстие в первом ряду, а затем поставить другой колышек в колонке с пометкой "1 ⁄ 2 ".
Во втором часу колышки надлежало ставить во втором ряду и далее до конца вахты.

При смене вахты(т.е. по истечение четырех часов) шкипер "снимал показания" с доски и использовал их для счисления пути корабля, а новый вахтенный начинал "запись" заново.

Traverse Board, Голландия, начало 19 века, Музей истории науки, Оксфорд
Traverse Board, Голландия, начало 19 века, Музей истории науки, Оксфорд

Подобные доски широко использовались по всей Европе и Скандинавии с конца 15-го века до середины 19-го века.

  • Все изображения и видеоматериалы в публикации взяты из открытых источников.

Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!

От мест отойти!
От мест отойти!

Вам также может быть интересно:

  • Высоко сижу — далеко гляжу, или на чем летали асы Дёница.
  • Именно здесь находится самая закрытая база подводных лодок Военно-Морских Сил США, даже не имеющая выхода к открытому морю.
  • Единственный в своем роде случай за всю историю ядерных испытаний.
  • Что известно о строящихся подлодках типа "Дредноут"?.