Стараниями великих художников память о них сохранилась в веках. И сегодня, уважаемый читатель, мы с Вами имеем удовольствие лицезреть их гордый взгляд, подчеркнуто прямую осанку и украшенные драгоценными перстнями пальцы, нередко покоящиеся на эфесах старинных шпаг.
Европейские аристократы Нового времени. Искусные политики, неустрашимые полководцы, коварные интриганы и просто красавцы-мужчины в самом расцвете физических, моральных и финансовых сил. Герои захватывающих романов и объекты рассмотрения скучных исторических хроник, обладатели громких титулов, звонких шпор и умопомрачительных головных уборов.
Выполняя ответственный заказ, живописцы не могли не «льстить» всем этим блистательным сэрам, грозным донам и состоятельным геррам, периодически «забывая» наделить их облик той или иной невыгодной анатомической особенностью. Или же (в порыве вдохновения и ради вящей выразительности) попросту вносили немного собственного, сугубо авторского, видения в эти и без того харизматичные образы. И всё же, любуясь портретами дворян давно минувших веков, мы получаем достаточно правдивое и наглядное представление о том, как выглядели люди, вершившие судьбы народов, стран, а то и целых континентов.
Должны признаться: порою мы не узнаём «в лицо» того или иного господина, взирающего на наши скромные персоны с полотен гениальных венецианских, голландских, фламандских мастеров. И дабы не уронить собственный престиж, стараемся распознать страну его происхождения, отталкиваясь от «подсказок» в виде характерных деталей костюма, особенностей фонового интерьера или иных экзистенций, присутствующих на картине.
Когда известен автор портрета — «круг подозреваемых» сужается, и мы как минимум начинаем понимать историко-культурный контекст, стоявший за сотворением сего полотна, а значит - видим, как подступиться к рассказу о данном конкретном произведении. Как говорит один наш знакомый историк искусства: «Знать надо знать! Зная элиту — узнаёте эпоху».
Вот интересно, дорогой читатель, а сумеете ли Вы верно определить национальную принадлежность высокородных господ, изображённых великими европейскими мастерами Нового времени?
Автор: Лёля Городная