Нет ничего страшнее для музея, чем пожар. Поэтому системе противопожарной безопасности в музейном комплексе – особое внимание. «Противопожарная» экскурсия здесь бы пользовалась популярностью. Но посетителям доступна лишь видимая часть этой деятельности. Рассказываем о том, что скрыто.
Как и во всех общественных зданиях, в Музее Куликовской битвы есть кнопки пожарной сигнализации, системы оповещения, планы эвакуации, краны с пожарными рукавами (вода в краны поступает с собственной насосной станции музейного комплекса), огнетушители, аварийные выходы – их семь.
Однако пожарные краны и огнетушители могут применяться только в технических помещениях и коридорах – допускать попадания воды на технику и экспонаты нельзя. Поэтому везде, где есть ценное оборудование (а оно – везде), реликвии, живописные полотна, используется газовая стационарная система пожаротушения. Это огромные баллоны размером почти с человека, заполненные газом под давлением. Сигнал к распылению дают датчики возгорания. Тогда механизм пробивает колбу на вершине баллона, и газ вырывается. Помещение заполняется газом через несколько секунд, и горение сразу прекращается. Если не хватило одного баллона, то автоматически распыляется другой. Для человека этот газ не представляет опасности, но находиться в помещении, заполненным им, долго нельзя. Поэтому все залы, где может применяться такой способ борьбы с огнем, помечены табличкой: «Газ! Уходи». После того как возгорание потушено, газ из помещений отсасывается через специальные люки, расположенные внизу стен или дверей с помощью специальных рукавов, и утилизируется.
Но систему можно активировать и с помощью желтых кнопок на стенах музейных залов. И так как на них нажать может каждый, то от таких «случайных» включений есть защита. Система распыления срабатывает только после подтверждения с пульта охраны. Сюда на мониторы выведены картинки со всех камер, работающих в здании. И, конечно, службе охраны прекрасно видно, случилось ли возгорание и кто нажал на кнопку.
Баллоны с «пожарным» газом стоят во всех залах экспозиции за скрытыми дверями. А в специальных помещениях – еще и запас баллонов, 34 штуки, которые могут храниться неограниченное количество времени. Нужно только следить за давлением в баллонах с помощью датчиков, расположенных на каждом из них. И помнить, что заправка баллонов – дело затратное. «Боезапас» одного – 450 тысяч рублей!
Со смотрителями и другими сотрудниками в музее проводятся учения. Ежемесячно. Поэтому каждый работающий в музее знает, где взять фонари и каким маршрутом вести посетителей к пожарным выходам. У смотрителей всегда есть рации и заряженные телефоны, с помощью которых они могут связаться с охраной, если вдруг возникли проблемы с эвакуацией посетителей (например, заблокирован выход). Тогда к ним на подмогу отправят специально обученную команду. Главная задача – вывести людей. А там и пожарные подоспеют.
Нельзя не упомянуть про оборудование противопожарными средствами специальных служб музейного комплекса, которые обеспечивают его жизнедеятельность и работают автономно. Электроподстанция на территории музейного комплекса оснащена специальными огнетушителями для электричества. С их помощью можно тушить провода под напряжением. Специальный состав в огнетушителе покрывает кабель оболочкой, и горение прекращается. Это дополнительная защита: при возгорании сработает система отключения кабеля.
Материал подготовлен Людмилой Жариковой, студенткой 3 курса кафедры журналистики ТулГУ.
Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, только так Яндекс.Дзен поймет, что наши статьи вам интересны. А в комментариях вы всегда можете написать о чем хотели бы узнать в других наших статьях.