Добро пожаловать на канал Музея Моды!
Мы продолжаем тему балета и сегодня рассказываем об одной из самых неоднозначных, экспрессивных и ярких артисток начала ХХ века. Встречайте, дамы и господа, на сцене – Ида Рубинштейн!
Ида Львовна Рубинштейн известна как актриса и танцовщица, она стала одной из очень немногих, кому, не обладая профессиональным образованием, удалось оказаться и блистать на сцене лучших театров мира – и не в проходных ролях в опереточных балаганах, а в балете, жанре, который требовал невероятных физических усилий, отдачи и мастерства! Рубинштейн была первой артисткой без образования, которая приняла участие в балетах а-ля-Рус Сергея Дягилева, а, как мы знаем, к себе в труппу великий импресарио приглашал только выдающихся артистов.
Ида родилась в очень обеспеченной семье, в семье банкира, но рано потеряла родителей и воспитывалась в доме тётки, которая окружила её всесторонним вниманием и исполняла все желания сироты – в частности, рано почувствовав тягу к сцене, танцам и лицедейству, Ида брала уроки актёрского мастерства и танцев у артистов Императорских театров, которые приходили к ней на дом.
Девушка получила прекрасное образование, освоила несколько иностранных языков, разбиралась в искусстве, занималась музыкой, но родственники не воспринимали её желание стать артисткой всерьёз – для девушки из приличной семьи в начале ХХ столетия эта профессия считалась неприличной, да и учителя сетовали на её излишнюю худобу и высокий рост, который в то время был, скорее, препятствием для классического танца, чем преимуществом. Это сегодня мы видим на лучших сценах мира высоких и стройных балерин, физические данные которых очень близки к тем, что были у Иды, однако, в начале прошлого века балерины выглядели иначе – были несколько упитаннее нынешних и, чаще всего, имени невысокий рост.
На пути к сцене Ида преодолела многое – отчаявшись достучаться до здравого смысла Иды, её дальний родственник, парижский доктор Левинсон, отправил девушку в психиатрическую лечебницу, к счастью, ненадолго, но Иде этого хватило, чтобы понять, что единственный шанс попасть на сцену для неё – вырваться из-под опеки близких. Юной девушке проще всего было сделать это путём замужества, что Ида и провернула, выйдя замуж за двоюродного брата и потребовав развод сразу по окончанию медового месяца.
Вместе с бумагами о разводе, она обрела долгожданную свободу и начала строить карьеру артистки. Статус женщины в разводе давал ей больше свободы, чем незамужней девушке, а на деньги отца она решила купить свою мечту, поставив спектакль «Антигона», по трагедии Софокла, где собиралась исполнить главную роль. В этом выборе явно проявлен уровень образования Иды, которая, всему прочему, предпочла древнегреческую классику, продемонстрировав тем самым безупречный вкус. Оформить постановку согласился Леон Бакст, называвший Иду «существом мифическим, похожим на тюльпан, дерзким и ослепительным. Она сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню».
Спектакль был поставлен, но большого резонанса не вызвал, однако именно после него Ида устроилась в Театр имени Веры Комиссаржевской, где планировалось поставить «Саломею» Оскара Уайльда, однако история о страстной, греховной любви развращённой дочери Иродиады к Иоанну Крестителю Священному Синоду не понравилась и поставленный специально для Иды Михаилом Фокиным танец «Семи покрывал» ей станцевать тогда не удалось…
Но Ида чувствовала, что роль иудейской царевны захватила всё её существо и выступила с этим танцем, только с танцем в Консерватории Петербурга, где покрывало за покрывалом сняла с себя всё и осталась нагой в жемчужных бусах. Это произошло в 1908-м году – немыслимая смелость для православной страны!
Стоит ли удивляться, что в «Русских сезонах» Дягилева Иду Рубинштейн пригласили на роль Зобеиды в «Шахерезаду»?! Кто, как не она, смог бы передать в танце всю страсть Востока и чувственность ароматов дальних стран?! И снова Бакст не преминул отметить, что «это была не «хорошенькая актриса в откровенном дезабилье», а настоящая чаровница, гибель с собой несущая».
И действительно, Ида Рубинштейн была прямо-таки канонической женщиной эпохи декаданса и спиритических сеансов. Как её только не называли злопыхатели: зелёной лягушкой, гармонизированным трупом и гадким скелетом, а именно благодаря таланту Иды «Шахерезада» так прогремела.
У этой женщины было множество поклонников, были и ненавистники, потому что она никого не оставляла равнодушным. Её фотографии украсили газеты, плакаты и даже сувенирную продукцию Парижа, а в 1910-м году портрет Рубинштейн было решено разместить на афише очередного балетного сезона Дягилева.
Собственно, именно для афиши Валентину Серову и был заказан портрет танцовщицы, который сегодня хранится в Русском музее. И до сих пор мы смотрим на знаменитый портрет и пытаемся разгадать секрет шарма этой немного угловатой, длинноногой, темноволосой женщины с томным взглядом, и не можем. Прелесть Иды ускользает, словно длинный шифоновый шарф (или последнее покрывало) из её рук…
Кисть Серова передала изящество и гибкость артистки балета – попробуйте сесть также грациозно, как Ида на картине, и вы поймёте, что без многолетнего балетного опыта здесь не обошлось, а ведь артистке пришлось позировать в этой позе довольно долго. Мы видим длинные, унизанные кольцами пальцы – украшения в начале ХХ столетия были в моде и Ида, как истинная женщина, конечно их любила. И хотя на портрете артистка без одежды, благодаря её костюмам в «Шахерезаде» Париж влюбляется в Восток, в сказку, которую показывают ему балеты Дягилева и во французской столице начинают входить в моду костюмированные балы и вечеринки в восточном стиле. Поль Пуарэ даже создаёт костюм в стиле сказок тысяча и одной ночи, и женщины примеряют широкие брюки-шаровары, тюрбаны с павлиньими перьями и, конечно, нитки жемчужных бус.
За свою жизнь Ида попробовала разные роли: католического святого, танцовщицы фламенко в «Болеро» Равеля, Жанны д’Арк, хозяйки госпиталя в Лондоне конца 1930-х (правда, уже не на сцене, а в реальности), переводчицы в только основанной Организации Объединённых Наций.
Она жила ярко и экспрессивно, а умерла тихо и скромно, завещав похоронить себя без пышных церемоний. Великая танцовщица и артистка Ида Рубинштейн ушла из жизни в 1960-м году и была похоронена под памятником с простыми литерами I.R.
Автор статьи Полина УХАНОВА, руководитель научно-просветительского отдела "Музея Моды".