(Warrior, 2011, США)
При всём почтении к фундаментальным поклонникам тов. Сталлоне, вынужден признаться, что его Роккиаду я никогда не любил. Прежде всего - из-за её чрезмерной театральности на ринге, что превращала вроде бы серьёзное кино про бокс в канкан наподобие "Кровавого спорта" , только без пинков и в боксёрских перчатках.
Нет, так-то оно ясно, что в художественно-драматической истории во главе угла должны стоять чувства и отношения, а не мастерство нанесения джебов и апперкотов. Однако, когда два мордоворота бьют друг друга по очереди (!) с размаху в неприкрытую голову, после чего как ни в чём не бывало вновь скачут по рингу, это, мягко говоря, что-то уже из разряда фэнтези, только без эльфогномов.
Как бы то ни было, 21 век внёс жёсткие коррективы в натуралистичность подобных фильмов. И ярчайший тому пример - "Воин" Гэвина О’Коннора. Чей сюжет тоже вобрал в себя мелодраматические клише и страсти жанра, но при этом показывает нам "кровавый спорт", максимально приближенный к реальности.
Правда, здесь это уже не бокс, а гораздо более молодые смешанные единоборства, они же ММА направления UFC (только в "Воине" их восьмиугольную арену-клетку почему-то заменили на "гаечный" шестигранник). И вот где, по идее, можно было дать волю рукопашно-хореографическим фантазиям, ан нет! Все поединки в картине срежиссированы почти как в жизни - так, что по незнанию их и вовсе можно счесть документальными съемками со всё того же "восьмиугольника".
А главное - художественность тоже не забыта. Всё выглядит предельно драйвово и разнообразно, в чём, разумеется, не только заслуга Гэвина О’Коннора, но и его актёрской команды. Лидеры которой не просто выучили на "отвали" по паре ударов и бросков, а работали над своими "боевыми" образами до седьмого пота, не хуже настоящих бойцов ММА.
Том Харди. Многогранен до такой степени, что с лёгкостью играет не только "красавчиков бобов", но и мордоворотов, сшибающих с ног ударом в лоб даже чемпионов. Причем, уверен, многие согласятся: именно "быковатые" роли идут Тому куда лучше, чем все остальные.
Джоэл Эдгертон. Этому парню биться в клетке было намного сложнее. Ведь Харди на начало съёмок "Воина" набрал неплохую мышечную массу (по условиям контракта для последующего "Тёмного рыцаря: Возвращения легенды"), тогда как интеллигентный Эдгертон был вынужден обходиться своим жилистым телосложением. И играть с куда большей самоотдачей, дабы зритель уверовал и в его крутизну тоже.
И ведь сыграл! Поэтому теперь он - ещё один актёр, далекий от единоборств, который изобразил на экране профессионала не хуже, чем это сделал бы настоящий боец.
Ник Нолти. Без обиняков - пожалуй, это его лучшая роль из всех, которые мне доводилось видеть. Впрочем, тут со мной солидарны и американские киноакадемики, номинировавшие Нолти на Оскар (роль второго плана) - единственный оскар, что "Воин" имел шанс заработать.
Дженифер Моррисон. Пройдя суровую актёрскую ординатуру в "Докторе Хаусе", она в итоге добралась и до серьёзного кино. Правда, судя по её текущему положению дел, везуха ей, увы, не прёт, хотя бесталанной её явно не назовёшь.
Имеется в "Воине" и собственный "Фёдор Емельяненко" - монструозный "убийца" из России по кличке Коба, выходящий на бой под песни Высоцкого. Разве что изобразил Кобу не русский, а американский боец ММА Курт Энгл, что, впрочем, как и от Дольфа Лундгрена в "Рокки 4", не потребовало от него актёрского выворачивания наизнанку.
***
В общем, новые времена - новые стандарты. В 2000-х "Рестлер" Аронофски и "Малышка за миллион" Иствуда создали новый образец того, как должна выглядеть современная спортивная драма. Ну а "Воин" их начинание активно продолжил, расширил, углубил и закрепил. Жаль только, ни в прокате, ни с Оскарами ему не подфартило, зато его беспардонно копипастили и в России ("Воин", 2015) и в Индии ("Братья", 2015). Понимаю - сомнительный комплимент, но сам по себе данный факт говорит о том, что оригинальная идея оказалась действительно яркой и вдохновляющей на подражание.