Найти тему

«Игорь может играть и до 50. А Чепчугов — пофигист». Вся правда о дублёрах Акинфеева

На днях исполнилось 17 лет, как Игорь Акинфеев дебютировал в составе ЦСКА. Мы решили вспомнить всех вратарей «армейцев», кому за эти годы довелось быть сменщиком лучшего голкипера России XXI века. Своим мнением о каждом – что получилось, что нет, могла ли карьера сложиться по-другому – в большом и откровенном интервью «Чемпионату» поделился многолетний тренер вратарей красно-синих Вячеслав Чанов.

Справка

Вячеслав Викторович Чанов

Родился 23 октября 1951 года в Москве. Вратарь. Выступал за команды: «Шахтёр» Донецк (1969-1978), «Торпедо» Москва (1979-1984), «Нефтчи» Баку (1985-1986), ЦСКА Москва (1987-1989), ГСВГ/ЗГВ (1988-1989), «Оптик» Ратенов, Германия (1990-1993). Выступал за олимпийскую сборную СССР, в составе первой сборной провел 1 матч.

Тренерская карьера: ЦСКА, тренер вратарей (1995, 1998-99, 2002-2016).

Достижения: лучший вратарь СССР (1981). Вице-чемпион СССР (1975). Бронзовый призёр чемпионата СССР (1978). Финалист Кубка СССР (1978, 1982). Член «Клуба Льва Яшина»: 130 матчей без пропущенных мячей.


«Игорь никогда не говорил мне «нет»
— Мандрыкин, Габулов, Помазан, Чепчугов, Ревякин, Помазун. Хоть у кого-то был шанс усадить Акинфеева на лавку? Чтобы живой-здоровый Акинфеев в важном официальном матче ЦСКА вдруг сел в запас.



Только если поначалу, в самом первом сезоне. И то Газзаев специально так делал – Игорь 3-4 матча играл, а потом ему давали отдохнуть. Валерий Георгиевич спрашивал меня: «Как думаешь, может, паузу дать? Передёрнуть вратарей?».

Было понятно, что запускать Игоря в таком возрасте, в 16 лет, сразу по полной программе рискованно. Психика неокрепшая и т.д. Но уже после зимних сборов 2004 года стало ясно – номер один. Без вопросов.

И потом уже, когда он всё и всем доказал, представить живого-здорового Акинфеева в запасе ЦСКА, соглашусь, было невозможно. Лично я такой ситуации не припомню. За все эти годы – ни разу.

— Главный козырь Акинфеева — качество, которое позволяет ему вот уже 17 лет выигрывать конкуренцию в ЦСКА у всех и вся?
— Психологическая уверенность. Вратарь должен быть лидером. У Игоря это качество есть. И ещё я бы отметил умение правильно тренироваться.

— Это как?
— Когда тренер вратарей даёт упражнение – он ведь даёт его не просто так, ради упражнения. А прекрасно понимая, какие мышцы будут нагружаться. Если человек делает всё правильно, на следующий день на вопрос «тут болит?» он отвечает: «Да». А если говорит «нет», то, значит, что-то недоделал, где-то сачканул.

— То есть Акинфеев вам никогда не говорил «нет»?
— Потому что умеет правильно тренироваться. Из каждого упражнения выжимает по полной. Вот пример. Я говорю: «Удар пойдёт в левый угол». И человек уже поневоле из центра ворот готовится прыгать влево, заранее туда смещаясь. А Игорь всегда отрабатывал по полной – никогда дистанцию не сокращал. Из центра в угол – значит из центра в угол. Вот поэтому он и Акинфеев.

— Даже после самых тяжёлых травм он всегда возвращался сразу в основной состав. Это ведь ещё и колоссальное доверие тренеров.
— Конечно. Но поверьте, никто никогда в ЦСКА эти возвращения не форсировал. И со мной общались, и с Игорем. Сам он начинал играть, только когда был уверен в своей готовности. Встать в ворота для галочки, на одной ноге – это не про него.

— Главные тренеры у вас спрашивали: «Игорь готов?»?
— Обязательно. Все моменты обсуждались – и с тренерами, и с врачами, и с руководством. Помню, как-то зимой Игорю нужно было колено почистить, а времени до старта чемпионата оставалось совсем немного. Бабаев меня спросил: «Мы успеем? Я что-то сомневаюсь». Успокоил: «За две недели начнём тренироваться». Так и получилось.

— Акинфеев – уникальный вратарь?
— Статистику посмотрите. Все рекорды в России – его. Какие могут быть сомнения? Конечно уникальный. Симпатии и антипатии здесь ни при чём. Статистика – главный судья.


«В простых матчах Акинфеев должен попивать чаёк, а он работает больше всех»
Тот самый Сергей Жуков из «Руки вверх!» — про новый ЦСКА и тренерские амбиции своего друга Акинфеева.


Мандрыкину помешал характер, а Габулов готов был оставаться в ЦСКА только ради тренировок
— Сменщик, дублёр, второй вратарь. Вам какой термин ближе?
— Коллега.

— Тогда предлагаю поговорить о коллегах Акинфеева. Мандрыкин. В одном из недавних интервью Вениамин вспомнил о недоверии Газзаева: «В 2007-м у Игоря травма, полгода восстанавливался. Месяца четыре Газзаев ко мне относился мягко. Только поддержка: «Играй!». Чем ближе к выздоровлению Игоря, тем больше придирок. Ясно: вот Акинфеев выздоровеет и встанет в ворота. Меня зачехлят».
— Так Веня сам своей игрой давал повод, действовал небезошибочно. И всё это передавалось полевым игрокам. Была видна разница между ним и Игорем.

— Томск, Ростов, Нальчик, Брянск – мягко говоря, не самый звёздный путь после ЦСКА. Что помешало Мандрыкину остаться на топ-уровне?
— Думаю, та же психология. Вопрос характера.

— Сейчас общаетесь?
— Иногда. По телефону. Не часто. Как-то заезжали к нему с Игорем. Ужас, конечно, что с Веней случилось – эта катастрофа. Но что теперь об этом…


— Габулов. Уходил из ЦСКА, возвращался. Со стороны казалось, что Акинфееву с ним работалось комфортней, чем с Мандрыкиным.


— А по-моему, у нас в целом была отличная вратарская бригада, в которой абсолютно всем было комфортно друг с другом.
Акинфеев, Мандрыкин, Габулов. Настоящая команда в команде. Все трое отличные вратари и прекрасные ребята. И все трое были готовы играть.

В моём понимании как тренера вратарей, каждый из них был номером один. И для меня на всей Земле лучше вратарей не было. И жалел я всегда только об одном, что ворота одни – и в них нельзя поставить всех троих.

А уж кому в итоге выходить на поле – это всегда решал только главный тренер. Всё-таки глаз тренера вратарей где-то может замылиться.

— Обид, зависти не было? Ведь играть хотят все.
— Вот не помню! Настолько был отличный микроклимат и ребята хорошо друг к другу относились. Никаких подлостей и подковёрных игр. Наоборот, я уже как-то рассказывал: готовы были шнурки друг другу перед матчами завязывать. Так переживали друг за друга.

— Габулов на сто процентов себя реализовал? Или мог больше?
— В процентах оценивать не стану. 99, 100, 101… Как это можно рассчитать? Понятно, что всегда хочется большего, но я могу сказать одно — Володя состоялся как вратарь. Вспомните хотя бы исторический матч с Англией.

Габулов – хороший вратарь. С правильным характером — запалом, злостью. Другое дело, что если у Игоря сразу пошло, то Володя, уже будучи в ЦСКА, продолжал приобретать школу, учиться. Игре на подстраховке, приёму мяча, подсказу. Знаю, что у него были предложения о переходе. Но он, считаясь в ЦСКА номинально третьим номером, сам выбирал работу с нами. Говорил: «Я пока не готов уходить. Мне тренировки в ЦСКА многое дают. Я здесь расту».

В итоге набрался опыта, мастерства – и ушёл в свободное плавание. И доигрался до сборной. А потом, в 2011 году, вернулся, и очень нам помог в трудный момент, когда Игорь получил тяжёлую травму.


Текст:
Ярослав Кондратев

Изображение: Взяты из источника информации