Автор Adrienne Lafrance, опубликовано 8 января 2015г.
От радости и привязанности к тревоге и чрезмерной опеке – поведение матери начинается с биохимических реакций в её мозге.
Неврологи считают, что ещё до начала родов беременность влияет на структуру мозга женщины. После сотен лет наблюдений за изменениями в поведении молодых матерей ученые лишь недавно нашли взаимосвязь между поведением женщин и изменениями в префронтальной коре мозга, среднем мозге, теменных долях и других отделах. Серое вещество становится более концентрированным, увеличивается активность в зонах, отвечающих за эмпатию, тревогу и социальное взаимодействие. Изменения, вызванные потоком гормонов во время беременности и послеродовом периоде, помогают молодой маме привязаться к своему ребенку. Иными словами, материнские чувства всеобъемлющей любви, сильной защиты и постоянной тревоги начинаются с реакций в мозге.
Анализируя материнский мозг, можно понять причины тревоги и депрессии, которую испытывают многие молодые мамы. По оценкам учёных, каждая шестая женщина страдает от послеродовой депрессии, и у многих развиваются такие привычки, как навязчивое мытье рук и одержимая проверка дыхания ребенка.
«Мы считаем это аспектом на грани обсессивно-компульсивного поведения в первые месяцы после рождения ребенка», - говорит исследователь Пилюнг Ким. «Матери на самом деле проявляют очень высокий уровень обеспокоенности о том, чего на самом деле контролировать не могут. Они постоянно думают о ребенке. Здоров ли ребенок? Болен? Сыт ли он?»
Существует несколько взаимосвязанных областей мозга, которые помогают регулировать материнское поведение и настроение.
Особый интерес для исследователей представляет набор нейронов миндалевидного тела, известного как амигдала, которая помогает обрабатывать память и стимулирует такие эмоциональные реакции, как страх, тревога и агрессия. В норме активность в миндалевидном теле увеличивается в течение нескольких недель и месяцев после родов. Это увеличение влияет на поведение молодой матери – усиленная работа амигдалы делает мать гиперчувствительной к потребностям ребенка, а гормоны в это время, находя рецепторы в амигдале, помогают создать петлю положительной обратной связи, мотивируя материнское поведения. В нескольких исследованиях ученые обнаружили, что при взгляде на ребенка у матери активируются центры вознаграждения головного мозга. В дальнейшем это влияет на то, как мать разговаривает со своим ребенком, насколько она внимательна, даже на любовь, которую мама выражает к ребенку. Поэтому неудивительно, что при повреждении амигдалы высок уровень депрессии у матерей.
Повреждение амигдалы у детей может повлиять и на связь с мамой. В исследовании Journal of Neuroscience, проведенном в 2004 году, молодые обезьяны с пораженными амигдалами реже озвучивали свои страдания или узнавали своих матерей среди других взрослых. Способность новорожденного узнавать свою мать непосредственно связана с работой амигдалы.
Работа амигдалы связана также с материнскими чувствами по отношению к собственному ребенку нежели к другим детям. В исследовании 2011 года, посвященном реакциям амигдалы у молодых матерей, женщины сообщили, что чувствуют себя лучше по отношению к фотографиям, на которых изображены их собственные улыбающиеся дети, нежели к фотографиям незнакомых улыбающихся детей. В этих случаях ученые зафиксировали более сильные реакции в мозге матерей в амигдале, таламусе и в других местах, когда они смотрели на фотографии собственных детей.
Выяснилось, что чем меньше у матери симптомов тревоги и депрессии, тем более выраженная реакция амигдалы при взгляде на фото своих детей и тем больше позитивных и просоциальных аспектов (т.е. приносящих пользу другим людям и обществу в целом, таких как бескорыстная помощь, дарение, сотрудничество, добровольная работа) в реакции матери. Матери, испытывающие высокий уровень тревоги и пониженное настроение, демонстрировали менее высокую реакцию в амигдале при виде своего собственного младенца и сообщали о более стрессовых, негативных родительских отношениях и переживаниях.
Таким образом, изменения в мозге молодой мамы не только помогают мотивировать ее заботиться о своем ребенке, но и помогают ей справляться с собственным эмоциональным состоянием.
Многие процессы в амигдале молодой матери связаны с поступающими в нее гормонами, а именно с окситоцином, который повышается во время беременности.
Исследователь головного мозга Рут Фельдман добавляет, что при большей заботе матери о ребенке больше вырабатывается окситоцина у нее.
Окситоцин также повышается, когда женщины смотрят на своих детей, слышат их агуканье, плач или когда обнимают детей.
Исследователи обнаружили, что кормящие матери более чувствительны к звукам плача своих детей, чем не кормящие. Возможно, это вызвано повышением окситоцина во время грудного вскармливания. «У кормящих матерей наблюдается более высокий уровень мозговой реакции на крик ребенка в первый месяц после родов по сравнению с искусственно кормящими матерями», - сказала Ким. «Мы точно не знаем в чем причина: грудном вскармливании, окситоцине или в других факторах».
Фельдман сообщает, что, когда становишься родителем, реакции, происходящие в мозге, схожи с реакциями в период влюбленности. Особенно чувствительными становятся сети амигдалы, отвечающие за бдительность и социальную значимость, и сети допамина, стимулирующие значимость младенца. В первые месяцы влюбленности у романтических партнеров происходят похожие реакции. Между прочим, как выяснили ученые в исследовании 2013 года, именно из-за этой схемы мамам так приятен запах своих детей.
Наиболее выраженные изменения мозга происходят с рождением первого ребенка. При этом неизвестно, возвращается ли активность мозга матери к той степени, которая была до родов.
Изменения мозга свойственны не только молодым мамам.
Мозг мужчины демонстрирует похожие изменения, если отец глубоко вовлечен в заботу о ребенке. Фельдман и другие исследователи обнаружили, что окситоцин не стимулирует заботливое поведение у мужчин настолько же, насколько у женщин. Вместо этого родительский мозг мужчины поддерживается социально-когнитивной сетью, которая развивается в мозге обоих полов в более позднем возрасте. Женщины эволюционировали и благодаря группе взаимосвязей «мозг-гормоны-поведение» автоматически готовы к материнству. Иначе говоря, схема работы материнского поведения существует в мозге женщины еще до того, как у нее появятся дети.
В таком случае материнство похоже на тайное место в мозге женщины, ожидающее своего открытия. «Несмотря на то, что только матери переживают беременность, роды и лактацию, и обеспечивают крепкую почву для выражения материнской заботы посредством увеличения активности амигдалы, – пишут исследователи – эволюция создала и другие способы адаптации к родительской роли у отцов. И эти способы развиваются с практикой - ежедневной заботой и уходом за ребёнком».
Таким образом, процесс простого ухода за ребенком создает новые нейронные связи.
Художница Сара Уокер говорит: "Стать матерью – это как найти странную новую комнату в доме, в котором давно живешь". Именно такое сравнение подходит к изменениям мозга женщины, когда она становится мамой.
Статья подготовлена Екатериной Нефёдовой.
#потеряребенка
#потерямалыша
#потерябеременности