После смерти юного императора Петра II в Российской империи начинается династический кризис. По сути, мужская линия дома Романовых прерывается. Более того, императорская корона переходит из рук потомков Петра I в руки потомков его брата – Ивана V.
Иван V, соправитель Петра I, был больным человеком и не мог, да и не хотел, конкурировать со своим братом, который фактически правил страной. Сыновей у Ивана не было, и поэтому поначалу его потомки не могли претендовать на трон, во всяком случае, это не могло происходить, пока был жив Петр Алексеевич, внук Петра Великого.
Стоит также добавить, что при восшествии на трон Российской империи в XVIII веке куда большее значение имело не происхождение, а расположение гвардии и первых лиц государства.
Вот именно эти первые лица, которые входили в созданный супругой Петра I Екатериной I Верховный тайный совет, и решили после смерти Петра II сделать новой императрицей дочь царя Ивана V курляндскую герцогиню Анну Ивановну.
Нужно понимать, что, несмотря на то, что реальная власть была в руках «верховников» (так называли членов Верховного тайного совета), юридически все это было до той поры, пока самодержец не решит сам заняться управлением. Подобное положение дел верховников не устраивало, и они решили, что передадут власть курляндской герцогине на том условии, что она сама её юридически ограничит.
Важно было провернуть дело так, чтобы императрица не приняла условия, а, взойдя на престол, сама отказалась бы от части власти. Сразу хочу сказать, что эта Конституция (Кондиции) не предусматривала каких-то свобод простому народу. Она должна была гарантировать власть небольшой кучке наиболее влиятельных людей.
Из-за этого многие историки вообще склоняются считать Кондиции не первой русской Конституцией, а, скорее, последней попыткой реставрации феодализма. Не движение вперед, к свободе, а путь назад.
Императрица Анна Ивановна поначалу согласилась на все требования верховников, но при вступлении на престол этот документ надорвала, то есть лишила юридической силы.
Из-за чего бывшая курляндская герцогиня смогла действовать столь смело? На кого она могла опереться в этот момент?
На самом деле ответ достаточно прост. Верховники хотели усилить собственную власть, закрепить ее юридически, в то время как дворянство, тогда еще служилое сословие, не успевшее стать паразитирующим, также хотело принимать какое-то участие в управлении страной, разумно понимая, что есть два варианта развития событий. Первый: императрица полностью зависит от верхушки аристократии, которые в свою очередь укрепляют собственную власть. Второй вариант развития: императрица опирается на целое сословие, то есть на достаточно большое количество людей, которые будет получать привилегии.
Само собой, для дворянства это было куда более привлекательным, особенно если учесть, что в случае прихода к власти аристократии не исключено было возвращение различий между вотчиной и поместьем. Ведь прошло всего 16 лет с того момента, как те были уравнены. Напомним, что вотчина передавалась по наследству и принадлежала аристократии (князья, бояре), а поместье выдавалось за службу дворянам и после смерти владельца возвращалось во владения государства.
Анна Ивановна смогла использовать это себе на пользу и поэтому действовала смело. Надрывая Кондиции, она еще и смогла обвинить «верховников» в том, что те не сообщили ей – не все общество поддерживает ограничение власти самодержца.
Анна расправилась с верховниками и отблагодарила дворянство, сократив службу с пожизненной до 25 лет, при этом одному из сыновей разрешалось не служить, чтобы управлять поместьем. Это был очередной шажок, превращающий служилое военное сословие в паразитирующее и праздное.