Найти тему
Алина Лев

Апокалипсис в картинах Босха

Нидерландский художник Иероним Босх, живший в конце XV- XVI века, считается одним из самых загадочных мастеров Северного Возрождения.

Иероним Босх. Портрет. Фото из свободных источников.
Иероним Босх. Портрет. Фото из свободных источников.

Фактов из его биографии сохранилось мало. Известно, что его семья – родом из немецкого города Ахен. Поэтому первоначальное имя Босха звучало как «Йерон ван Акен». Позже он его поменял. Как считают исследователи, он использовал окончание названия города Хёртогенбос в Нидерландах в качестве своей фамилии.

Художник был религиозным человеком и вступил в братство Богоматери, поэтому все его творчество было связано с церковной тематикой. Как правило, все его работы иллюстрируют Библию и другие церковные тексты.

Особенно хорошо он разбирался в эсхатологической тематике. Никто так виртуозно, со всевозможными подробностями, не изображал Ад.

В то время в католических церквях популярны были триптихи - картины на дереве из трех частей, с центральной частью и двумя створками, которые закрывались. Створки расписывались Босхом, как правило, с двух сторон. На левой створке триптиха он обычно изображал Рай, а на правой – Ад. В центре композиции располагался сюжет из Библии или сцены на тему «Семь смертных грехов». Известны его триптихи «Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Страшный суд», «Искушение Святого Антония».

И.Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1510.  Дерево,м.389х220 см. Музей Прадо, Мадрид.
И.Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1510. Дерево,м.389х220 см. Музей Прадо, Мадрид.

Техника Босха называется алла прима. Это метод масляной живописи, главной отличительной особенностью которой является написание всей картины до полного высыхания красок. при котором первые мазки создают окончательную фактуру и, как правило, работа пишется за один сеанс.

В своих картинах Босх создавал странные сюрреалистичные образы. В его произведениях встречаются рыбы на человеческих ногах, люди с головами животных или с уродливыми лицами, напоминающими животных, огромные птицы, мыши или кролики, искорёженные деревья в виде человеческих фигур, огромные уши с длинным лезвием посередине, странное существо из громадного полого яйца, с ногами в виде стволов деревьев с лицом человека, люди с головами из ягод или фруктов.

Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1500-1510.  Фрагмент.
Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1500-1510. Фрагмент.

Тема Ада особенно фантастично преподнесена в триптихе «Сад земных наслаждений».

Ад. Правая створка триптиха "Сад земных наслаждений".
Ад. Правая створка триптиха "Сад земных наслаждений".

Художник «во всей красе» показывает, как в Аду дьяволы изощренно мучают грешников. На переднем плане огромный кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью. Кровь хлещет. Жертва становится палачом, добыча – охотником, и это хаос ада. Обычные предметы здесь превращаются в орудия пытки. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора - безостановочно изрыгать съеденные лакомства. На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением «по тонкому льду».

Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".
Фрагмент правой створки триптиха "Сад земных наслаждений".

Прежде считалось, что вся эта чертовщина на картинах Босха – лишь ради забавы зрителей, а особого смысла в ней нет. Но позже учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – символы ада. Герметичный сосуд или плавильный горн – символы чёрной магии и дьявола. Верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист – нечистые животные в Средневековье. Жаба, сухие деревья, скелеты животных – символы дьявола и смерти. Лестница – символ пути к познанию. Перевёрнутая воронка – атрибут мошенничества или ложной мудрости. Ключ – познание или половой орган. Стрела – символ зла; иногда она торчит поперёк шляпы, иногда пронзает тела, – это означает намёк на испорченность и отсутствие целомудрия. Сова обычно - символ мудрости. Но у Босха это часто символ глупости, духовной слепоты и безжалостности. Чёрные птицы – грех. Тюльпан – символ глупости.

Памятник Иерониму Босху в Нидерландах
Памятник Иерониму Босху в Нидерландах

Для современников Босха картины были наполнены глубоким символическим смыслом. Творчество этого уникального художника волнует зрителей до сих пор и побуждает искать ответы на многие вопросы и искать ответы на многие загадки, которыми он наполнил свои картины. Потому что в его произведениях затрагиваются «вечные» проблемы человечества.

Понравилась статья? Ставьте лайки!!!