Найти тему

ВЛ61Д — двухсистемный электровоз из прошлого, о котором вы не знали!

Электровоз ВЛ61Д-004 с поездом №4 Москва - Кисловодск на ст. Лермонтовский, г. Пятигорск, Ставропольский край, фото из музея вагонного депо Минеральные Воды, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ61Д-004 с поездом №4 Москва - Кисловодск на ст. Лермонтовский, г. Пятигорск, Ставропольский край, фото из музея вагонного депо Минеральные Воды, сайт parovoz.com

Когда речь речь заходит о двухсистемных электровозах, все сразу вспоминают ВЛ82. Но первыми двухсистемниками были ВЛ61Д, о которых мало кто знает.

Применение переменного тока при электрификации железных дорог привело к появлению пунктов стыкования двух различных систем тока: переменного напряжением 25 кВ и постоянного напряжением 3 кВ. При этом возникло несколько вариантов решения вопроса организации движения поездов через такие пункты. Выявились два основных направления: оборудование станций стыкования переключателями, позволяющими подавать на отдельные секции контактной сети тот или иной род тока, или использование электровозов, рассчитанных на работу как на постоянном, так и на переменном токе.

По вопросу о способе стыкования велись большие технические споры. Кроме указанных выше способов стыкования, рассматривались другие варианты:

  • подвеска второго контактного провода или укладка третьего рельса на станции стыкования с одновременным оборудованием электровозов одной из систем тока дополнительными токоприёмниками;
  • прицепка к электровозам постоянного тока тендера с установкой для преобразования переменного тока в постоянный;
  • проход электровозов при приёме на станцию с опущенным токоприёмником (на выбеге) и электрификация путей разных районов станции различными системами тока.
Электровоз ВЛ61Д-001 в депо Минеральные Воды, Ставропольский край, фото из музея вагонного депо Минеральные Воды, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ61Д-001 в депо Минеральные Воды, Ставропольский край, фото из музея вагонного депо Минеральные Воды, сайт parovoz.com

В тех случаях, когда по экономическим соображениям и эксплуатационным условиям нецелесообразно оборудование станций стыкования переключателями рода тока, стали применять электровозы двойного питания. Эти электровозы могут работать как на переменном токе напряжением 25 кВ, так и на постоянном токе напряжением 3 кВ и проходить разделы питания без остановки.

Первыми электровозами двойного питания стали шестиосные грузовые электровозы, переделанные из электровозов переменного тока ВЛ61. Эскизный проект такой переделки был выполнен в 1957 г. Однако оборудование станции Ожерелье в мае 1958 г. переключателями контактной сети, а затем сооружение стыкования по контактной сети на станциях Зима и Мариинск несколько снизили актуальность реализации проекта.

Вновь вопрос о переоборудовании электровозов ВЛ61 встал в связи с электрификацией на переменном токе линии Ростов – Кавказская – Минеральные Воды и образования пункта стыкования переменного и постоянного тока на станции Минеральные Воды. Учитывая небольшое протяжение участка Минеральные Воды – Кисловодск и сохранение на станции Минеральные Воды приемоотправочных путей для моторвагонных поездов на постоянном токе, было решено вместо оборудования станции переключателями контактной сети применить для электровозной тяги локомотивы двойного питания.

Электровоз ВЛ61Д-003 и группа студентов ТУ-4 в локомотивном депо Минеральные Воды, Ставропольский край, фото из музея вагонного депо Минеральные Воды, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ61Д-003 и группа студентов ТУ-4 в локомотивном депо Минеральные Воды, Ставропольский край, фото из музея вагонного депо Минеральные Воды, сайт parovoz.com

После разработки технического проекта в конце 1963 г. было осуществлено переоборудование первого электровоза ВЛ61-004 в электровоз двойного питания, получивший обозначение серии ВЛ61Д.

Для выпрямления тока использовали четыре игнитрона ИВС-500/5. Силовые цепи тяговых электродвигателей и вспомогательных машин были выполнены по типу цепей электровоза серии ВЛ22М с добавлением элементов, обеспечивавших работу выпрямительной установки и защиту при питании электровоза переменным током, и реле, обеспечивавших соответствие включения аппаратов роду тока в контактном проводе. На постоянном токе электровоз ВЛ61Д-004 работал как электровоз серии ВЛ22М.

Электровоз ВЛ61Д-012, локомотивное депо Туапсе, Краснодарский край,1996 г., автор: Маслов Михаил, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ61Д-012, локомотивное депо Туапсе, Краснодарский край,1996 г., автор: Маслов Михаил, сайт parovoz.com

Электровоз ВЛ61Д-004 испытывался на участке Москва – Ожерелье (на постоянном токе) и Ожерелье – Павелец (на переменном токе). Затем на Запорожском электровозоремонтном заводе были переоборудованы 11 остальных электровозов серии ВЛ61, и все электровозы серии ВЛ61Д (10 во второй половине 1964 г. и 2 в первой половине 1965 г.) были направлены для работы на участок Минеральные Воды – Кисловодск. Они заменили ранее работавшие там электровозы серии ВЛ19 и начали водить грузовые и пассажирские поезда.

В период 1972-1982 гг. все электровозы этой серии были списаны и заменены электровозами серий ВЛ82 и ВЛ82М.

Электровоз ВЛ82-002 на территории НЭВЗа, Ростовская обл., 1967 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт parovoz.com
Электровоз ВЛ82-002 на территории НЭВЗа, Ростовская обл., 1967 г., фото из архива ВЭлНИИ, сайт parovoz.com

На данный момент известно о двух сохранившихся электровозах серии ВЛ61Д: в депо Ожерелье Московской области и в Ростовском музее железнодорожного транспорта.

Электровоз ВЛ61Д-005, Московская область, депо Ожерелье, 2015 г., автор: dymon.z, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ61Д-005, Московская область, депо Ожерелье, 2015 г., автор: dymon.z, сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ61Д-012 , Ростовская область, Ростовский музей железнодорожного транспорта, 2015 г., автор: Лагутин И.Б., сайт trainpix.org
Электровоз ВЛ61Д-012 , Ростовская область, Ростовский музей железнодорожного транспорта, 2015 г., автор: Лагутин И.Б., сайт trainpix.org

По материалам книги В.А. Ракова «Локомотивы Отечественных железных дорог 1956-1975 гг.»

На этом всё, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, заходите на нашу страницу в Instagram! Благодарю за внимание!

Наверняка вам будут интересны наши статьи: