Стал лучшим вратарем мира, не играя в НХЛ
Владислав Третьяк – один из самых известных хоккеистов в мире. Он был легендой в СССР, мог первым среди советских игроков уехать в НХЛ и стал лучшим вратарем XX века.
Мама Третьяка была учителем физкультуры и занималась хоккеем с мячом
Третьяк родился 25 апреля 1952 года в селе Орудьево в Московской области. Отец Владислава Александр Дмитриевич был военным летчиком. Мать Вера Петровна работала учителем физкультуры и играла в женском чемпионате Москвы по хоккею с мячом за «Локомотив». Именно мама прививала сыну любовь к спорту. Вера Петровна каждую неделю водила сына на каток и с детства учила его стоять на коньках.
В детстве Третьяк хотел быть пловцом
Третьяк был активным ребенком. Он занимался плаванием, прыжками в воду, гимнастикой, акробатикой и волейболом. Больше всего Владиславу нравилось плавание. Он даже хотел стать пловцом, но бросил занятия, потому что постоянно замерзал в бассейне.
Третьяку нравилась хоккейная форма. Из‑за нее он попал в спортивную школу
В пятом классе друзья Третьяка стали заниматься хоккеем. Однажды они принесли в школу спортивную форму. Владиславу понравилась хоккейная амуниция, и он попросил маму отвести его в секцию. Третьяк попал в спортивную школу ЦСКА. На просмотр пришло 200 детей, из которых отобрали четверых.
Среди этих четверых был Владислав. Тренеры выбрали Третьяка, потому что он был крупным для своего возраста и хорошо катался на коньках.
Во время первых тренировок Третьяк играл в нападении. Через два месяца занятий Владислав спросил у тренера Виталия Ерфилова, когда выдадут форму. Оказалась, что полевые игроки получают экипировку только через год занятий и только голкиперы – сразу. Тренер предложил Третьяку поменять амплуа, потому что никто не хотел быть вратарем. Владислав согласился, чтобы получить экипировку.
Игра на новой позиции удавалась Третьяку. Благодаря своим габаритам Владислав перекрывал большую часть ворот. Он обладал хорошей реакцией и эффективно играл ловушкой.
Тренер Виталий Ерфилов видел потенциал Третьяка и часто занимался с ним индивидуально. Вместе с Третьяком Ерфилов ходил на матчи чемпионата СССР. Ерфилов и Третьяк садились за воротами и изучали технику лучших советских вратарей: Виктора Зингера из «Спартака», Владимира Чинова из московского «Динамо» и Виктора Коноваленко из горьковского «Торпедо».
Третьяк стал тренироваться с основным составом ЦСКА в 15 лет
В 1967 году в основном составе ЦСКА было два вратаря – Виктор Толмачёв и Николай Толстиков. Толмачёв периодически нарушал режим и ругался с тренерами. В 1967 году его отстранили на полтора месяца за конфликт с тренером Борисом Кулагиным. Для организации полноценного тренировочного процесса из юношеской команды вызвали Третьяка. В 15 лет он начал играть в сильнейшем клубе страны.
С 1967 по 1969 год Третьяк выступал в трех командах. Владислав тренировался с основным составом «армейцев», играл за юниорскую и юношескую команды. Дебют Третьяка в высшей лиге состоялся 14 сентября 1969 года. 17-летний вратарь вышел в основном составе ЦСКА в матче против «Спартака». «Армейцы» выиграли со счетом 8:2.
Главный тренер ЦСКА Анатолий Тарасов сделал Третьяка основным вратарем команды в сезоне 1969/70. Тарасов строго относился к молодому игроку и заставлял его часто оставаться после тренировок. Если Третьяк допускал ошибки, Тарасов назначал ему дополнительные занятия в те дни, когда у остальной команды был выходной.
После окончания карьеры Третьяк вспоминал, как Тарасов обратился к нему в один из первых сезонов в ЦСКА: «Ну что, полуфабрикат, будем работать. Если выживешь – будешь великим. Не выживешь – извини. Завтра – в шахту».
Третьяк закрепился в составе «армейцев» и провел за ЦСКА 16 сезонов. За это время он 13 раз побеждал в чемпионате СССР и 5 раз признавался лучшим игроком турнира.
Третьяк попал в сборную СССР в 17 лет
В 1969 году Третьяк дебютировал в сборной. Молодой вратарь вышел в основном составе на матч с Финляндией (5:1). Встреча проходила в рамках турнира «Приз Известий».
В сезоне 1969/70 Третьяк был вторым вратарем команды. В основном составе играл 31-летний голкипер Виктор Коноваленко.
Третьяк считал Коноваленко лучшим вратарем СССР и с детства был его поклонником. Играя в ЦСКА, Третьяк специально выбрал 20-й номер, под которым выступал Коноваленко.
С сезона 1970/71 Третьяк вытеснил Коноваленко из основного состава и стал вратарем сборной на ближайшие 10 лет. В составе национальной команды Владислав 3 раза выигрывал Олимпийские игры, 10 раз – чемпионат мира, 9 раз – чемпионат Европы.
После Суперсерии 1972 года Третьяк стал известен в Канаде и США
В 1972 году сборные СССР и Канады провели серию товарищеских матчей, позже названную Суперсерией. Советские хоккеисты впервые встречались с игроками, выступающими в НХЛ. На чемпионаты мира в составе Канады ездили любители.
В рамках подготовки к Суперсерии ЦСКА сыграл товарищеский матч против сборной хоккеистов других московских клубов. Ворота «армейцев» защищал Третьяк. ЦСКА проиграл со счетом 1:8. Канадские журналисты, присутствовавшие на матче, посчитали голкипера слабым звеном сборной СССР и раскритиковали его.
Публикации в СМИ привели к тому, что хоккеисты сборной Канады недооценили Третьяка. Вратарь канадцев Жак Плант даже хотел помочь молодому сопернику. Перед стартом первого матча серии он пришел в раздевалку сборной СССР. Плант хотел рассказать Третьяку о том, как играют лучшие канадские хоккеисты. Например, он объяснял, куда чаще бросают форварды Фил Эспозито и Иван Курнуайе. Третьяк не знал английского языка, поэтому почти ничего не понял.
Третьяк успешно провел серию. В первом матче он пропустил гол на первой минуте, но после играл надежно. Сборная СССР выиграла со счетом 7:3, а канадские журналисты признали Третьяка одним из лучших игроков матча. Третьяк провел все 8 матчей серии и дважды становился лучшим хоккеистом сборной СССР – во второй и третьей встречах.
Игра Третьяка в Суперсерии впечатлила журналистов и болельщиков. Советский вратарь стал популярным в Канаде. На его славе даже пытались заработать. В 1972 году канадский игрок-любитель Ричард Тардифф начал гастролировать по небольшим городам, выдавая себя за Третьяка. Он брал деньги за мастер-классы и автограф-сессии. Люди в канадской глубинке не знали, как выглядит советский вратарь, поэтому верили Тардиффу.
Третьяка заменили по ходу матча только один раз в карьере
Один из самых неудачных матчей Третьяк провел на Олимпийских играх 1980 года в Лейк-Плэсиде. В решающем матче второго группового этапа сборная СССР играла против США.
Сборная СССР выиграла золотые медали на четырех предыдущих Олимпиадах и была явным фаворитом турнира. В сборной США выступали хоккеисты студенческих команд. Перед стартом Олимпиады американцы не претендовали на медали. Несмотря на статус аутсайдеров, США выиграли турнир.
К концу первого периода СССР вел со счетом 2:1. На последних секундах нападающий Дэйв Кристиан бросил с середины площадки. Третьяк оказался не готов к броску и отбил шайбу перед собой. Нападающий Марк Джонсон забрал подбор, обыграл Третьяка и забил в пустые ворота за секунду до конца игрового времени. После этой ошибки тренер сборной СССР Виктор Тихонов заменил Третьяка. Это была первая замена Владислава по ходу матча в карьере.
Советские хоккеисты были против замены. Нападающий Сергей Макаров позже рассказывал об этом эпизоде:
«Никто в команде не был доволен решением Тихонова заменить Третьяка. Это был худший момент в карьере Владислава. Тихонов паниковал. Он не мог контролировать себя. Каждый гол для Владислава – это целая трагедия. Если он пропускал шайбу из-за своей ошибки, то затем запирал ворота на замок».
Замена Третьяка придала уверенности американцам, которые провели один из лучших матчей на турнире. Сборная СССР проиграла со счетом 3:4 и упустила золотые медали. Североамериканские журналисты назвали победу США в этом матче «чудом на льду».
Третьяк мог уехать в НХЛ первым из советских хоккеистов
С декабря 1975 по январь 1976 года ЦСКА провел четыре товарищеских матча против команд НХЛ. В одной из встреч «армейцы» сыграли вничью с «Монреалем» – 3:3. «Канадиенс» были действующими обладателями Кубка Стэнли и считались фаворитами. «Монреаль» доминировал в матче. «Канадиенс» нанесли 38 бросков в створ против 13 у ЦСКА.
«Монреаль» не выиграл из-за отличной игры Третьяка. Владислав отбил 35 бросков и был признан лучшим хоккеистом встречи. После матча главный тренер «Канадиенс» Скотти Боумэн сказал:
«Ни в одном матче сезона моя команда не имела столько возможностей для бросков по воротам, как во встрече с ЦСКА. Любому другому вратарю пришлось бы вынимать из своей кожи осколки шайбы, как шрапнель. Но только не Третьяку. Этот русский украл у нас победу».
В том матче тренеры «Монреаля» отметили игру Третьяка. В 1983 году «Канадиенс» выбрали его на драфте под общим 138-м номером и были готовы предложить хоккеисту контракт.
В то время канадские функционеры не могли обратиться к игроку напрямую и вели переговоры через секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова. Руководство страны отказалось выпускать Третьяка за границу. В разговоре с генеральным менеджером «Монреаля» Сержем Саваром Суслов сослался на то, что хоккеист не хочет расстраивать отца Владислава – генерала Ивана Третьяка, который против отъезда сына. Владислав не был родственником Ивана Третьяка и не знал, что «Монреаль» хотел предложить ему контракт. Об этих переговорах хоккеисту рассказали через несколько лет.
После завершения карьеры Третьяк был тренером вратарей в «Чикаго»
В 1984 году Третьяк завершил карьеру. В 1989-м его первым среди европейских игроков ввели в Зал хоккейной славы в Торонто. После церемонии к Третьяку подошел главный тренер «Чикаго» Майк Кинэн и предложить стать тренером вратарей «Блэкхокс». Третьяк согласился. В этот раз руководство СССР отпустило его за границу.
Третьяк не находился в составе команды постоянно. Он приезжал в США на предсезонку, три домашние серии по ходу регулярного чемпионата и плей‑офф.
На одной из тренировок, в которых Третьяк участвовал наравне с другими вратарями, Майк Кинэн подозвал голкиперов «Чикаго» Эда Белфора и Доминика Гашека и сказал: «У меня для вас есть две новости – хорошая и плохая. Хорошая – мы приобрели великого вратаря. Плохая – вы больше играть не будете, а будет – Третьяк».
Работу с вратарями осложняло то, что Третьяк почти не говорил по-английски. Он выходил на тренировки в амуниции и показывал голкиперам, как играть в разных ситуациях.
Любимым учеником Третьяка был Эд Белфор. Владислав часто персонально занимался с канадцем после тренировок. В 1991 и 1993 годах Белфор выиграл «Везина Трофи» – приз лучшему вратарю регулярного чемпионата НХЛ.
В 1999-м Белфор выиграл Кубок Стэнли в составе «Далласа». Он сделал дубликат чемпионского перстня и отправил его своему учителю. На том чемпионском перстне было написано имя Третьяка.
Чемпионские перстни вручаются всем игрокам, тренерам и персоналу команды-победителя Кубка Стэнли. Эта традиция появилась в 1893 году, но стала ежегодной, начиная с сезона 1993/94.
В 2011 году Белфора ввели в Зал хоккейной славы. Во время своей речи канадец сказал: «Большое спасибо моей семье и Владиславу Третьяку, который помог мне стать тем, кто я есть».
Третьяк проработал в тренерском штабе «Чикаго» до 2004 года. Параллельно он был тренером вратарей в сборной России на Олимпийских играх 1998 и 2002 годов.
Международная федерация хоккея признала Третьяка лучшим вратарем XX века
В 2008 году Международная федерация хоккея обнародовала символическую сборную XX века. Лучших игроков выбирали 56 экспертов из 16 стран. Результаты голосования объявили 17 мая в Квебеке на гала-вечере, посвященном столетию Международной федерации хоккея. Владислава Третьяка признали лучшим вратарем. За советского голкипера проголосовали 30 из 56 опрошенных экспертов.
Вместе с Третьяком в символическую сборную вошли защитники Вячеслав Фетисов, Бёрье Сальминг, нападающие Валерий Харламов, Сергей Макаров и Уэйн Гретцки.
В 2000-х Третьяк сделал успешную политическую карьеру
В начале XXI века Третьяк перестал заниматься тренерской работой и стал политиком. В 2003 году он был избран депутатом Госдумы РФ. Третьяк успешно переизбирался в 2007, 2011 и 2016 годах и остается представителем нижней палаты парламента до сих пор.
В 2006 году Третьяк стал президентом Федерации хоккея России. Во время его руководства сборная дважды выигрывала чемпионаты мира и победила на Олимпийских играх 2018 года в Пхёнчхане.
Руководя ФХР, Третьяк отстаивает интересы национальной команды и лоббирует создание базовых клубов сборной в КХЛ. В 2020 году он негативно отреагировал на введение в лиге жесткого потолка зарплат:
«Если снижение потолка будет дальше, то от этого пострадает сборная, поскольку произойдет размазывание хоккеистов по разным клубам, и мы не найдем те звенья, которые бы играли на Олимпиадах и чемпионатах мира».
Третьяк сделал предложение будущей жене через 5 дней после знакомства
Третьяк познакомился со своей будущей женой Татьяной в 1972 году. Владислав влюбился в девушку с первого взгляда и сделал ей предложение через пять дней после знакомства. Татьяна отказала и предложила Третьяку лучше узнать друг друга. Владислав не отступил и через несколько дней приехал к родителям девушки, чтобы просить руки их дочери. Этот поступок растрогал Татьяну, и она согласилась выйти замуж за Третьяка. 23 августа 1972 года пара поженилась – меньше чем через три месяца после знакомства.
У Владислава и Татьяны двое детей. Сын Дмитрий работает стоматологом, а дочь Ирина – юристом. По стопам деда пошел внук Третьяка Максим. Он стал хоккейным вратарем. В сезоне 2019/20 Максим провел четыре матча в регулярном чемпионате КХЛ за рижское «Динамо».