На переломе эпох, когда старая уходя уходила, а какая там будет новая никто не представлял, когда советское кино практически прекратило свое существование, а новому российскому предстояло проявиться лет через 5-6, в 1992 г. на Свердловской киностудии режиссер Виталий Кольцов снял фильм-лубок "Сам я вятский уроженец" по повести В. Крупина "Живая вода". В главной роли простого сельского жителя Александра Ивановича Кирпикова снялся М.А. Ульянов.
Фильм начинается со сказки, которую рассказывает Кирпиков.
Но это так зачин, а начинается настоящее действие в сельской убогой пивной, где сельские алкаши пенсионер Кирпиков, шофер Афоня, Вася Зюкин и бывший негласный сотрудник компетентных органов, кавалер знака "Почетный чекист", а ныне тоже пенсионер Леонтий Диляров употребляют пивко, соответственно полируя водочкой. Пиво без водки-деньги на ветер.
Впрочем, какие они алкаши. Просто пьющие в свободное от работы время русские люди, другая нация от такого количества спиртного уже исчезла бы, а русский человек крепкий на это дело. Все работяги. Кирпиков, хоть и пенсионер, но владелец единственного мерина в деревне, потому всему селу распахивает огороды. А оплата само собой - бутылка водки или самогонки. Только бывший сексот Диляров, не работает, пенсионер, переехал в деревню жить. Очень омерзительная личность.
И вот, встав на утро в очень тяжелом состоянии, пошел Александр Иванович в сарай, а там не устоял на ногах с устатку и приложился головой о лемех плуга. Хорошо так приложился,чуть не насмерть. И понял Кирпиков, что это звоночек. Пора бросать пить. И бросил. А тут для проверки его решения судьба Афоню подослала.
Но Кирпиков стоял насмерть. Не пью. И к тому же не курю. На это Афоня, мудрый человек, заметил :" Значит помрешь. Знаешь почему? Нельзя таким рывком – сорвешь шестерни. Надо постепенно скорости переключать, а то муфта полетит. Мотор в капиталку загонишь. Не веришь? Мне один рассказывал – у них мужик помер. На сплаве. Надсадился, лежит, просит: "Дайте хоть сто граммов". И нашелся, сволочь, умник какой-то, говорит: "Не давайте, это вредно!" Главное – спирт-то был! И не дали! Врач потом сказал: "Если б выпил, жил бы". А ты таким рывком – это, Саша, под откос."
Но Кирпиков сказал - как отрезал. И после вспашки огородов, которую он провел бесплатно - ни водкой, ни деньгами не брал, он ушел в подполье. В прямом смысле. Собрал вещи и переселился в подполье под домом. Начал читать школьные учебники, пополнять образование, заниматься раскопками. Обратился, так сказать, к основам жизни. И докопался. До источника с живой водой.
Провели анализ той воды и оказалась она для здоровья очень полезной. Провели эксперимент по ее воздействию на организм. Предлагали провести на марксистах, но Кирпиков не пожалел своего мерина.
А потом стали с этой самой водой по селу то ли демонстрацию, то ли крестный ход совершать.
И собрался в селе общепоселковый съезд. Решать вопрос,что делать с живой водой.
И вот тут до зрителя начинает доходить, где собака порылась. Не про борьбу с алкоголизмом фильм. Про это повесть Крупина была. А здесь у авторов интерес другой. Здесь аллюзии и аллегории на большую политику, если присмотреться, можно увидеть. Живая вода - это свобода и демократия. Ушел Александр Иванович в подполье, припал к первоисточникам, начал глубоко копать - это он от застоя пытается уйти, вернулся к основам марксизма - ленинизма, начал применять теорию на практике. В итоге обнаружил живую воду - свободу и демократию. Отбросив консервативную теорию пьянства, начал насаждать путем крестных ходов прогрессивный трезвый образ жизни с помощью живой воды. И все вопросы решать путем непосредственной демократии - на поселковых съездах. А на съездах и оппозиция есть - приверженцы старого образа жизни, не перестроившиеся на трезвость сельские алкоголики, и послушное большинство во главе с бывшим сексотом. И микрофоны для реплик.
А дальше комедия сменяется трагедией. Пришел Кирпиков к себе домой, а там сын с невесткой приехал,жена его Варвара, алкаш Афоня. Сидят выпивают после баньки по случаю приезда."Сам Суворов велел - после бани штаны продай,а стопку водки выпей !" И как будто не было ни трезвой свободы с живой воды, ни пьяного капитализма с дармовым спиртом, типа "Ройяль". Жизнь вернулась в привычную колею сельского идиотизма. "Нашу волю не сломить - пили, пьем и будем пить." А что еще остается делать русскому человеку, кроме привычного занятия, когда он свободен от всякой идеологии.
Но не стал Александр Иванович возвращаться в дом. Он стал уже другим человеком.
Вот так же и наша страна в 1992 г побрела, оставив в прошлом свои боевые и трудовые награды, налегке, освобожденная от идеологии, собственности и денег, друзей и союзников, по бездорожью в неизвестность. И до сих пор бредет.
Фильм первоначально вышел в двух сериях продолжительностью около 130 минут. Но потом его сократили до одной серии длительностью 93 минуты. В сети можно найти только последний вариант.
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал