За мной, мой читатель, и только за мной, – прогуляться по Таганрогу – удивительному городу, что прячется от южного солнца на высоком берегу Азовского моря в густой тени тополей и акаций.
И туристическая тропа приводит нас в этот раз к дому героини нашей сегодняшней истории – Фаины Георгиевны Раневской.
Дом, по адрес улица Фрунзе, дом 10, известен почти каждому побывавшему в Таганроге. Многие приходят сюда в надежде попасть в музей Раневской, слухи о котором давно гуляют по просторам интернета. Но музея как не было, так и нет. Хотя впервые об открытии её музея говорил ещё в 1987 году Иннокентий Смоктуновский, когда играл в спектакле «Иванов» Таганрогского драматического театра им. А.П. Чехова.
А первый раз серьёзно планировалось открыть музей в 2012 году, как составную часть «Таганрогского музейного комплекса» (Войсковые ячейки, мемориальная комната Александра I и музей Раневской). В декабре 2013 года даже назначили директора. На этом дело и заглохло…
Пока к процессу создания музей не присоединился Иван Савиди, предприниматель, меценат и политик. Он в 2016 и 2017 годах выкупил все квартиры в доме Раневской, расселил дом и обязался произвести его ремонт, что бы потом передать его на баланс города, а тот, в свою очередь, передал бы его Таганрогскому музейному комплексу. Проектно-сметная документация по ремонту и реставрации была составлена, но открытие музея, которое планировалось в 2019 году так и не состоялось из-за отсутствия ремонта, и ситуация повисла в воздухе.
Главное, что еще в 1984 году работниками музея Галиной Крупницкой и главным хранителем музея-заповедника Светланой Тарановой, после смерти актрисы, по разрешению душеприказчицы и подруги Раневской Нины Сухоцкой, в Таганрог были вывезены вещи Фаины Георгиевны из московской квартиры в Южинском переулке. Для этого Областное управление культуры выделило 10 000 рублей. До недавнего времени они стояли в музее «Градостроительство и быт Таганрога», а сейчас после смены экспозиции находятся в фондохранилище музея.
Несколько лет назад музыкант Рома Зверь (группа «Звери», если кто подзабыл), выходец из Таганрога, после посещения родного города в своем инстаграме написал: «Фаина Георгиевна, с юбилеем! Моя любовь к тебе вечна! Давайте, уже открывайте музей, а то стыдно как-то».
Мне близки слова Ромы, но может и он поучаствовал бы в финансировании открытия музея? А также компанию какую развернул среди своих друзей. Да и другим знаменитым актерам, землякам Раневской, не грех было бы поучаствовать – Федору Добронравову, Владиславу Ветрову, Павлу Деревянко. Николаю Добрынину и другим.
Но тем не менее гости у дома и что же они видят? Правильно, мемориальную табличку, которую установили в августе 1986 года.
А давайте её прочтем вместе? Итак…
Первое, что мы видим, фраза: «В этом доме родилась, провела детские и юношеские годы».
В 1898 году Гирш Хаимович Фельдман (отец Раневской) покупает у купца Михаила Николаевича Камбурова участок с небольшим одноэтажным домом, который оценивался в 200 рублей. Новый хозяин дом сносит и строит в 1899 году уже свой, большой на два этажа с балконом. Кстати, тут же в доме находились склады Гирши Фельдмана по хранению двутавровых балок, рельс, а также фабрика по изготовлению сухих и масляных красок.
По всему выходит, что в доме наша героиня не родилась, а лишь выросла. Где же на самом деле могло произойти её рождение, точных сведений нет. Скорее всего, это могло произойти в одном из домов, которыми владел её отец на улицах Фрунзе и Греческой.
Второе, что мы читаем – «Фаина Григорьевна Раневская».
К этому имени мы, как и весь мир привык. Но это лишь театральный псевдоним, как, например, «Максим Горький» или «Леонид Утесов». Конечно же, правоверный иудей Гирш Хаимович, староста синагоги, назвал свою вторую дочь никак не по-гречески «Фаина» (светлая), а, несомненно, по-еврейски «Фанни» (умница). На фотографии книги записи синагоги это видно.
Почему же наша героиня отказалась от имени, данного родителями? Тут, я думаю, сыграла известная история с покушением на Ленина в августе 1918 года Фанни Каплан. И молодая актриса, дабы не вызвать неприятные ассоциации у зрителей, становится Фаиной, благо имена очень созвучны. Но это моя версия и может я неправ.
Теперь, что касается отчества, то из вышесказанного понятно, что наша Фанни не Григорьевна, а Гиршовна. Кстати, он постоянно путалась – в одних документах она Георгиевна (в паспорте, на могильной плите и т.д.), в других Григорьевна.
И последнее, её настоящая фамилия – Фельдман, что по-немецки означает «фермер» («feld» (поле) и «man» (человек). История про та, как она стала Раневской широко известна.
Из воспоминаний Раневской: «Я получила деньги, и когда мы выходили из массивных банковских дверей, порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась и, следя за улетающими банкнотами, сказала: – Жаль денег, зато как красиво улетают! – Да ведь вы Раневская, - ответил мне спутник. – Только она могла так сказать!»
Из Фанни Гиршовны Фельдман, еврейской девушки из провинциального Таганрога, получилась великая русская актриса Фаина Георгиевна Раневская.
Теперь рассмотрим даты, указанные на доске. Если год кончины нашей великой землячки – 1984 – ни у кого не вызывает сомнения, то год рождения до сих пор почему-то считается спорным.
И вот почему. И в паспорте, и во всех последующих документах, и на могильной плите указано – 1896 г.
Но есть несколько весомых доказательств, что это не так.
1. В ростовском архиве найдена «Книга для записи родившихся евреев по г. Таганрогу за 1895 г.» в которой под номером 27 значится, что 14 августа родилась дочь Фаня.
2. Еще одно доказательство – в 1982 году в письме в музей в Таганроге, она сама написала, что родилась в 1895 году, а в паспорте ошибочно указан 1896 год. Ниже приводится копия этого письма.
Таганрожцы это уже давно знают и отмечали 120 лет Фаине Георгиевне в 2015 году, а в этом отметим и 125-лете. И пусть мир подстраивается под нас.
И последнее, что вызывает вопрос к нашей доске на доме Раневской, пусть и не такой принципиальный, а скорее из серии курьезов. В последнее строке доски указано, что Фаина Георгиевна «Лауреат Государственной премии СССР».
Несостыковочка. Она была трижды лауреат Сталинской премии:
Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» А. Штейна;
Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. Сурова;
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина».
Конечно, Сталинскую потом переименуют в Государственную премию, и в 1986 году не хотелось организаторам увековечивания памяти Фаины Георгиевны на доске упоминать имя Вождя всех народов, но хотя бы с количеством можно было не облажаться?
Вы знаете, а мне будет жаль, если при реконструкции дома эту доску заменять новой, с более выверенной информацией. Доска эта как-то совпадает с самой Раневской. Гениальной актрисой, но неприспособленной к быту и реальной жизни.
P.S. В 2016 году в Симферополе была установлена доска на доме, где в 1918-1923 годах жила Раневская. И на ней не обошлось без курьезов.
«Фанни Гиршовне Фельдман-Раневской» – такое сочетание фамилии и псевдонима нигде не встречалось и зачем было их соединять не совсем понятно.
Она или Фанни Гиршовна Фельдман или Фаина Георгиевна Раневская.