Ловля щуки — одна из самых распространённых охот за хищной рыбой. Щука самая известная, яростная и сильная из всех подводных хищников средней полосы России. И поэтому снастей для её ловли придумано множество. Но нет, наверное, более надёжной обманки для этой хищницы, чем обыкновенная живая рыбка на крючке. Оснастка живцовой удочки довольно проста и состоит из крепкого удилища, оснащённого кольцами и безынерционной катушкой, крупного скользящего поплавка, грузила и поводка с крючком. Лучше поставить монолеску. Меньше будет путаницы. А скользящий поплавок придаст забросам большую точность, особенно в ветреную погоду. После заброса поплавок всплывает и упирается в ограничительную бусину на леске, зафиксированную под нужную глубину. Обычно щуку ловят, пуская живца у дна или в полводы, если дно коряжистое.
Живец насаживается, зацепляя его в спинке под спинным плавником или под спинным плавником и одновременно за губу. Для этой цели на поводке изготавливается что-то наподобие снасточки, где крючок-одинарник, находящийся впереди, зацепляют за губу живца, а второй крючок, двойной или тройной, зацепляют за плавник. Если ловля происходит на течении, а не в стоячей воде, то лучше зацеплять живца крючком за губу, в ином случае он будет крутиться на течении, словно винт самолёта.
Ловля щуки на живцовую удочку во многом схожа с ходовой спиннинговой рыбалкой
Так же приходится брести по берегу реки и отыскивать всё новые ямки и стоянки хищника. Но в отличие от спиннинга на живцовую удочку можно ловить на совсем маленьких лесных речках, заросших травой, уставленных корягами и перекрытых лежащими поперёк деревьями, при этом богатых довольно крупной щукой, хотя, конечно, преобладают так называемые «щипачи» или «шнурки» весом до килограмма. В таких местах спиннингу негде развернуться, невозможно провести приманку. Только если полоскать блесной почти в зимнем варианте. Здесь как раз место живцовой удочке. Рыбку на крючке можно аккуратно подкинуть при помощи удилища в небольшой омуток среди травы и коряг и, глядя на большой поплавок, нетерпеливо ждать поклёвку щуки. После поимки одной щуки следующую поклёвку можно не ждать, а двигаться дальше по реке. В омутке, где была поймана щука, вряд ли стояла ещё одна рыбина. Слишком мал охотничий участок. Лучше поискать свежее место.
Ставные береговые жерлицы на малой речке ещё более эффективны, чем живцовая удочка
Их можно поставить на нескольких омутках и в прочих привлекательных для щуки местах. Если закрепить на вершинке шеста фидерный бубенчик, то хватка щуки будет слышна на тихой лесной реке даже из-за поворота, поскольку, когда щука хватает живца на крючке, то атака бывает решительная и яростная. Шест гнётся и хлещет по воде вершинкой, а сигнализатор поклёвки будет трезвонить на всю реку.
Снасть устроена просто. В качестве жерлицы можно использовать мотовило от зимней жерлицы без катушки типа Аэлита или марки Акара, отстегнув мотовило прямо с флажком и подвесив с оснасткой на вершинке шеста. Флажок также будет сигнализировать о поклёвке. Если снасть находится в пределах видимости, то такого сигнализатора будет достаточно. А дальние жерлицы просигналят, если что, бряканьем фидерного бубенчика. Можно подвесить на шесты обычные жерлицы-рогульки, которыми ловят щуку, выставляя снасти с лодки у водной растительности. Шесты жерлиц можно закрепить на берегу, как обычно с давних пор крепили поплавочные удочки, то есть при помощи рогулины и антирогулины. Только для шестов надо подбирать более мощные рогульки, чем для поплавочной удочки.
Есть ещё один вид жерлиц-поставух, которые можно назвать «скрытными»
Не секрет, что вороватые сограждане-рыболовы иногда не могут пройти мимо выставленной снасти. Не все, конечно, но встречаются и такие, как и в повседневной жизни. Поэтому если необходимо оставить снасти на ночь в воде, чтобы на заре взял хищник, то можно забросить живцовые донки, замаскировав леску в траве. А если имеется лодка, то легко сделать скрытные жерлицы, подвесив рогульки с оснасткой или обычные пластиковые мотовила из-под лески на пучках осоки, подстраховав ещё и вторым пучком. Хотя это всего лишь осока или камыш, но пучок не оторвать никакими усилиями.