Роман Толстого «Анна Каренина», наверное, побил все рекорды по количеству экранизаций. По крайней мере, если говорить о русской классике.
«Каренину» экранизировали около 30-ти раз, и это только фильмы. А ведь есть еще балеты, спектакли и мюзиклы.
В России самой известной Карениной считается Татьяна Самойлова. Она сыграла главную роль в фильме режиссера Александра Зархи 1967 года.
Чуть менее популярны современные картины. В фильме 2012 года Анну играет Кира Найтли. В киноверсии Сергея Соловьева 2008 года Каренину исполняет Татьяна Друбич. Самая последняя экранизация романа снята в 2017-м году с Елизаветой Боярской в главной роли.
Еще один популярный фильм по роману Толстого — версия 1997 года, где Анну играет Софи Марсо.
Казалось бы, ничего общего между этими актрисами нет. А ведь есть ещё пара десятков других актрис, которые сыграли Каренину.
Грета Гарбо умудрилась сыграть Анну Каренину дважды — в 1927-м и в 1935-м.
Есть еще версия 1948-го года с Вивьен Ли. Каренину исполняли англичанка Клэр Блум, итальянка Леа Массари, немка Лиа Мара, испанка Мария Силва.
И это далеко не весь список.
Но самое интересное, что ни одна из этих актрис не похожа на настоящую Анну Каренину.
То есть никакой Анны, конечно, не было, потому что персонаж вымышленный. Зато у Карениной был прототип.
Толстой «списал» внешность своей героини с одной вполне реальной женщины - Марии Гартунг.
Мария Александровна -- родная дочь Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. В девичестве Мария Александровна носила фамилию Пушкина.
Мария получила прекрасное образование и была завидной невестой. Хотя замуж она вышла довольно поздно по тем временам — в 28 лет.
С графом Толстым Мария Александровна познакомилась, когда ей было 34 года, в 1868-м году.
Толстого впечатлила её необычная красота. Внешность Марии Александровны была нетипична, поскольку в ней угадывались африканские корни отца, Александра Сергеевича Пушкина.
Спустя несколько лет Толстой так опишет портрет Марии Александровны в своём романе:
На голове у неё, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми кружевами. Причёска её была незаметна. Заметны были только, украшая её, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точёной крепкой шее была нитка жемчугу.
Впрочем, описание Анны легко угадывается и по известному портрету Марии Пушкиной-Гартунг 1860-го года.
Кстати, судьба дочери Пушкина была не менее трагична, чем судьба Анны, и могла бы стать сюжетом для другого романа.
Но это уже совсем другая история.
Читайте также:
От Шерлока Холмса до Егора Крида или кто снимал Толстовский дом