Найти тему

НЕБОЛЬШОЙ ОЧЕРК О РАБОТЕ "КОСМОЛОГИЯ ДУХА" ЭВАЛЬДА ИЛЬЕНКОВА


.

Космология духа Эвальда Ильенкова (1924 -1979) , выдающегося марксистского философа - одна из наиболее волнующих философских работ, которые мне приходилось, когда либо, в последнее время читать, даже не смотря на то, что работа, берущая за основу своего метода материалистический диалектизм, написана с марксистских (по крайней мере, чисто ноуменально, или формально) позиций. Работу , в ходе которой , Эдвальд Ильенков - размышляя о космосе, материи, о дальнейшей судьбе человечества , и его пути, (в ходе которого ему предстоит исчезнуть, вследствие естественного остывания солнца, и непригодности условий для своего физического выживания), подходит к мысли о том, что по мере наступления пика своего духовного , культурного, и научного развития, человечество через многие эры, сознательно пожертвует собой, что бы жизнь не смогла прекратиться, возникнув на других планетах, можно охарактеризовать как работу фантастическую, в чем то, может быть, даже сближающуюся с космологией Стругацких, или Лема, а можно ее охарактеризовать и как работу утопическую, или работу философски поэтическую. По крайней мере , я бы охарактеризовал эту работу именно так, Как работу философско-поэтическую, хотя и очень строгую. Другой вопрос, насколько истинен философский взгляд, или поэтическая интуиция автора?

Этого вопроса и коснется мой небольшой очерк посвященный Ильенкову. Итак, насколько истинна картина Эдвальда Ильенкова? Во первых, что бы ответить на этот вопрос, для начала следует признать, что не бывает истинной и ложной философии, не бывает истинных, или ложных философских картин мира, как нельзя назвать ни одну поэтическую картину мира ложной. Никто ведь не скажет, что мифические координаты поэтики Мандельштама (в сложном пути воображения духа к своим истокам, которые и отразил Мандельштам в своем языке ) - более верны, чем, мифические координаты поэтики раннего Владимира Маяковского, или скажем, Николая Гумилева, поскольку, в каждой философской картине, как и в картине поэтической есть истина, как есть и своя неполнота. Как писал Мартин Хайдеггер, мы пока мыслим не в собственном (ибо еще , не в настоящем, то есть, не в полном) смысле этого слова. Другое дело, что с этого утверждения начинал каждый философ, в том числе и Кант.

Истина философия , прежде всего ее собственная истина.

Каждая философия истинна в своих границах, материальных, духовных, гносеологических, или же, чисто терминологических, правда, в той мере, в какой она выходит за эти же границы. Хотя, в той же мере, она и иллюзорна. В этом и состоит парадокс философской мысли, ее неполнота, и сверхполнота одновременно . И именно, с этой точки зрения, не бывает ложной философии, поскольку, философия либо есть, либо ее нет. Иными словами, философия либо достигает себя, достигает сферы мысли, ее, а значит и своей суверенности (и тогда она и становится философией), либо не достигает, то есть не удается как философия, проваливаясь сквозь собственные зазоры и пустоты – всего ею недомысленного.

А поэзия устроена иначе.

Не смотря на то, что о поэзии, как и о философии, можно сказать, что либо она есть, либо ее нет, поэзия не достигает себя что бы стать поэзией, тем она и отличается от философии. Ибо, поэзия, если есть, она есть уже изначально, (как в первых строках юного Мандельштама "звук осторожный и глухой плода сорвавшегося с древа") , либо ее нет. Лирика достигается с первых же слов. Если поэзии нет, она и не появится.

А если поэзия есть, она, уже есть в двух самых первых словах ...

Поэзия говорит о том, что из всего можно сделать лирику. Из какой угодно картины, пейзажа, обстановки, или , даже, мгновенья. Но если, из всего можно сделать лирику, значит все может стать любовью, или, красотой. Просто , нашлось бы, то, вокруг чего, все стало красотой. Поэзия , это поиск потерянного, (выпавшего) звена, или невидимого центра.

А философия – есть поиск потерянного Логоса.

Итак, философия не бывает ложной, философия либо есть, либо ее нет. Другой, вопрос, что означает ли это, что философия в принципе не может быть ложной? Только философия воплощенная в жизнь становится ложной, ибо она становится идеологией, так же как и поэзия, становящаяся публицистикой, по определению перестает быть поэзией.

А теперь вернусь к Космологии Духа Ильенкова.

Читая эту сложную, хотя и написанную ясным языком работу, в которой по спинозистски очень красиво изложена мысль и о том, что материальный мир, с его сложными процессами , завершен , если говорить о материи в целом, но в этом же мире все еще происходят процессы , и течет время, если рассматривать материю - в каком либо отдельном ее проявлении, (с точки зрения которого, ни мир, ни его история , еще не завершены), поражаешься.

Во первых поражаешься масштабу его взгляда.

А во вторых, поражаешься диалектической стройности космической картины Эвальда Ильенкова., диалектическим образом соединяющего порой самое несоединимое в своей работе. В работе Ильенкова есть красота. Красота и поэтическая и философская. Есть в ней и философская (философско-поэтическая) религиозность, не смотря на явный атеизм ее автора, который, увы, и послужил границей - его прозрений, хотя, как мне кажется, атеизм сыграл и трагическую роль и в жизни философа, покончившего с собой.

Конечно, глупо за атеизм упрекать философа марксистского направления.

Прежде, чем стать жертвой своего атеизма (если конечно такой оборот допустим к жизни философа) , автор Космологии Духа – был уже жертвой идеологии своего времени, которую он, правда, пытался преодолеть. Можно вспомнить и другого замечательного философа, Алексея Лосева, который оставался верующим человеком, не смотря на то, что , как и Ильенков чисто номенально Лосев был марксистом , используя все тот же диалектический метод Маркса.

Впрочем, вернусь к Космологии Духа.

В работе Эвальда Ильенкова очень важна мысль, что не существует материи без мышления, (как и мышления без материи) что само мышление есть атрибут материи. С этой мысли начинается статья , эта мысль пронизывает все содержание этого труда. Это , может быть, очень спорная мысль. Что в этой мысли несколько настораживает и смущает?

Мышление подразумевает активность, сама же материя пассивна.

Может быть, уместнее было бы тогда сказать, что в материи есть сознание , (в качестве ее нераскрытого пассивного потенциала) , та пленная духовная энергия, которая должна однажды через человека, через его мысль, высвободиться , или, через культуру и религию раскрыться, что бы жизнь, окончившись на земле, возникла, где -нибудь, на другой планете, в другой далекой космической системе, благодаря этой высбожденной энергии, (в чем и состоит духовная миссия, или культурная задача человека. ) В общем то, и сам Эвальд Ильенков следует этой интуиции.

В конце концов, даже энергия атомная и есть такая высвобожденная энергия чисто физическая.

Однако, поскольку, в материи есть и сознание, (как более тонкая составляющая всего мироздания) в ней есть и своя духовная (плененная) энергия, которую только человек может высвободить - и я бы сказал, не через науку (или, не только через науку) но и через культуру,

через гениальные живописные полотна, через музыку и поэзию. Впрочем, не думаю, что Эвальд Ильенков этого не понимал.

Может быть, он просто не все высказывал до конца.

Так я бы и обрисовал вкратце содержание этой поразительной работы, (которая как ни странно, в чем то сближается с буддистскими, или некоторыми гностическими доктринами),и в которой много что и другого интересного, глубокого , неожиданного, любознательного и смелого, хотя, может быть много и очень спорного.

Но и даже самое спорное в работе Ильенкова - интересно.

Интересно и то, что книга Ильенкова, в которой речь шла о жертве, стала судьбоносной. Философ , в конце концов пожертвовал собой, покончив жизнь самоубийством, (чему послужило и непризнание философа, и его травля в академических кругах), настолько трагично сбылась эта сложная работа в судьбе самого философа.

Как писал сам Эвальд Ильенков? (просто его процитирую)

«Умно организованное, то есть, коммунистическое общество, может состоять, только, из умных людей. «Коммунизм Ильенков может быть понимал, как выход из состояния в которой бытие определяет сознание - к той ступени в которой сознание определяет бытие.

Хотя, этой мысли философ прямо , не высказывал.


Э. Ильенков
Э. Ильенков


.

-2


Ниже,по ссылке работа Космология Духа Э. Ильенкова

http://caute.tk/ilyenkov/texts/phc/cosmologia.html

-3