Найти в Дзене

«Святославская улица, застроенная…» К. Паустовский. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Проблема

К. Паустовский поднимает проблему социального неравенства. Актуальной она остается до сих пор. Известно, что во всяком обществе, во всяком государстве существовало и существует неравенство между людьми.

Подход к проблеме

Предваряя иллюстрирование проблемы, автор описывает жизнь бедных слоев населения в лачугах на окраине улицы. Подростки, живущие в лучших условиях, посещали это «страшное место, приют воров и нищих» и видели, как приходится жить им.

Начало комментария проблемы. Первый пример (с выразительным средством)

Рассказчик делится впечатлениями от знакомства с семьей шарманщика. Мальчик стал ходить к ним даже один. Он увидел у дочери шарманщика книжку «Три мушкетера» и решил принести ей свою книгу. Его родители ничего не знали о посещениях сына. Но однажды он заболел, и девушка вынуждена была вернуть книгу сама.

Негативное отношение матери к такому знакомству выражено в тексте через описание ее физического состояния – «сжатым губам» и «ледяному молчанию». Метафорический эпитет «ледяной» ярко характеризует отрицательное отношение к поступку сына.

Продолжение комментирования проблемы. Второй пример

Вторым примером для иллюстрирования проблемы является описание того, как в семье происходило преодоление социальных предрассудков. Состоялся серьезный семейный разговор. У отца и у матери были совершенно противоположные точки зрения. Отец объяснял свою позицию тем, что сына трудно испортить и что лучше дружить с таким людьми, чем с сыновьями богатых людей. Наверное, отца можно охарактеризовать как человека-альтруиста. Он был и против материнской установки, что сына надо оберегать от житейских впечатлений. Видимо, отец лучше знал эти слои населения и был уверен в их преданности.

Мать с трудом пересмотрела свою жизненную позицию, согласившись с хозяином. Она поговорила с сыном, узнала, как зовут девушку, и дала в подарок ей книжку.

Вывод по иллюстрированию проблемы

Так два примера из жизни семьи, которая столкнулась с проблемой социального неравенства, дополняют друг друга и ярко показывают, как можно преодолеть социальный предрассудок. Юноша был несказанно рад этому и еще тому, что он стал считать себя человеком с чистой совестью. Ему не надо было скрывать встречи с этими людьми. Ему стало так легко, ведь в его семье признали людей другого социального происхождения.

Авторская позиция

К. Паустовский хотел донести мысль о том, что хотя рассказчик еще только познавал окружающий мир, он сочувствовал таким людям и понимал, что такое неравенство в мире не должно существовать.
Это было его первое осознание неравенства и несправедливости. Он навсегда усвоил урок преодоления социального неравенства.

Собственная позиция

Примером, который подтверждает мое согласие с авторскими мыслями, может быть произведение В. Короленко «Дети подземелья». Главный герой – мальчик Вася из обеспеченной семьи – познакомился с детьми, которые жили в развалинах замка. Он жалел Марусю и подарил ей куклу. Когда девочка умерла, отец Васи отпустил его на ее похороны. Вася и его друзья приносили на могилу Маруси цветы. Здесь они читали, мечтали, давали клятвы. Так юный человек познал социальное неравенство и не остался равнодушным к положению таких людей.

Вывод

Известно, что люди стремятся устранить все плохое: неравенство, ликвидировать голод, болезни и войны. Так в тексте К. Паустовского семья попыталась преодолеть социальные предрассудки: устранить неприязненное отношение к людям другого социального положения.

ТЕКСТ

Святославская улица, застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича, с такими же кирпичными тротуарами, упиралась в огромный пустырь, изрезанный оврагами. Таких пустырей среди города было несколько. Назывались они «ярами».

В яр нам строго запретили ходить. Это было страшное место, приют воров и нищих. Но всё же мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр, взяв с собой на всякий случай полицейский свисток — верное оружие, как револьвер.

Потом мы настолько осмелели, что начали спускаться в овраги, откуда тянуло дрянным жёлтым дымком. Дымок этот шёл от землянок и лачуг. Лачуги были слеплены из чего попало — ломаной фанеры, старой жести, разбитых ящиков, сидений от венских стульев, матрасов, из которых торчали пружины. Вместо дверей висели грязные мешки. Около лачуг дымили глиняные очаги с дырявыми самоварными трубами.

Больше других мне нравилась лачуга шарманщика. Днём шарманщика никогда не было — он ходил по дворам. Около лачуги сидела на земле босая девушка с землистым лицом и красивыми хмурыми глазами. Она чистила картошку. Одна нога у неё была перевязана тряпками.

Это была дочь шарманщика, гимнастка, «человек без костей». Она ходила раньше с отцом по дворам, раскладывала коврик и показывала на нём — худая, в голубом трико — разные акробатические трюки. Сейчас она повредила ноги и не могла «работать».

Иногда она читала всё одну и ту же книгу с оторванным переплётом. По картинкам я догадался, что это были «Три мушкетёра» Дюма.

Девушка недовольно кричала на нас:

— Чего вы тут ходите? Не видели, что ли, как люди живут?

Но потом она привыкла к нам и перестала кричать. Её отец, низенький седой шарманщик, застав нас в яру, сказал:

— Пусть видят, как мается наше общество. Может быть, это им пригодится, когда будут студентами.

Сначала мы ходили в яр целой ватагой. Потом я привык к обитателям яра и стал ходить туда один. Я долго скрывал это от мамы, но меня выдала дочь шарманщика. Я принёс ей почитать «Хижину дяди Тома», но заболел и долго не приходил за книгой. Она забеспокоилась и сама принесла книгу к нам на квартиру. Мама открыла ей дверь, и всё обнаружилось. Я понял это по сжатым губам мамы и по её ледяному молчанию.

Вечером между мамой и отцом происходил в столовой разговор о моём поведении. Я слышал его из-за двери. Мама волновалась и сердилась, но отец сказал, что ничего нет страшного, что меня трудно испортить и что он предпочитает, чтобы я дружил с этими обездоленными людьми, а не с сыновьями киевских купцов и чиновников. Мама возразила, что в моём возрасте меня надо оберегать от тяжёлых житейских впечатлений.

— Пойми, — сказал отец, — что эти люди на человеческое отношение отвечают такой преданностью, какую не найдёшь в нашем кругу. Причём же тут тяжёлые житейские впечатления?

Когда я выздоровел, мама принесла мне «Принца и нищего» Марка Твена и сказала:

— Вот… отнеси это сам… дочери шарманщика. Я не знаю, как её зовут.

— Лиза, — ответил я робко.

— Ну вот, отнеси эту книгу Лизе. В подарок.

С тех пор никто в доме больше не возмущался моими посещениями Святославского яра. Я был благодарен маме за это, и на душе у меня было так легко, как только может быть у мальчика с чистой совестью. (По К.Г. Паустовскому)

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки