Образ художника оброс всевозможными легендами. Читаю и поражаюсь. Юрий Безелянский уверяет, что оказывается художник так и не познал земной любви к женщине. Но это не так! Он любил и был любим. Его заслуга, что он создает прекрасные женские образы. Зачем же на него клевещут? Может быть, потому что по натуре он был не очень общительным, не славился своими мужскими похождениями?
Особенно в конце жизни он отличался затворничеством и аскетизмом. Многие современники считали его мнительным и нелюдимым. Психоаналитики находили в нем всевозможные фобии. Как известно, все фобии возникают в раннем детстве и часто излечиваются именно живописью. Так каким он был в детстве?
Поль рос воспитанным спокойным мальчиком, хорошо учился. В 15 лет пишет неплохие стихи даже на латыни. Любит маму, с ней он будет всегда откровенен. Личность его обросла всевозможными легендами.
Про него писали: "В течение всей своей жизни художник был нетерпим к физическим прикосновениям, даже к легким касаниям женских кофт".
Биограф художника рассказывает: "При всей своей женобоязни Сезанн постоянно думал о них. Он вкладывал в работу и целомудренно сдерживаемое обожание женщины, и безумную любовь к вожделенной наготе, которой он никогда не обладал..."
Вот так биограф Джек Линдсей жонглирует непроверенными фактами.
Потому что наш герой был женат и имел сына, просто не все об этом знали и о его Наяде мы поговорим позже. Давайте разбираться по порядку. Отец будущего художника сначала занимался производством и продажей фетровых шляп. Затем становится совладельцем банка. Современники характеризовали его грубым и жадным.
Сын родился в 1839 году, но повенчаны родители только в 1844 году, когда мальчику было 5 лет. У Поля было две младшие сестренки. Учится мальчик хорошо, записывается в местную школу рисования. Мама поддерживала мальчика, а отец и слышать не хотел о профессии художника, он мечтал об юридической карьере сына.
Мальчик вначале не перечит отцу, но успехов в юриспруденции не достигает, и папе ...приходится отпустить его в Париж обучаться живописи. Поль был застенчивым человеком( да и каким он мог вырасти у властного отца). Ему повезло, что в Париже уже жил его друг - Эмиль Золя, они вместе когда-то учились. Позже Поль не простит своему другу, что тот опишет его в своем романе "Творчество" как неудачника.
Но вернемся к характеристикам, данным Джеком Линдсеем: "...бессилие найти удовлетворение и стремление создать эту плоть, которую он так жаждал прижать к себе трепетными руками..он мысленно ласкал и насиловал их".
И так далее, и тому подобное... Биограф не утруждал себя проверкой фактов. Но доподлинно известно, что была такая девушка Мари-Ортанс Фике девятнадцати лет, с которой он был счастлив как мужчина. Ему тогда исполнилось тридцать. Благодаря ей появляются на полотнах художника прекрасные женские образы. Им было написано 24 портрета жены. Просто из-за деспотичного отца он не мог представить ее в своей семье в качестве жены. Тем более, что она позировала в студии. О рождении своего сына он мог сообщить только маме. У них в семье растет маленький Поль. Она поддерживает и сына, и сноху, очень любит внука. Когда муж ее узнает совершенно случайно правду, вскрыв конверт с письмом, предназначенным совсем не для него, происходит жуткий скандал. Этого-то и боялся материально зависимый Сезанн. Потому он скрывал свою семью не только от отца, но и от друзей.
Отец отказывает в материальной помощи, но ничего этим не добивается. Сын любит жену, не желает с ней расставаться. Теперь ему бояться нечего, он приглашает близких на церемонию бракосочетания. К удивлению окружающих, на церемонию приходит отец . А значит, признает невестку и внука. После его смерти, сын получает полную материальную независимость. Отец оставил сыну свое состояние. Можно заниматься любимым делом.
К сожалению, много лет спустя они расстанутся. Мы не узнаем, по какой причине. Он был замкнут, а она не вела дневников. Художник больше не женится, не будет у него любовного романа. Был занят творчеством. Почему к женщинам настороженно относился? Возможно, из-за своей экономки. Рассказывают, что она сожгла в печке этюды его знаменитых купальщиц. На возмущение хозяина, спокойно заметила: "Да такой ужас, что бы сказали люди, увидев их!.."
Ну что на это мог он ответить простой неграмотной бабе? Только огорчиться, что он видит прекрасное в наготе, и его произведения высоко оценят его потомки? Но ведь она ничего не поймет. Он промолчал. А мы отметим, что он всегда любовался и восхищался женщинами. Но не все женщины могли понять и оценить его истинный талант. А это не его вина, это его беда.
Подписывайтесь на мой канал и пишите в комментариях, что думаете о такой судье?