Найти в Дзене
Евгений

Дзен полевых дорог для Народного Яндекс.Картографа

Оглавление

Всем привет, друзья, сегодня хочу подытожить некоторый опыт рисования грунтовых дорог на Народной Яндекс.Карте. Статья получится объёмная, потому что в двух словах это просто не описать, так что усядьтесь поудобнее, запаситесь терпением, и будьте готовы включать логику, т.к. многие вещи в сущности грунтовых дорог не для всех очевидны, кому-то я открою новое, а кому-то - повторю очевидное. Не ругайтесь в этом случае, лучше дополните статью в комментариях своими соображениями и наблюдениями.

Итак, к делу.

Как выглядит полевая дорога? Может быть так?

Красивая фотообойка откуда-то из интернета
Красивая фотообойка откуда-то из интернета

Ну что же, вполне возможно, некоторые грунтовки так и выглядят. Едешь по ней, любуясь, - куда ни кинь взгляд - всюду необъятные поля, свежий воздух, гнать можно как на автобане, ни кочки, ни ямки! Если вам встретилась такая дорога - рисуйте её без оглядки. Точка в точку, все поворотики отрисовываем, чтоб всё было "не придерёшься".

Однако, так бывает далеко не всегда. На самом деле, я вас расстрою, друзья, такого понятия как "Полевая дорога" на самом деле не существует. Почему? Да потому, что поля не предназначены для езды. На полях сажают рожь, пшеницу, которые мы потом едим в виде хлеба и тортиков, и езда по этим злакам - злостное кощунство и преднамеренное злодейство!

Обратимся к сущности полевого хозяйства колхозников (буду их так называть, хотя колхозов давно уж нет), вы меня поняли. По весне, как стает снег и подсохнет земля - поля распахиваются! А значит, уничтожаются (!) все, так называемые, "полевые дороги"! Далее - после посева и роста - на них колосится золотистое море пшеницы, которую давить колёсами - несусветная дурь, за которую надо штрафовать нещадно, а то и сажать!Затем, после сбора урожая, наступает пора, когда по полям (условно) можно ездить куда угодно и как угодно. Удобно по стерне ехать, все пути-дороги открыты. Только топтать пахотную землю колёсами - всё равно лишний раз - не стоит!

Стерня́ (жнивьё) — остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая

Зимой полевые дороги почти всегда недоступны, укрытые снегом, как и осенью, в пору дождей. Не зря атрибут "плохое состояние" на грунтовой дороге означает "невозможно проехать на легковом авто в сухую погоду". Если погода сырая - просто не суйтесь на грунтовки вообще, по умолчанию! Там - кисель, и скорее всего, вам предстоит незабываемый поход в ближайшую деревню за трактором от ближайшей лужи!

Это НЕ дорога "в плохом состоянии" - в сухую погоду здесь вполне можно проехать на легковушке-пузотёрке. Это обычная грунтовка, и такой станет почти любая грунтовка во влажную погоду.
Это НЕ дорога "в плохом состоянии" - в сухую погоду здесь вполне можно проехать на легковушке-пузотёрке. Это обычная грунтовка, и такой станет почти любая грунтовка во влажную погоду.

Но оставим пока в покое колхозников, перейдём к обычным (не полевым) грунтовкам - лесным и луговым. Есть ещё и внутриквартальные проезды, но их обычно подсыпают щебенкой (это не "твёрдое покрытие") и ремонтируют по возможности, поэтому оставим их в стороне, они довольно постоянны. Грунтовки тоже, кстати, иногда ремонтируют - подсыпают, подравнивают... Такие называются "дороги с улучшенным покрытием". Их обычно не распахивают.

Сущность лесных дорог - та же, что и луговых, но с важным условием, что дорога тут и там стиснута препятствиями в виде обступающих её деревьев и другими неудобьями (по краю болота и т.п.). Рисовать ее нужно по возможности тщательно, никуда эта дорога не денется поскольку по-другому там просто не проехать, разве что зарастет без частого использования. Дело осложняется тем, что дорогу в лесу со спутника чаще всего не видно, она прячется за кронами.

В остальном - она подобна луговой, о которой мы сейчас поговорим.

Кстати, на лесных дорогах (особенно запущенных) часто встречаются препятствия в виде упавших деревьев толщиной минимум в руку, максимум в пол-метра. Ну и ездить по ним не очень приятно, ветки хлещут по машине - могут краску поцарапать - ездишь и дёргаешься - никакого кайфа!

Типичная картина, фото из инета, но на местности всё выглядит примерно так же, только бревно не голое, а ветки во все стороны торчат, так что даже подойти сложно. Хотя, мелкий трухлявый валежник толщиной в руку и менее - легко убирается за 5 минут. Недавно ездил в разведку в Выксунском районе на лесную дорогу, записывал трек в Блокнот Картографа, чтобы нанести его на карту - так убрал 3 дерева в руку толщиной с дороги, плюс от двух просто развернулся - слишком толстые, да и лень было. Авто - Лада Гранта, типичнейшая пузотёрка)))
Типичная картина, фото из инета, но на местности всё выглядит примерно так же, только бревно не голое, а ветки во все стороны торчат, так что даже подойти сложно. Хотя, мелкий трухлявый валежник толщиной в руку и менее - легко убирается за 5 минут. Недавно ездил в разведку в Выксунском районе на лесную дорогу, записывал трек в Блокнот Картографа, чтобы нанести его на карту - так убрал 3 дерева в руку толщиной с дороги, плюс от двух просто развернулся - слишком толстые, да и лень было. Авто - Лада Гранта, типичнейшая пузотёрка)))

Переходим к "луговым" дорогам. Это я их так условно назвал, т.к. это явно не лесные, ибо не стиснуты препятствиями (кроме рельефа и редких островков растительности) и не уничтожаются ежегодно, как полевые. Вроде бы они должны оставаться постоянными из года в год, и их можно смело наносить. А вот как бы и не так!

Луговые дороги - это обычные грунтовки, которые не уничтожаются, но и не ремонтируются. А лучше они из года в год - не становятся. Дело в том, что народ, ездящий по этим дорогам, ездит по ним в любую погоду - и в сушь и в грязь, и в любое время года. Такой уж народ у нас - если хочешь покататься по грунтовкам - покупай 4х4 и катайся. А той же Ниве или Уазику (скромно умолчу про Паджерики и иже с ними) - дороги по определению не нужны!

В общем, в конечном итоге, своими 4х4 они размешивают эти "луговые" дороги до состояния йогурта! Нежная классическая консистенция! И самый цимес в том, что ремонтировать эти дороги - некому. Никто не пригонит бульдозер и не поправит. В объезд - тоже никто не поедет - ведь вокруг луг! Разнотравье! Просто накатают дорогу рядом, вместо разбитой! И будет две дороги вместо одной.

Ушатанная луговая дорога, но тоже НЕ в "плохом состоянии", ибо в сухую погоду на пузотёрке я там проеду, не напрягаясь! Обратите внимание - дорога стиснута прогалом в перелеске, это место надо отрисовать максимально точно (я рисую усреднённый вход, выход условно по центру прогала). В остальном, где дорога "гуляет" - на ваш выбор. Я, обычно, рисую общую "усреднённую" дорогу в "вольных" местах, где колеи раздваиваются и растраиваются. Также можно посмотреть где идут треки, или глянуть Гугл или Бинг - там картинки посвежее попадаются, можно посмотреть где дорога актуальней, состояние покрытия более-менее видно. Также обратите внимание, что за перелеском дорога разделяется на две. Через год может появиться третья, в этом нет ничего удивительного, одну дорогу "убили" - ездим по другой. В этих случаях я рисую только один из возможных вариантов проезда, желательно прямой, предоставляя водителю на местности разбираться, где проехать, из изобилия вывертов извращённой фантазии других водителей, проехавших разными путями. Умрёшь тут каждый изгиб и объезд каждой кочки отрисовывать!
Ушатанная луговая дорога, но тоже НЕ в "плохом состоянии", ибо в сухую погоду на пузотёрке я там проеду, не напрягаясь! Обратите внимание - дорога стиснута прогалом в перелеске, это место надо отрисовать максимально точно (я рисую усреднённый вход, выход условно по центру прогала). В остальном, где дорога "гуляет" - на ваш выбор. Я, обычно, рисую общую "усреднённую" дорогу в "вольных" местах, где колеи раздваиваются и растраиваются. Также можно посмотреть где идут треки, или глянуть Гугл или Бинг - там картинки посвежее попадаются, можно посмотреть где дорога актуальней, состояние покрытия более-менее видно. Также обратите внимание, что за перелеском дорога разделяется на две. Через год может появиться третья, в этом нет ничего удивительного, одну дорогу "убили" - ездим по другой. В этих случаях я рисую только один из возможных вариантов проезда, желательно прямой, предоставляя водителю на местности разбираться, где проехать, из изобилия вывертов извращённой фантазии других водителей, проехавших разными путями. Умрёшь тут каждый изгиб и объезд каждой кочки отрисовывать!

Мелкий совет по езде по таким дорогам в слякоть - главное - не вывеситься! Чтобы на днище не сесть, надо ехать не по колее, а по буграм между колеями, чтобы под пузом бугры не проходили. Также, если едете во влажную погоду, если колея влажная, постарайтесь ехать так, чтобы одно из колес шло по колее (если невозможно ехать вне колеи), а второе - ехало ВЫШЕ первого. В смысле ФИЗИЧЕСКИ выше - например, левой стороой авто встали в грязищу, а правой едете по возвышенной обочине, чтобы левая сторона машины была ниже правой.

Смысл тут такой - дифференциал в мосту вас остановит в центре лужи, если ОДНО ИЗ колес (любое) потеряет сцепление (зашлифует). А это - фиаско. Если в луже остановились - выехать невозможно, только тянуть/толкать. Если едете горизонтально - любое зашлифовавшее колесо через дифференциал выключает парное ему с другой стороны. Если же вы едете набекрень - то колесо, которое ниже получает усиленное сцепление с дорогой из-за смещенного центра тяжести, а второе (которое выше) - едет по относительно "цеплючей" сухой поверхности. Поэтому тяговое усилие на оба колеса приходится в достатке и дифференциал не подкидывает вам фортели. Ну и "штурмануть" иногда приходится - в смысле с разгону лужу преодолеть, разогнавшись с сухого участка. По инерции машина сколько-то пролетит даже без сцепления колёс, может быть, при удаче, вам хватит именно этого расстояния, чтобы дать колёсам зацепиться и вытащить вас, и вы не оторвёте бампер в процессе такого "форсажа".

В общем, читайте советы автомобилистов, чтобы не застрять в грЯзях.

Ладно, что-то я отвлёкся, а до окончания статьи ещё как бы не два раза по столько же, так что приятного чтения друзья. Возвращаемся к делу. Новая прикольная фотка, чтобы сделать паузу и осмыслить, какие у нас на Руси бывают грунтовки, и как надо осторожно подходить к их рисованию:

Фотка из тырнета.
Фотка из тырнета.

Итак, из вышеизложенного мы поняли, что грунтовых дорог постоянной конфигурации НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Ещё раз - НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!!

Подчеркну это в цитате (можете цитировать меня и эту статью: всем пофиг а мне приятно):

Полевые дороги ежегодно уничтожаются колхозниками при вспашке, лесные и луговые - разбиваются "ездюками", единственное более-менее постоянное - это внутриквартальные проезды, которые периодически ремонтируются жителями.

Назрел вопрос:

Всё это замечательно, но как же всё это рисовать?

Не так всё плохо, друзья, всё это рисуется на раз, но чтобы всё было по фен-шую, не забывайте АТРИБУТИРОВАТЬ участки дорог! Рисуем дорогу (где именно рисуем-это отдельный вопрос, чуть позже рассмотрим).

И атрибутируем её участки (если нужно - разрезаем её там где начинается и кончается проблемный участок). Вопрос "как разрезать дорогу" - к хелпу НЯК (или гайду, хз как правильно), скажу только что в основном прямо сразу когда рисую - если вижу проблемный участок, ставлю точку на подъезде к нему и на выезде, и щёлкая на этих точках, нажимаю "Разрезать при сохранении". Над ними появляются ножницы, и когда нажмёте кнопку "Сохранить", этот участок выделится в отдельную дорогу, которой можно будет присвоить все необходимые атрибуты, в первую очередь "Брод" и/или "Плохое состояние".

К примеру, пересечение дорогой русла реки (ручья), который МОЖНО преодолеть на автомобиле или пешком - помечается как "Брод" (атрибут "Тип сооружения"). Дорога разрезается на въезде и выезде с Брода, и у получившегося участка брода (пересечения грЯзей) после сохранения ставится атрибут "Брод". Что касается формалистики по слову "Можно" преодолеть на автомобиле (УРАЛ-чем-не-автомобиль) или пешком (прыгая с кочки на кочку) - оставим это на совести разработчиков, хотя тут не самая плохая стратегия, хоть какая-то формальность лучше отсутствия формальности вообще.

Итак, броды: цитировать правила не буду - сами прочитаете, в общем случае помечается переезд через водные препятствия на авто или пешком. Грязь по колено в месте пересечения ручьёв - тоже считается бродом.

Вода на дороге в сухую погоду с пустого места - не образуется! Обязательно в этом месте будет низинка и обязательно по ней будет протекать типа ручей из ближайшего озера или болота. Короче, с места водосбора! Или речка. Даже ручей, протекающий через покрытие дороги и делающий на ней грязь - есть брод!

Вот типичный брод на карте:

Синяя и красная раскраска дорог - это просто цветовая схема веб-редактора НЯК. Можете включить её сами. Я только ей и пользуюсь при отрисовке грунтовок (см.следующий скрин)
Синяя и красная раскраска дорог - это просто цветовая схема веб-редактора НЯК. Можете включить её сами. Я только ей и пользуюсь при отрисовке грунтовок (см.следующий скрин)
Чтобы переключить цветовую схему - почитайте помощь по веб-редактору НЯК, вкратце - тыкаем "Слои", выбираем категорию "Дороги" и переключаем "Стандартную раскраску дорог" на "Плохие дороги". При этом синим будут отображаться грунтовки, красным - грунтовки в плохом состоянии, ядовито-зеленым - твёрдое покрытие (иногда сразу видно что по ошибке этот атрибут включен у грунтовки, тогда я его меняю), и фиолетовым - "твёрдое покрытие в плохом состоянии". Очень рекомендую пользоваться этой схемой.... Сам пользуюсь...
Чтобы переключить цветовую схему - почитайте помощь по веб-редактору НЯК, вкратце - тыкаем "Слои", выбираем категорию "Дороги" и переключаем "Стандартную раскраску дорог" на "Плохие дороги". При этом синим будут отображаться грунтовки, красным - грунтовки в плохом состоянии, ядовито-зеленым - твёрдое покрытие (иногда сразу видно что по ошибке этот атрибут включен у грунтовки, тогда я его меняю), и фиолетовым - "твёрдое покрытие в плохом состоянии". Очень рекомендую пользоваться этой схемой.... Сам пользуюсь...

Итак, вернёмся к броду. На снимке видно, что дорога пересекает речку. Вот как это выглядит в натуре:

Тут точно "невозможно проехать на пузотёрке в сухую погоду". Поэтому атрибут "Брод" плюс "плохое состояние" (ставится автоматически) - в самую тему! Хотя, если будет вопрос жизни и смерти, я наверно возьмусь преодолеть эту преграду на своей Гранте. Но лучше бы не надо!!!
Тут точно "невозможно проехать на пузотёрке в сухую погоду". Поэтому атрибут "Брод" плюс "плохое состояние" (ставится автоматически) - в самую тему! Хотя, если будет вопрос жизни и смерти, я наверно возьмусь преодолеть эту преграду на своей Гранте. Но лучше бы не надо!!!

Ещё фото брода (просто ехал мимо и увидел грунтовку, уходящую в лес через воду). Остановился и на Блокноте Картографа запомнил место и сделал фотку:

Так это теперь  выглядит на карте
Так это теперь выглядит на карте
А так в натуре
А так в натуре

Ну и завершая тему бродов, короткий видос из ВК:

P.S. С автором связался, он подтвердил что это видео снято именно на том месте, которое указано на карте ниже.

P.P.S. Автор может это видео удалить из ВК, так что, если оно пропадёт, не серчайте - всем сейчас тяжело!

Вот где это находится и как выглядит на карте. Пометил брод как доступный только для ГРУЗОВИКОВ, т.е. при построении легкоавтомобильных, велосипедных и пешеходных маршрутов через эту точку, Яндекс.Карты будут слать лесом, и это правильно!
Вот где это находится и как выглядит на карте. Пометил брод как доступный только для ГРУЗОВИКОВ, т.е. при построении легкоавтомобильных, велосипедных и пешеходных маршрутов через эту точку, Яндекс.Карты будут слать лесом, и это правильно!

Да, кстати, если речка закатана в трубу и поверх неё насыпь - это НЕ брод и НЕ мост. Это просто дорога. Обратите на это внимание (фото ниже). Если на спутнике при пересечении дорогой речки не будет признаков грЯзей (большая лужа со следами въезда и выезда) - модераторы будут откатывать ваши "броды", либо вам придётся их обосновать, съездив на место и сделав фото. Если на снимке сухая переправа - следовательно, это просто дорога.

Переезд над речкой выполнен так. Труба и насыпь.
Переезд над речкой выполнен так. Труба и насыпь.
Сама дорога через речку выглядит так. Ничего сверхъестественного, обычная грунтовка
Сама дорога через речку выглядит так. Ничего сверхъестественного, обычная грунтовка

В дополнение к теме бродов, отмечу, что сам по себе атрибут грунтовки "плохое состояние", без "брода" означает невозможность проезда на легковушке в сухую погоду. Пользуйтесь им, если на участке дороги видно, что размесили колеи или капитально разломали дорогу, но это не связано с пересечением ручьёв и рек. НО! Если в сухую погоду проехать на легковушке (не 4x4) по грунтовке можно - то атрибут "плохое состояние" - не ставим!

Также обращаю внимание, что Правила разрешают устанавливать атрибут "Плохое состояние" на участках дорог длиной в один квартал (кварталов на грунтовках пока не построили) или длиной не менее 200 метров (к бродам это не относится). В левом нижнем углу есть линейка, ей легко измерить длину участка, даже ломаного. Пользуйтесь!

Переулок был помечен как "плохая грунтовка". Сегодня решил проверить, в итоге атрибут "плохая дорога" снял. Совершенно без проблем здесь проехал, колеи сантиметров 20-30 в глубину, но если в них не заезжать, то в сухую погоду проехать можно без напряга. А если заехал в колею и вывесился - сам дурак!
Переулок был помечен как "плохая грунтовка". Сегодня решил проверить, в итоге атрибут "плохая дорога" снял. Совершенно без проблем здесь проехал, колеи сантиметров 20-30 в глубину, но если в них не заезжать, то в сухую погоду проехать можно без напряга. А если заехал в колею и вывесился - сам дурак!

Ладно, тему бродов и плохих дорог вроде бы закрыли, перейдём теперь к собственно, отрисовке этих самых своенравных гибкотекучих грунтовок в целом. Повторюсь вкратце, что мы имеем на текущий момент:

  1. Все грунтовки непостоянны. Со временем трасса гуляет туда-сюда (нет смысла отрисовывать каждый микроизгиб), за исключением мест, стиснутых препятствиями (их отрисовываем точно). В остальном - "усреднённая трасса".
  2. Объезды препятствий с разных сторон - либо рисуем с одной стороны, более прямой, либо не рисуем вообще - прокладываем путь прямо через препятствие. На месте водитель разберется, справа ему объехать или слева.
  3. При пересечении водных преград, если видны следы въезда в лужу и выезда - ставим Брод. Если на снимке дорога сухая - то брод не ставим или обосновываем для модераторов и картографов в комментариях.
  4. Если много колей - ставим на этом участке "плохое состояние".

Вы ещё не устали? Половина статьи только. Может сходите попить чаю и отвлечься? А то сейчас в остатке статьи придётся подумать и поанализировать...

Рекламная пауза

Просто с тырнета прикольная картинка...
Просто с тырнета прикольная картинка...

Итак, вы вернулись с чашечкой кофе и хорошим (надеюсь) настроением. Продолжаем тему отрисовки грунтовок. В принципе, лесные и луговые мы разобрали, остались собственно, полевые, как самые сложные. Тут вступает в дело человеческий фактор, кто и где накатает на поле дорогу первый в сезоне, так там она и будет весь сезон, после чего её перепашут и цикл повторится заново. Готовы? Ну продолжим тогда.

Сразу отступление - в веб-редакторе НЯК появилась примерная дата спутникового снимка. Поглядывайте на неё, если она сильно старая - имеет смысл проверить по Гуглу или Бингу - у них обычно снимки свежее (не в укор Яндексу, однако стоит задуматься). Если вы поставите расширение для браузера "Расширенный функционал НЯК" - там будет несколько прикольных плюшек, которыми вы точно будете пользоваться. Одна из них - вызов в соседней вкладке карты от "соседних" картографических сервисов, т.е. открывается, например, карта Гугл на той же самой точке, которая открыта у вас в веб-редакторе НЯК. Очень. Очень! ОЧЕНЬ! УДОБНО! Крайне рекомендую перепроверять грунтовки с помощью сторонних сервисов, далее вы увидите, как они гуляют, именно сторонние сервисы использованы в следующих скринах для сравнения.

Примечание: проверять данные можно и НУЖНО всеми доступными способами, в т.ч. с помощью сторонних картографических сервисов. Копировать данные с них - НЕЛЬЗЯ! Мы пользуемся своими снимками, треками и прочим, по чужому только проверяем!
О_о! Как-то много здесь грунтовок!  Но речь не об этом, кнопка по стрелке открывает "соседние" картографические сервисы на той же координате. Функционал расширения НЯК со ссылками на сторонние карты очень здорово помогает!
О_о! Как-то много здесь грунтовок! Но речь не об этом, кнопка по стрелке открывает "соседние" картографические сервисы на той же координате. Функционал расширения НЯК со ссылками на сторонние карты очень здорово помогает!

Итак, вводная часть к завершающей части статьи! Смотрим картинку:

Три типа полевых дорог. Красные - срезки, Жёлтые - вдольки, и Зелёные - постоянки. Принцип светофора для отрисовки.
Три типа полевых дорог. Красные - срезки, Жёлтые - вдольки, и Зелёные - постоянки. Принцип светофора для отрисовки.

Наверху не зря дал координаты, можете посмотреть "вживую" что там на местности вышло и как отрисована какая дорога. Также кусок с "Подробнее далее" я дам далее, чисто для укрупнения масштаба, принцип останется тот же, это просто детализованный пример. Но пока откройте эту картинку на весь экран (скачайте оригинал) и посмотрите что и как помечено. Сразу оговорюсь - помечал я сам, как сам понимаю, не претендую на истину в последней инстанции, руководствуюсь только житейской логикой и правилами рисования участков дорог и дорог и правилами атрибутирования участков дорог в НЯК. Претензии и возмущения - не принимаются. Дельные советы и дополнения - принимаются с радостью!

Значит, сначала по типам дорог. Я выделяю три типа полевых дорог - по принципу их физического существования, а не по тому, что я вижу на спутниковом снимке (тем более, тот может быть десятилетней давности).

Постоянки

Это постоянные дороги, традиционно (исторически) используемые местными жителями, сформировавшиеся под воздействием местных природных и социальных факторов, вынуждающих заново восстанавливать (накатывать) ПОЛЕВУЮ дорогу каждый год именно в этой фиксированной конфигурации. Отрисовке подлежит детально, почти до каждого микроизгиба. Наши деды пользовались этой дорогой именно в этой конфигурации, наши отцы пользовались ей же, мы ездим по ней, и нас она тоже переживёт. Часто это дорога, связывающая два или несколько селений, активно использующаяся местными жителями. Также она работает как тракт - к ней сходятся куча мелких лесных дорожек, но в отличие от них, она свою конфигурацию со временем не меняет! Такой дороге незазорно и семёрку поставить (дороги минимальной значимости)

Как такую определить? Откройте Гугл, Бинг и старые карты (печатные). Раньше всякую чепуху на карты не наносили, если дорога в похожей конфигурации нанесена на них, значит это не просто Дядя Вася Покатался На Своей ШНиве, а это реально что-то "градообразующее".

Выделил нанесённый перекрёсток и сами дороги подсветил красным.
Выделил нанесённый перекрёсток и сами дороги подсветил красным.

Конечно, раньше карты составлялись довольно своеобразно, бывает необходимо включить некоторую логику, чтобы вычислить, что на карту нанесена именно искомая дорога. Но возрадуйтесь, их не так много, и из всего запутанного многообразия дорожной сети, вы без усилий выделите ту дорогу, которая "сохранилась в веках". Значит, именно она нанесена на старых картах (с соответствующими допущениями на точность, GPS тогда не работал и спутниковые снимки были доступны только военным). Однако, контуры лесов, полей, где дорога входит и выходит из селения, в лес и из леса, где пересекает реку - вы это более-менее установите.

Также признаком таких постоянных дорог можно считать вытертую до белизны почву в колеях, либо белый ореол вокруг дороги - там всё раскатано за десятилетия в пыль и камень, так что на этой дороге ничего ПРОСТО НЕ РАСТЁТ!

Поэтому, селянам ничего другого не остаётся, как накатать дорогу по тому же самому месту. В другом месте, в 10 метрах левее, бодрые всходы даёт пшеница, там совесть загрызёт ехать, а тут чахлые ростки пытаются победить человеческий гнёт. Ну и разумеется проигрывают. Не растёт ничего на месте постоянной дороги, вот и возрождается она, как Феникс из пепла, в одном и том же месте!

Разумеется, пробиваем эту дорогу по соседним картографическим сервисам (далее для краткости буду называть "по Гугулу", но не только по нему). Если, например, дорога существует на всех трёх снимках (Яндекс+Бинг+Гугол), притом что дата снимка Яндекс (если верить подписи внизу экрана) - 2013 год, а дата снимка Гугла - минимум 2018 год, эта дорога чего-то да стоит, раз так сохранилась в неизменной конфигурации. В общем, наносим её, однозначно! И как можно детальней!

Вдольки

Такое прикольное название я сам выдумал (как и всё в этой статье впрочем). Так что, не судите строго. Можете назвать их как-то по-другому. Название в моей интерпретации происходит от вдольтрассовых дорог. Я по работе много сталкиваюсь с газопроводами, нефтепроводами, межпоселковыми ЛЭП, и у каждого из них есть своя вдольтрассовая дорога, необходимая для контроля состояния и обслуживания. Вот, дороги вдоль всяких линейных и контурных вещей я условно назвал "вдольки". Например, дорога идущая вдоль леса (по опушке леса) = вдолька. Причём, эта дорога должна прижиматься к нему довольно плотно, т.е. на минимально допустимое расстояние, в идеале чтобы кабиной грузовика задевать ветки. Таким образом, дорога, обходящая по границе пахоты, прижимаясь по-максимуму к ограничивающему её лесу, получается "вдолька".

Её тоже перепахивают, т.е. ежегодно уничтожают. Но проехать по краю поля можно практически всегда! В период всходов-взросления-колошения-сбора зерновых, или что там у них растёт на полях - именно по вдолькам передвигается народ (у кого совесть ещё осталась). Остальные срезают напрямки через поле, давя пшеницу. Уроды!

Срезки

Переходим к третьей и последней категории полевых дорог, т.е. срезки. От слова "срезать", выбирать короткий путь при наличии более длинного. То есть, если дорога проложена вдоль края поля (вдолька), кому-то может прийти в голову, что можно проехать напрямик (срезать). Раз один проехал, подавив зелень, остальные тоже поедут, увидев следы, т.к. проехав по полю, зелень уже погубили, поэтому можно ехать там же. Так появится "Срезка". Каждый год она разная, где-то срезают внаглую через всё поле, где-то немного прижимаются к краю, где-то частью идут по вдольке, а особо большие куски, которые можно срезать - срезают. Вот теперь, посмотрите ещё раз на ту же картинку, и повникайте, где я что пометил Постоянками, Вдольками и Срезками (Постоянки вычислял по 4 картам, на всех они есть, всем признакам соответствуют - признаки см.выше). Их же поставил семёркой, модераторы с картографами пока не против...

Срезки отмечены красным (как светофор), их не рисуем или рисуем с возможностью отключения, разрезая дороги на участки и ставя "пешеходки" вместо срезок, вдольки отметил жёлтым, постоянки - зелёным, их рисуем тщательно). Короче отвлёкся, картинка:

Слишком мелко кажет, чтобы внимательнее ознакомиться - откройте оригинал, или скачайте отсюда: https://yadi.sk/i/_ECEh__ZngepMw
Слишком мелко кажет, чтобы внимательнее ознакомиться - откройте оригинал, или скачайте отсюда: https://yadi.sk/i/_ECEh__ZngepMw

Ссылка для скачивания оригинала картинки:

https://yadi.sk/i/_ECEh__ZngepMw

Укрупнённо часть картинки с надписью "Подробнее". Жёлтым помечены вдольки, красным - срезки:

Дороги ВДОЛЬ поля/леса = Вдольки. Срезать кратчайшим путём - Срезки.
Дороги ВДОЛЬ поля/леса = Вдольки. Срезать кратчайшим путём - Срезки.

Ок, уверен, вы поняли введённую мной терминологию, теперь давайте разберёмся в сути вдолек и срезок. По-идее, в сути вдолек можно не разбираться, это дороги, прокладываемые вдоль поля/пахоты или леса, на более-менее одинаковом расстоянии от растительности или края поля каждый год (поскольку перепахиваются и каждый год накатываются заново. Отмечу - накатываются не по линейке, а как бог на душу положит). Поэтому вдольки в принципе просты - их (ЛИЧНО Я) рисую, если вижу эту вдольку более-менее постоянной на Яндексе и Гугле. Ну а принимать ли эту дорогу к публикации, и как подрихтовать чтобы всё было по фен-шую - оставляю на суд модераторов и картографов Яндекс.

Уважаемые модераторы и картографы, искренне и глубоко вас уважаю, понимая сколько треша вам приходится отфильтровывать, и/или приводить в соответствие с Правилами! Поэтому, примите мои безусловные пожелания крепкого антивирусного здоровья, железных нервов, тёплой отдушины в семье и общего благополучия!

Отдельно отмечу ДимОлегыча, Эллу25гис и Сергея-М. Рад вашим замечаниям! Всегда!

Ладно, продолжим, перейду к завершающей части статьи, физико-механико-психологии образования одной единственной срезки. Смотрим картинку:

Вдолько-срезка-не-пойми что!
Вдолько-срезка-не-пойми что!

Посмотрели картинку? Сначала отступления - для внимательных:

я сразу оговорился прямо на картинке, что вдольку вдоль поля слева вверху уже после того как сделал скрин, перевёл в пешеходку - пробил её по гуглу, там её не оказалось (ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СТОРОННИМИ КАРТОГРАФИЧЕСКИМИ СЕРВИСАМИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ИНФОРМАЦИИ!!!). Также слева оговорился, что не рисую каждый микроизгиб дорог, где сегодня препятствие объехали справа, а завтра объедут слева... Рисую усреднённую линию, очень часто это прямая из пункта А в пункт Б, если дорога идёт практически абсолютно ровно. Но без злоупотребления - глобальные изгибы и усреднённая трасса грунтовки - всё должно соответствовать!

Понимаю, что это больная тема - несоответствие Правилам - правила говорят что дорогу надо отрисовать максимально точно и аккуратно по центру, не спрямляя и не скругляя. Однако, ситуация с грунтовыми дорогами - не так однозначна, поскольку сами дороги всегда меняются, и с точностью до метра вы её никогда не отрисуете. А если вдруг отрисуете, другие картографы будут вскоре удивляться, почему грунтовка нанесена с изгибами, не соответствующими местности. А потому, что в своё время она была нанесена точно, а потом её накатали по-другому. Я таких дорог уже перерисовал без счёта, поэтому и не рисую детально каждый микроизгиб. Несколько фоток с комментариями в тему:

Так была нанесена дорога
Так была нанесена дорога

Так сделал. Усреднил. И выглядит приятно, и навигатор к ней легко привяжется, и лишних деталей нет. И в дальнейшем, как бы дорога ни поменялась, она всё равно будет виться вокруг этой средней линии, и не придётся её каждый год перерисовывать. Меньше работы нам, Модераторам, Картографам и всей той куче технического люда, кто в Яндексе "за кадром" постоянно обновляет карту!
Так сделал. Усреднил. И выглядит приятно, и навигатор к ней легко привяжется, и лишних деталей нет. И в дальнейшем, как бы дорога ни поменялась, она всё равно будет виться вокруг этой средней линии, и не придётся её каждый год перерисовывать. Меньше работы нам, Модераторам, Картографам и всей той куче технического люда, кто в Яндексе "за кадром" постоянно обновляет карту!
Принцип незначительного усреднения в действии
Принцип незначительного усреднения в действии
Тоже "усреднил" старую дорогу
Тоже "усреднил" старую дорогу

Но не перебарщивайте с усреднением! В пределах 3-4 метров туда-сюда максимум, и только на проблемных местах, где видны старые колеи, и ясно, что объезжают и справа и слева!

Ладно, с отступлениями закончили, продолжу по картинке выше. Ещё раз продублирую её, а то забылось уже:

-26

Выше я упомянул "из пункта А в пункт Б". В целом, это и есть ключевое понятие вещей и суть любой дороги - есть пункт отправления (А) и пункт назначения (Б), и между ними дорога по какой-либо траектории.

Кратчайшее расстояние между точками, как известно, - прямая.

Что и отмечено на рисунке. Часто люди так и ездят. Но не через поля же!!! Степень приближения "срезок" к "вдолькам" предлагается использовать как "совестемер" местного населения. Чем ближе к дорога к прямой линии между препятствиями - тем более бессовестные люди живут в этой местности. См.картинку. "Постоянок" это не касается. Только срезок и вдолек.

Разумеется, маршрут строится в обход препятствий. Где люди ВЫНУЖДЕНЫ объезжать препятствия (леса, болота, низинки, холмы) - там дорога будет вилять в объезд этих препятствий. Где препятствия стискивают варианты прохождения дороги - степеней свободы у народа не остаётся и им ПРИХОДИТСЯ ехать именно так, а не иначе. И вот эти участки надо прорисовать детально!

Далее. Предположим, на спутниковом снимке мы видим однозначную полевую дорогу. Белые колеи, всё чин-чинарём. Решаем, рисовать эту дорогу или нет. Посмотрели в Гугле - а она идёт чуть по-другому. В Бинге - ещё чуть по-другому. Что выбрать? Это касается в основном вдолек. Постоянки - они постоянные и есть, они не особо меняются. А вот вдольки со срезками - каждый год стираются колхозниками и накатываются заново. Срезки мы не рисуем, или рисуем пешеходками, вдольки тоже рисуем только если есть подтверждение от Гуглов. А вот как именно рисовать эти вдольки? Думаю, можно отрисовать усреднённым положением, на условном расстоянии от края леса.

Не забываем, что мы рисуем дорогу в том состоянии, как она была год или более назад (дата снимка). Совершенно точно, что если прямо сейчас выехать на место и проверить, грунтовка НЕ пойдёт так как вы нарисовали по состоянию на снимке!

Вот несколько скринов, где дорога поменяла своё положение со временем:

Открывайте на весь экран и сравнивайте
Открывайте на весь экран и сравнивайте

-28
-29
-30
-31

Посмотрели? Сравнили? Видно, что срезки чаще всего пропадают, а вдольки = 50/50? Либо меняют траекторию туда-сюда плюс-минус?

Поэтому, прежде чем рисовать "полевую дорогу", которая по-сути - такое же виртуальное понятие, как "сферический конь в вакууме" или "линейная парковка" - подумайте - эта дорога: срезка, вдолька, или постоянка? И действуйте соответственно. А модераторы нас рассудят)))

Упс, забыл...

И да, напоследок хочу предостеречь от прокладывания дорог через просеки. Вроде прямая линия, едь-не-хочу! Ан нет! Опять, посмотрим в корень, в суть вещей. Кто прокладывает просеки? Нефтяники, Газовщики и Энергетики. Знакомые все лица. У них всё как в армии - либо вдоль, либо поперёк. Наискосок - не по Уставу! ЛЭПки и трубопроводы ведутся строго по азимуту, невзирая на реки, горы, моря и болота. А вокруг них, соответственно, полоса отвода, зачищенная от растительности. Так и образуется просека в большинстве случаев. И периодически чистится, раз в несколько лет.

И разумеется, вдоль всей линии есть вдольтрассовая дорога, для обслуживания. Вроде бы, бери да едь, прямой путь! Вот только пользоваться ей могут не все и не всегда. Недаром, у всех этих служб для выездов на эти трассы используются грузовики повышенной проходимости, минимум полноприводные Газоны, максимум Уралы. Им любое болото нипочём (по которому трасса проложена по азимуту), а народу ездить по ним никак нельзя. Поэтому не удивляйтесь, если увидите вроде бы прямую просеку, и петляющую вокруг неё лесную дорогу, временами выходящую на просеку, временами объезжающую разные неудобья, через которые эта просека идёт напролом. Так задумано. Частично, такие вдольтрассовые дороги используются гражданским транспортом. Но далеко не всегда. Короче, по просеке и вдоль трасс нефтепроводов и газопроводов рисуем только дороги со следами легковых авто (узкая устойчивая колея без особой грязи)

Типичная просека, проходящая строго по азимуту, невзирая на все препятствия
Типичная просека, проходящая строго по азимуту, невзирая на все препятствия

Итак, вот и подошёл к завершению сей опус, если вы почерпнули отсюда что-то полезное - рад, что поделился. Если испытали раздражение от потраченного впустую времени - сорян, так бывает. Пишите комментарии, ставьте лайки (хз зачем про лайки пишу, вроде как стандартная фраза), мне эти лайки не нужны. В общем, как-то так. Конструктивной критике и предложениям - всегда рад!

Итак, подведём итоги:

Лесные дороги - где стиснуты - прорисовываем весьма детально. Где свободны - прорисовываем по самой лучшей просматривающейся дороге, либо по усреднённой, если накатали-намесили кучу колей (видно на прогалинах). На участках с мешаниной следов ставим атрибут "плохая дорога".

Луговые дороги - то же, что и лесные, если обходим какие-то препятствия - те места рисуем детально, остальное - допускаем определенную степень свободы.

Внутриквартальные грунтовые проезды - рисуем детально.

Полевые дороги:

Постоянки - рисуем детально,

Срезки - не рисуем,

Вдольки - можно не рисовать, можно рисовать, на свой выбор, а модераторы рассудят. Особенно важно если с этой вдольки идёт заезд в лес например. Это даёт шанс что вдолька сохранится в будущем, по крайней мере на участке от въезда на неё до заезда в лес. В общем, на ваше усмотрение, по ситуации.

Как-то так.

Всем приятного рисования!