Найти в Дзене
Живопись

Художники Нового времени: «знать надо знать»

Стараниями великих художников память о них сохранилась в веках. И сегодня, уважаемый читатель, мы с Вами имеем удовольствие лицезреть их гордый взгляд, подчеркнуто прямую осанку и украшенные драгоценными перстнями пальцы, нередко покоящиеся на эфесах старинных шпаг.
Альберт Кейп, "Всадницы на лошадях"
Альберт Кейп, "Всадницы на лошадях"

Европейские аристократы Нового времени. Искусные политики, неустрашимые полководцы, коварные интриганы и просто красавцы-мужчины в самом расцвете физических, моральных и финансовых сил. Герои захватывающих романов и объекты рассмотрения скучных исторических хроник, обладатели громких титулов, звонких шпор и умопомрачительных головных уборов.

Диего Веласкес, "Конный портрет Филиппа IV", 1635
Диего Веласкес, "Конный портрет Филиппа IV", 1635

Выполняя ответственный заказ, живописцы не могли не «льстить» всем этим блистательным сэрам, грозным донам и состоятельным геррам, периодически «забывая» наделить их облик той или иной невыгодной анатомической особенностью. Или же (в порыве вдохновения и ради вящей выразительности) попросту вносили немного собственного, сугубо авторского, видения в эти и без того харизматичные образы. И всё же, любуясь портретами дворян давно минувших веков, мы получаем достаточно правдивое и наглядное представление о том, как выглядели люди, вершившие судьбы народов, стран, а то и целых континентов.

Диего Веласкес, "Конный портрет Филиппа IV"
Диего Веласкес, "Конный портрет Филиппа IV"

Должны признаться: порою мы не узнаём «в лицо» того или иного господина, взирающего на наши скромные персоны с полотен гениальных венецианских, голландских, фламандских мастеров. И дабы не уронить собственный престиж, стараемся распознать страну его происхождения, отталкиваясь от «подсказок» в виде характерных деталей костюма, особенностей фонового интерьера или иных экзистенций, присутствующих на картине.

Когда известен автор портрета — «круг подозреваемых» сужается, и мы как минимум начинаем понимать историко-культурный контекст, стоявший за сотворением сего полотна, а значит - видим, как подступиться к рассказу о данном конкретном произведении. Как говорит один наш знакомый историк искусства: «Знать надо знать! Зная элиту — узнаёте эпоху».

Вот интересно, дорогой читатель, а сумеете ли Вы верно определить национальную принадлежность высокородных господ, изображённых великими европейскими мастерами Нового времени?

Франс Халс, "Улыбающийся кавалер», 1624
Франс Халс, "Улыбающийся кавалер», 1624
Антонис ван Дэйк, "Уильям Вильерс, Виконт Грандисон",1629
Антонис ван Дэйк, "Уильям Вильерс, Виконт Грандисон",1629
Джованни Батиста Морони, "Портрет герцога Альбукерке", 1560
Джованни Батиста Морони, "Портрет герцога Альбукерке", 1560
Антонис Ван Дасхорт Мор, "Портрет джентльмена с охотничьей собакой", 1569
Антонис Ван Дасхорт Мор, "Портрет джентльмена с охотничьей собакой", 1569
Рембрандт, "Ян Сикс", 1654
Рембрандт, "Ян Сикс", 1654
Диего Веласкес, "Портрет Филипп IV Испанский", 1656
Диего Веласкес, "Портрет Филипп IV Испанский", 1656
Джироламо Романино, "Портрет мужчины", около 1515-17
Джироламо Романино, "Портрет мужчины", около 1515-17

Автор: Лёля Городная