Найти тему

Пара добрых слов о христианстве

Оглавление

Читатели и подписчики этого блога, наверное, уже давно поняли, что я стою на строгих атеистических позициях. Я не верю ни в каких богов, а также не признаю никакие иррациональные концепции, будь то религия, коммунизм, патриотизм, вера в «невидимую руку рынка» и так далее. Все эти построения, по сути, являются разновидностями религии и отличаются чудовищным упрощением реальной картины мира.

Некоторым религиозное мышление стоило здоровья и даже жизни. В последнее время мы имели возможность узнать о религиозных фанатиках (христианских, мусульманских), которые верили в «фейковость» коронавируса и в результате сами заразились им. Так или иначе, совершенно ясно: разума сон чудовищ рождает.

Однако религия – штука довольно сложная. Помимо ошибочных концепций о строении окружающего мира, иррациональных страхов, глупых ритуалов и безобразных мифов в ней можно встретить и некоторые позитивные элементы. Правда, на поверку выясняется, что религия отнюдь не изобретала эти элементы, а, так сказать, узурпировала их, зачастую искажая их изначальный смысл.

Так, все мировые религии считают пьянство грехом, то есть однозначно негативным явлением. С одной стороны, это хороший знак. С другой стороны, религия неправильно объясняет, почему пьянство – это плохо, и применяет ошибочные методы его излечения. Обратившийся в церковь алкоголик не перестаёт быть алкоголиком, ведь отличительные признаки «пьяного» мышления и поведения у него сохраняются: сниженная способность логически рассуждать, иррациональные страхи и переживания, неадекватные поступки, навязчивый и приставучий характер и стремление критиковать окружающих, которые ведут себя не так, как они. Можно сказать, что алкоголик, ставший религиозным фанатиком, просто начинает употреблять другой напиток – другую, но абсолютно аналогичную по существу «дурь».

Алкоголик, находясь в припадке безумия, может напасть на другого человека (близкого или случайного прохожего) с оружием в руках. То же самое может сделать и религиозный фанатик, находясь в «мистическом экстазе».

Развитие самокритики

Пожалуй, одним из главных таких положительных элементов, не изобретённых, но «популяризованных» христианством, было осознание человеком своего несовершенства и склонность к самокритике. Один известный датский психолог изучал мышление мусульманских мигрантов в Европе и обнаружил существенную психологическую разницу между ними и европейцами. Выяснилось, что в сознании мусульман понятие о самокритике отсутствует напрочь, тогда как для европейского человека она является естественной.

-2

Так, сталкиваясь с какой-то проблемой, европеец прежде всего подумает: «Что я сделал не так?», а типичный мусульманин будет думать: «Кто это сделал мне?». Христианская культура веками воспитывала в человеке понимание своего несовершенства и учила искать причины своих проблем прежде всего в себе. Как это часто происходит, не обходилось без перегибания палки: нередко христианские фанатики обвиняли себя буквально во всём, что происходит вокруг и даже в том, что происходило за сотни лет до их рождения и произойдёт через сотни лет после их смерти.

-3

Как следствие, для христиан в среднем характерен гораздо меньший уровень агрессивности, чем, скажем, у мусульман. Христианская культура учила верующих не гневаться на окружающих и на судьбу, ведь во всех своих проблемах человек так или иначе виноват сам. Отношение человека к окружающему миру, по идее, должно строиться на основе любви: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Непростое приобретение

Многим психологам бросается в глаза именно то, что самокритика по большей части характерна для христианской Европы и некоторых восточных культур – например, во многих школах буддизма; при этом в мусульманской, традиционной иудейской, в языческих культурах ничего подобного нет. Представители этих культур усваивали это умение вместе с полным приобщением к европейским (исторически – христианским) ценностям.

Однако, как уже говорилось, стремление к самокритике не было «изобретением» христианства или каким-то дарованием свыше. Идеи о личной ответственности за свои поступки и свою судьбу развивали ещё античные философы. При этом ранняя история христианства ничего не знает об этой «истинно христианской добродетели»: первые христиане, опьянённые своей верой, были отъявленными ворами, убийцами, насильниками и обманщиками. Повышенная агрессивность, ненависть к окружающим и чувство полнейшей обиды на весь мир были отличительными признаками первых христиан.

"Возлюби ближнего своего..."
"Возлюби ближнего своего..."

И даже раннее средневековье не особо сильно исправило ситуацию. Для христианской Европы это была эпоха религиозного фундаментализма, религиозных войн, жестокого преследования так называемых «еретиков», это было время всеобщей ненависти, подозрительности и насилия. Нередко средневековые мыслители даже оправдывали подобное поведение: по их мнению, монарх (князь, король, царь) не имеет права подставлять правую щёку, когда ударили по левой, иначе страна будет покорена врагом; он должен отвечать силой. При этом под предлогом защиты отечества или веры правители совершали именно захватнические нападения на соседей, а также устраивали террор в своих странах.

-5

Даже сейчас не во всех «христианских» обществах развиты самокритика и уважительное отношение к окружающим. Особенно отличаются повышенной агрессивностью православные – не только в России, но и в Румынии, и в Греции. Поведение многих верующих в этих странах напоминает поведение мусульман.

Всё это говорит о том, что «высшая христианская добродетель» пробила себе дорогу в христианском обществе с огромным трудом и даже не везде закрепилась. Внутри разных христианских конфессий долгое время шла борьба идей. Тем не менее, в конечном итоге благородная цель была достигнута. Смирение и осознание своих несовершенств стали прочно ассоциироваться именно с христианством.

Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉

Ещё статьи этого автора: