Когда речь речь заходит о двухсистемных электровозах, все сразу вспоминают ВЛ82. Но первыми двухсистемниками были ВЛ61Д, о которых мало кто знает.
Применение переменного тока при электрификации железных дорог привело к появлению пунктов стыкования двух различных систем тока: переменного напряжением 25 кВ и постоянного напряжением 3 кВ. При этом возникло несколько вариантов решения вопроса организации движения поездов через такие пункты. Выявились два основных направления: оборудование станций стыкования переключателями, позволяющими подавать на отдельные секции контактной сети тот или иной род тока, или использование электровозов, рассчитанных на работу как на постоянном, так и на переменном токе.
По вопросу о способе стыкования велись большие технические споры. Кроме указанных выше способов стыкования, рассматривались другие варианты:
- подвеска второго контактного провода или укладка третьего рельса на станции стыкования с одновременным оборудованием электровозов одной из систем тока дополнительными токоприёмниками;
- прицепка к электровозам постоянного тока тендера с установкой для преобразования переменного тока в постоянный;
- проход электровозов при приёме на станцию с опущенным токоприёмником (на выбеге) и электрификация путей разных районов станции различными системами тока.
В тех случаях, когда по экономическим соображениям и эксплуатационным условиям нецелесообразно оборудование станций стыкования переключателями рода тока, стали применять электровозы двойного питания. Эти электровозы могут работать как на переменном токе напряжением 25 кВ, так и на постоянном токе напряжением 3 кВ и проходить разделы питания без остановки.
Первыми электровозами двойного питания стали шестиосные грузовые электровозы, переделанные из электровозов переменного тока ВЛ61. Эскизный проект такой переделки был выполнен в 1957 г. Однако оборудование станции Ожерелье в мае 1958 г. переключателями контактной сети, а затем сооружение стыкования по контактной сети на станциях Зима и Мариинск несколько снизили актуальность реализации проекта.
Вновь вопрос о переоборудовании электровозов ВЛ61 встал в связи с электрификацией на переменном токе линии Ростов – Кавказская – Минеральные Воды и образования пункта стыкования переменного и постоянного тока на станции Минеральные Воды. Учитывая небольшое протяжение участка Минеральные Воды – Кисловодск и сохранение на станции Минеральные Воды приемоотправочных путей для моторвагонных поездов на постоянном токе, было решено вместо оборудования станции переключателями контактной сети применить для электровозной тяги локомотивы двойного питания.
После разработки технического проекта в конце 1963 г. было осуществлено переоборудование первого электровоза ВЛ61-004 в электровоз двойного питания, получивший обозначение серии ВЛ61Д.
Для выпрямления тока использовали четыре игнитрона ИВС-500/5. Силовые цепи тяговых электродвигателей и вспомогательных машин были выполнены по типу цепей электровоза серии ВЛ22М с добавлением элементов, обеспечивавших работу выпрямительной установки и защиту при питании электровоза переменным током, и реле, обеспечивавших соответствие включения аппаратов роду тока в контактном проводе. На постоянном токе электровоз ВЛ61Д-004 работал как электровоз серии ВЛ22М.
Электровоз ВЛ61Д-004 испытывался на участке Москва – Ожерелье (на постоянном токе) и Ожерелье – Павелец (на переменном токе). Затем на Запорожском электровозоремонтном заводе были переоборудованы 11 остальных электровозов серии ВЛ61, и все электровозы серии ВЛ61Д (10 во второй половине 1964 г. и 2 в первой половине 1965 г.) были направлены для работы на участок Минеральные Воды – Кисловодск. Они заменили ранее работавшие там электровозы серии ВЛ19 и начали водить грузовые и пассажирские поезда.
В период 1972-1982 гг. все электровозы этой серии были списаны и заменены электровозами серий ВЛ82 и ВЛ82М.
На данный момент известно о двух сохранившихся электровозах серии ВЛ61Д: в депо Ожерелье Московской области и в Ростовском музее железнодорожного транспорта.
По материалам книги В.А. Ракова «Локомотивы Отечественных железных дорог 1956-1975 гг.»
На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!
Наверняка вам будут интересны наши статьи: