Трувиль — сюр — Мер, Довиль, Мон-Сен-Мишель.
Трувиль-сюр-Мер (Trouvill-sur-Mer) и его собрат Довиль (Deauville) уютно расположились на разных берегах реки Тукес. Как и большинство приморских нормандских городков выросли они из рыбацких деревень.
«Когда я прибыл в Гавр, я начал искать место, где можно провести месяц или шесть недель; Я попросил деревню, угол, дыру, если это было у моря; они назвали мне Сент-Адресс и Трувиль.(...) И, узнав, что Трувиль был еще более изолированным, более потерянным, более одиноким, чем Сент-Адресс, я выбрал Трувиль.(...) Потом я вспомнил, как вспоминается сон, что мой хороший друг Хуэй, ландшафтный дизайнер, болотник и забастовщик, рассказал мне об очаровательной деревне у моря, где он почти задохнулся на единственном гребне, и что эта деревня называлась Трувиль. (…). Трувиль, как и широта, тогда почти так же игнорировался, как остров Робинзона Крузо» А. Дюма. «Записки» (1832)
К счастью, в середине XIX века в моду вошли морские купания. Трувиль превратился в первый пляжный курорт на нормандском побережье. Но «королем пляжей» все же считается Довиль. Особая достопримечательность - пляжные кабинки в стиле арт-деко, отмеченные именами кинозвезд.
Оба городка похожи, возможно, потому что их строительство спонсировал один и тот же человек — герцог Шарль де Морни, родственник Наполеона III. В 1853 году Морни заболел, врач прописал ему покой и морской воздух. Провинциальная деревенька Довиль как нельзя лучше подошла для врачевания души и тела. Началось освоение прибрежной территории.
По стилю жизни современные Трувиль и Довиль сильно отличаются друг от друга.
В Трувиле меньше гламурных развлечений, больше гостиниц, ниже цены.
Довиль — дорогой аристократический курорт, с впечатляющим набором светских мероприятий: парады кабриолетов и автомобилей класса «люкс», ралли ретро-авто, фестиваль американского кино, джазовый фестиваль, соревнования по конному спорту, этапы покерной серии, бесконечная череда всевозможных вернисажей.
Коко Шанель много сделала для популяризации побережья: открыла свой первый бутик, ввела моду на загар и морские купания для женщин.
«Богатые и знаменитые» мигрируют сюда, когда на Лазурном Берегу становится слишком жарко.
В обоих городках стерильная чистота, изобилие цветников, красивые набережные и совершенно сказочные особняки.
Говорят, это идеальный выбор для неверных мужей - жену можно поселить в Трувиле, а любовницу в Довиле.
Дальнейший наш путь «с точностью до наоборот», из гламура в средневековье. Едем в Мон-сен-Мишель (Mont Saint-Michel).
Самое время поговорить о приливах и отливах.
Атлантический океан живет по законам Луны и Солнца, люди вынуждены этим законам подчиниться.
Отливы / приливы в Нормандии явление совершенно особенное.
Представьте себе, в бухте Мон-сен-Мишель вода уходит на 10-20 км, и через 6 часов с минутами возвращается, с очень приличной скоростью (минимальная ~ 7 км/час, средняя ~ 20 км/час, максимальная ~ 60 км/час)
Вот рыбацкие лодки, покачивающиеся на волнах, и вот они — лежащие на песке.
Вот туристы идут к аббатству Св. Михаила по морскому дну, и вот они несутся на всех парах спасаясь от надвигающейся волны.
К счастью, процессы подчиняются строгому расписанию: прилив 2 раза в сутки, фаза ~ 6,5 часов; отлив 2 раза в сутки, фаза ~ 6,5 часов. Если посчитать, получаем в сутках 25 часов, полный лунный цикл. Соответственно, время начала/конца смещается по суткам на 1-1,5 часа. Амплитуда зависит от фазы Луны и позиций Земли и Солнца. Понятно, что высокий приливно-отливный коэффициент приходится на полнолуние, а феноменально высокий — на совпадающие даты полной Луны и весенне-осеннего солнцестояния.
Во время путешествия по Нормандии и Бретани не удивляйтесь, гид постоянно будет сверять Ваши «хотелки» с графиком состояния Ла-Манша.
Бухта Мон-сен-Мишель прочно удерживает второе место в мире по амплитуде этого фантастического природного явления, после залива Фанди, возле побережья Канады.
Мон-сен-Мишель выглядит грандиозно. Просто не реально.
Виктор Гюго назвал его «Пирамида в океане».
Легенда, согласно которой в 709 году началось строительство, действительно красивая и поучительная: замок и аббатство заложены епископом Обером, которому во сне трижды являлся святой Михаил. На два приказа приступить к работам на Могильной горе ленивый архиепископ не отреагировал. В третий раз Михаил ударил старца в лоб «пламенеющим перстом». Проснувшись, Обер ощутил вмятину на лбу, испугался и пошел работать
Кстати, в черепе Обера, который хранится в Базилике Авранша, действительно есть дыра.
Строительство первой часовни сопровождали чудеса: Архангел Михаил в пламенеющих одеждах часто являлся рабочим; Обер добыл пресную воду (которой на острове не было) ударом посоха оземь; ребенок пинком скатил с вершины горы огромный валун и т.п..
Почти 300 лет, до прихода бенедиктинцев, дела шли ни шатко ни валко...
Сооружение всего архитектурного комплекса в том виде, в каком он сейчас предстает перед нами, длилось до 1520 года.
Мон-сен-Мишель выполнен в 3-х уровнях, наподобие свадебного торта. Для строительства по горизонтали места было явно недостаточно, поэтому нижние помещения использованы как контрфорсы для верхних.
Добавьте к этому мощнейшую крепостную стену, и вот, образец укреплённого монастыря.
Гениальные инженерные решения средневековых мастеров-монахов производят очень сильное впечатление.
По причине перманентно вспыхивающих войн замок регулярно укреплялся, оборонялся, осаждался.
Но для обороны такой громадины вполне хватало 100 рыцарей, все остальное делала природа.
Во время Столетней войны англичане с завидным постоянством пытались захватить Мон-сен-Мишель. Как можно вообще организовать осаду горы, которая 2 раза в сутки превращается в остров? А знаменитые зыбучие пески? В них увязала и исчезала вражеская конница и пехота.
За свою длинную историю аббатство знавало разные времена: процветало, при поддержке многочисленных паломников, в т.ч. особ королевской крови; приходило в упадок под влиянием политических обстоятельств;
в период Французской революции было закрыто; в 1874 году признано историческим памятником.
Реставрационные работы продолжаются до сих пор.
В 1969 году в Мон-сен-Мишель вернулись бенедиктинцы, сейчас их 7 человек, монахи и монахини проживают совместно.
Замок послужил декорацией к трем десяткам фильмов. Считается прообразом Минас Тирит из «Властелин колец. Возвращение короля»; персонажем множества литературных и музыкальных (от классики до рока) произведений;
возбудителем умов конспирологов; центром притяжения паломников; объектом неослабевающего интереса туристов.
День прошел. Пора на отдых, едем в Сен-Мало!
Продолжение следует...
А начало здесь, и здесь, и тут