Проблема
К. Паустовский поднимает проблему социального неравенства. Актуальной она остается до сих пор. Известно, что во всяком обществе, во всяком государстве существовало и существует неравенство между людьми.
Подход к проблеме
Предваряя иллюстрирование проблемы, автор описывает жизнь бедных слоев населения в лачугах на окраине улицы. Подростки, живущие в лучших условиях, посещали это «страшное место, приют воров и нищих» и видели, как приходится жить им.
Начало комментария проблемы. Первый пример (с выразительным средством)
Рассказчик делится впечатлениями от знакомства с семьей шарманщика. Мальчик стал ходить к ним даже один. Он увидел у дочери шарманщика книжку «Три мушкетера» и решил принести ей свою книгу. Его родители ничего не знали о посещениях сына. Но однажды он заболел, и девушка вынуждена была вернуть книгу сама.
Негативное отношение матери к такому знакомству выражено в тексте через описание ее физического состояния – «сжатым губам» и «ледяному молчанию». Метафорический эпитет «ледяной» ярко характеризует отрицательное отношение к поступку сына.
Продолжение комментирования проблемы. Второй пример
Вторым примером для иллюстрирования проблемы является описание того, как в семье происходило преодоление социальных предрассудков. Состоялся серьезный семейный разговор. У отца и у матери были совершенно противоположные точки зрения. Отец объяснял свою позицию тем, что сына трудно испортить и что лучше дружить с таким людьми, чем с сыновьями богатых людей. Наверное, отца можно охарактеризовать как человека-альтруиста. Он был и против материнской установки, что сына надо оберегать от житейских впечатлений. Видимо, отец лучше знал эти слои населения и был уверен в их преданности.
Мать с трудом пересмотрела свою жизненную позицию, согласившись с хозяином. Она поговорила с сыном, узнала, как зовут девушку, и дала в подарок ей книжку.
Вывод по иллюстрированию проблемы
Так два примера из жизни семьи, которая столкнулась с проблемой социального неравенства, дополняют друг друга и ярко показывают, как можно преодолеть социальный предрассудок. Юноша был несказанно рад этому и еще тому, что он стал считать себя человеком с чистой совестью. Ему не надо было скрывать встречи с этими людьми. Ему стало так легко, ведь в его семье признали людей другого социального происхождения.
Авторская позиция
К. Паустовский хотел донести мысль о том, что хотя рассказчик еще только познавал окружающий мир, он сочувствовал таким людям и понимал, что такое неравенство в мире не должно существовать.
Это было его первое осознание неравенства и несправедливости. Он навсегда усвоил урок преодоления социального неравенства.
Собственная позиция
Примером, который подтверждает мое согласие с авторскими мыслями, может быть произведение В. Короленко «Дети подземелья». Главный герой – мальчик Вася из обеспеченной семьи – познакомился с детьми, которые жили в развалинах замка. Он жалел Марусю и подарил ей куклу. Когда девочка умерла, отец Васи отпустил его на ее похороны. Вася и его друзья приносили на могилу Маруси цветы. Здесь они читали, мечтали, давали клятвы. Так юный человек познал социальное неравенство и не остался равнодушным к положению таких людей.
Вывод
Известно, что люди стремятся устранить все плохое: неравенство, ликвидировать голод, болезни и войны. Так в тексте К. Паустовского семья попыталась преодолеть социальные предрассудки: устранить неприязненное отношение к людям другого социального положения.
ТЕКСТ
Святославская улица, застроенная скучными доходными домами из жёлтого киевского кирпича, с такими же кирпичными тротуарами, упиралась в огромный пустырь, изрезанный оврагами. Таких пустырей среди города было несколько. Назывались они «ярами».
В яр нам строго запретили ходить. Это было страшное место, приют воров и нищих. Но всё же мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр, взяв с собой на всякий случай полицейский свисток — верное оружие, как револьвер.
Потом мы настолько осмелели, что начали спускаться в овраги, откуда тянуло дрянным жёлтым дымком. Дымок этот шёл от землянок и лачуг. Лачуги были слеплены из чего попало — ломаной фанеры, старой жести, разбитых ящиков, сидений от венских стульев, матрасов, из которых торчали пружины. Вместо дверей висели грязные мешки. Около лачуг дымили глиняные очаги с дырявыми самоварными трубами.
Больше других мне нравилась лачуга шарманщика. Днём шарманщика никогда не было — он ходил по дворам. Около лачуги сидела на земле босая девушка с землистым лицом и красивыми хмурыми глазами. Она чистила картошку. Одна нога у неё была перевязана тряпками.
Это была дочь шарманщика, гимнастка, «человек без костей». Она ходила раньше с отцом по дворам, раскладывала коврик и показывала на нём — худая, в голубом трико — разные акробатические трюки. Сейчас она повредила ноги и не могла «работать».
Иногда она читала всё одну и ту же книгу с оторванным переплётом. По картинкам я догадался, что это были «Три мушкетёра» Дюма.
Девушка недовольно кричала на нас:
— Чего вы тут ходите? Не видели, что ли, как люди живут?
Но потом она привыкла к нам и перестала кричать. Её отец, низенький седой шарманщик, застав нас в яру, сказал:
— Пусть видят, как мается наше общество. Может быть, это им пригодится, когда будут студентами.
Сначала мы ходили в яр целой ватагой. Потом я привык к обитателям яра и стал ходить туда один. Я долго скрывал это от мамы, но меня выдала дочь шарманщика. Я принёс ей почитать «Хижину дяди Тома», но заболел и долго не приходил за книгой. Она забеспокоилась и сама принесла книгу к нам на квартиру. Мама открыла ей дверь, и всё обнаружилось. Я понял это по сжатым губам мамы и по её ледяному молчанию.
Вечером между мамой и отцом происходил в столовой разговор о моём поведении. Я слышал его из-за двери. Мама волновалась и сердилась, но отец сказал, что ничего нет страшного, что меня трудно испортить и что он предпочитает, чтобы я дружил с этими обездоленными людьми, а не с сыновьями киевских купцов и чиновников. Мама возразила, что в моём возрасте меня надо оберегать от тяжёлых житейских впечатлений.
— Пойми, — сказал отец, — что эти люди на человеческое отношение отвечают такой преданностью, какую не найдёшь в нашем кругу. Причём же тут тяжёлые житейские впечатления?
Когда я выздоровел, мама принесла мне «Принца и нищего» Марка Твена и сказала:
— Вот… отнеси это сам… дочери шарманщика. Я не знаю, как её зовут.
— Лиза, — ответил я робко.
— Ну вот, отнеси эту книгу Лизе. В подарок.
С тех пор никто в доме больше не возмущался моими посещениями Святославского яра. Я был благодарен маме за это, и на душе у меня было так легко, как только может быть у мальчика с чистой совестью. (По К.Г. Паустовскому)
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
История России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки