На сегодняшний день почти 3,5 млрд человек на планете затронула изоляция. Это около 43% населения земного шара. Люди сидят по домам. А мы решили вспомнить, кто из художников был (или является) домоседом и смог бы легко пережить карантин.
— Уединенный образ жизни вел Рене Магритт — коллеги-художники даже дразнили его «домоседом».
Правда, сюрреалист на это не обижался. Художник не любил выходы в свет, а время предпочитал проводить в своем доме. С 1930 по 1954 год Магритт жил в Брюсселе по адресу Rue Esseghem 135. Здесь он вместе с женой Жоржеттой снимал первый этаж дома. И здесь же создал большую часть своих знаменитых картин. На них бельгиец часто изображал детали интерьера собственного жилища: камин, оконный проем, лестницу. Как только в доме появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его на холст. Всего с 1915 по 1967 год художник сменил в Брюсселе семь адресов.
— В начале своей карьеры Джорджия О’Кифф из родной Виргинии перебралась в шумный Нью-Йорк.
Но позднее, в 1929 году, переехала в штат Нью-Мексико. Там художница искала уединения. В 1934 году она купила дом, который назывался «Призрачное ранчо». До самой смерти О’Кифф жила в нем одна и сама себя обслуживала. Художница очень любила готовить и собирала рецепты. Десятки — от домашнего йогурта и печенья «Мадлен» до свекольника со сметаной и маринованного перца чили — она записывала от руки. Истинное удовольствие О’Кифф получала, вымешивая руками тесто, из которого потом пекла ржаной хлеб.
— Итальянский художник Джорджо Моранди родился и умер в Болонье.
И здесь же провел почти всю жизнь. Он даже ни разу не был в Париже. Моранди называли «мастером тишины» и человеком, «отгородившимся от окружающего мира и не выходившим за рамки привычного узкого пространства». За всю жизнь художник дал всего одно интервью и отмечал, что всегда дорожил уединением. Большую часть произведений итальянец создал в родительском доме на Виа Фондацца. Его мастерская представляла собой просторное помещение с окнами во двор, где кувшины, вазы и бутылки соседствовали с раковинами и книгами. Именно они становились «героями» его почти монохромных и минималистичных натюрмортов и пейзажей.
— «Художником-домоседом» называли американца Эндрю Уайета.
За все жизнь он бывал лишь в двух городах — в родном Чеддс-Форде в Пенсильвании, а в летние месяцы — в Кушинге в штате Мэн. Поэтому на полотнах Уайета были пейзажи лишь этих мест, а героями картин становились соседи. Уединенный образ жизни не помешал художнику попасть в громкий скандал.
В 1970-х он познакомился с Хельгой Тесторф. Немка-эмигрантка, она помогала по хозяйству на ферме престарелых соседей четы Уайет. Художник начал писать Тесторф, причем делал это в тайне, а эскизы обнаженной Хельги прятал. Так продолжалось 15 лет, за которые Уайет написал более 240 картин с соседкой. А в 1986 году, когда всю серию за $6 млн купил издатель и коллекционер Леонард Эндрюс, разгорелся скандал. Журналисты просили хоть как-то прокомментировать картины ничего не знавшую о них жену Уайета. На что та лишь ответила: «Ему повезло, что полотна оказались гениальны, иначе я бы его убила».
— «Последний живой великий художник» Дэвид Хокни родился в пуританской семье в британском Бредфорд, но большую часть жизни прожил в США — в Калифорнии.
А в 2004 году после смерти своей любимой таксы по кличке Стэнли Хокни вернулся в Британию. Здесь он поселился в Йоркшире — вдали от амбициозной лондонской арт-сцены. Про самого себя он говорит так:
«Я живу в уединенном месте и думаю здесь и оставаться. Я не слишком общителен — я слишком глух для того, чтобы быть общительным».
— Недавно художник Владимир Дубосарский дал интервью изданию The Art Newspaper Russia.
В нем он рассказал, что его жизнь в последнее время не сильно отличается от самоизоляции, так что ее ему соблюдать не трудно. «Вообще-то, я и раньше жил почти на карантине, выезжал из мастерской максимум два раза в неделю, а бывало, что не выходил оттуда по три дня. Сейчас я в принципе никуда не хожу, только за продуктами. Так что мой образ жизни в новой ситуации с эпидемией не очень сильно изменился. Скорее, куда более важны изменения, которые происходят с социумом, что для меня как художника очень интересно», — признался Дубосарский.
Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в Читай-городе или Лабиринте.