Найти в Дзене
A.Dancer

Ошибка системы: что не так с балетными классами для взрослых

Оглавление

Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы достичь профессионализма в балете? Под профессионализмом я имею в виду чисто физический уровень среднестатистического профессионального танцора. Именно уровень, а не внешний вид тела.

И вообще, возможно ли достичь такого уровня, если начинаешь заниматься во взрослом возрасте? Скажем, в 30 лет.

Я помню, в самом начале моего увлечения балетом меня очень занимали эти вопросы. Прежде всего потому, что я люблю делать только то, что имеет конкретный смысл. А для меня смысл упорных тренировок в любом спорте (включая танец) заключается в том, что тебе есть что показать: грубо говоря, результат заключается в том, что ты можешь круто танцевать. Не со скидкой на любителя, а просто - круто.

И я гуглила и гуглила и гуглила. Я очень хотела найти подтверждение тому, что то, что я делаю - имеет смысл, имеет конечный итог. Иначе зачем все это, правда ведь?

Но ответов не было. От слова совсем.

Во многих видах спорта есть те, кто начал поздно, но добился потрясающих успехов. Например, Джош Вайцкин начал заниматься Тайцзицюань (один из видом восточных единоборств) в 21 год. То есть в том возрасте, когда карьера многих борцов была уже на пике, он только стартовал. При этом он выиграл огромное количество боев и получил много наград.

Так почему же в балете так нельзя?

Балетный урок для взрослых в школе New Mexico Ballet Company. Фото с сайта newmexicoballetcompany.com.
Балетный урок для взрослых в школе New Mexico Ballet Company. Фото с сайта newmexicoballetcompany.com.

В чём проблема?

После того, как я поработала с разными педагогами и попробовала много балетных студий (причем на разных континентах), я поняла вот что.

Если очень коротко и грубо: проблема в том, КАК именно учат балету взрослых.

Давайте ещё конкретнее: балетные классы для взрослых не научат вас балету от и до, какими бы хорошими эти классы/педагоги не были.

Но почему? Что не так с уроками для взрослых?

С самими классами все в порядке. Бывают просто потрясающие педагоги, которые душу из тебя вытрясут, но научат правильно делать адажио. Но...

Дело в самой системе. В подходе к наполнению классов. Классы, к сожалению, спроектированы так, что вы никогда не сможете полноценно овладеть искусством балета.

  1. На классе студентам никогда не даётся возможность достаточного количества повторений, которое нужно, чтобы довести движение до идеала.
  2. На классах нет времени, которое необходимо, чтобы прочувствовать все анатомические особенности тела и биомеханику балетных поз учитывать их при тренировках.
  3. Времени, в течение которого ваши мышцы находятся в напряжении при экзерсисе, недостаточно для того, чтобы мышцы действительно набрали необходимую силу для профессионального исполнения. Этот пункт тесно связан с пунктом №1.

Ни в одном другом виде спорта взрослых-начинающих так не учат. Если вы занимались теннисом, гольфом или, скажем, восточными единоборствами, вы знаете, что тренировки в этих видах спорта базируются на десятках (а то и сотнях) повторений одного и того же или похожих движений. Таким образом, эти повторения накопливаются быстрее, и движения становятся действительно качественными.

В балете - по-другому. Те, кто занимается балетом, любят его в том числе и за то, как построены сами классы: одни движения быстро сменяют другие, заскучать практически невозможно! Но такая быстрая смена экзерсисов как раз и не позволяет мышцам как следует научиться, растянуться и закачаться. На каждый экзерсис за 1 балетный урок приходится максимум 10 повторений.

К тому же, если преподаватель не держит на контроле то, какие мышцы вы напрягаете и как именно держите тело, есть большой риск, что даже то количество повторений, которое вы набираете, не принесёт вам вам абсолютно ничего. А в условиях балета для взрослых 99% преподавателей не считают нужным постоянно контролировать студентов любыми методами: ведь студенты должны получать удовольствие от урока. Одергивания, повторения до одури, постоянные поправления и физические выворачивания никому не понравятся.

Балетный класс в Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой.
Балетный класс в Академии Русского Балета им. А.Я.Вагановой.

Я вовсе не пытаюсь сказать, что балетные классы для взрослых - тлен и безнадега, все равно ничего не получится и так далее. И уж точно не советую пропускать занятия.

Регулярные классы нужны, потому что они закладывают хорошую базу. На них вы учитесь важным основам и получаете какой-никакой фидбек (в том числе и физический) от преподавателя.

Чтобы увидеть настоящий прогресс, нужно с умом дополнять классы в балетной студии самостоятельными тренировками. Это в том случае, если вам реально нужен прогресс. А если вы прочитали уже до сюда, думаю, он вам точно нужен.

Что делать?

Взрослая балерина растягивается. Фото с сайта Adult Ballet Hub.
Взрослая балерина растягивается. Фото с сайта Adult Ballet Hub.

Итак, что нужно делать, чтобы дело наконец-то сдвинулось с мертвой точки: адажио выглядело гордо, нога поднималась высоко, а подъёму носка позавидовали бы.

  • Пользуйтесь любым моментом, чтобы увеличить количество повторений на классе. Пока преподаватель объясняет или танцует вторая группа, а вы в первой, не отдыхайте, а работайте. Кстати, не бойтесь показаться фанатиком или стеснить кого-то. Другим абсолютно все равно, поверьте.
  • Составьте расписание самостоятельных занятий. Не обязательно "убиваться" каждый день по часу. Пусть это будут 20-30 минут, 2-3 раза в неделю в дополнение к тем классам, на которые вы уже ходите. Сфокусируйте эти домашние тренировки вокруг 2-3 вещей - и повторяйте их, не пытайтесь впихнуть в отведенное время все движения сразу. Через несколько недель переключитесь на оттачивание других упражнений. Вы точно увидите прогресс.
  • Возьмите пару частных уроков. Если есть возможность, конечно. Такие уроки обычно идут в том темпе, который подходит именно вам. Там объясняются и полируются штуки, которые нужны именно вам. К тому же, преподаватель может дать пару реально ценных персональных советов для домашних тренировок.
  • Найдите таких же сумасшедших фанатов, как и вы. Это реально работает. Может, они найдутся не сразу, но они точно есть. Если их нет в вашей балетной студии, не стесняйтесь искать в Instagram.

Чем быстрее и качественнее вы прогрессируете в балете, тем быстрее вы сможете осваивать все новые и новые движения. И на отчётном концерте вы сможете выглядеть "на голову выше" тех, кто занимался только в рамках классов. А ещё ваша крутая подготовка в классическом танце поможет вам неожиданно быстро (и очень профессионально) научиться танцевать другие стили типа хип-хоп, джаз-фанк и так далее. Дерзайте!

_____________

Эта статья - волный перевод материала с сайта Late To The Party Ballet с добавлением собственных мыслей.