"Погода стояла весь день чудесная.... Обедали у Мама в 7 1/2.
Через час поехали в Большой театр на торжественный спектакль.
Давали по обыкновению 1-й и последний акты "Жизни за царя"
и новый красивый балет "Жемчужина". Окончилось в 11.10 ч.
(по программе)"
Николай II
07 мая 1896 года в московском Большом театре состоялось одно из центральных коронационных торжеств - праздничный спектакль в присутствии августейшей четы. Через несколько часов после завершения представления корреспондент иллюстрированного журнала "Нива", будущий основатель МХТ Вл.И. Немирович-Данченко уже передавал в петербургскую редакцию популярного еженедельника свой репортаж со свежими впечатлениями от увиденного:
"Я только что из Большого театра. Более помпезного спектакля нельзя себе представить. К 8 часам все приглашённые были уже в театре.
Ещё совершенно светло, солнце только что на закате. Главный подъезд весь, всей своей громадой, обращён в превосходный шатёр из красного сукна с белой бахромой. К нему подъезжают Высочайшие особы и лица, имеющие вход в ложи бельэтажа, бенуар и партер. Встречает сам директор Императорских театров, обер-гофмейстер Двора
И. А. Всеволожский. В других, боковых, подъездах указывают места, вместо капельдинеров, конвойные Его Величества. Зал уже совершенно полон и представляет необычайный вид. Он обновлён, вычищен и необыкновенно наряден. В партере, разумеется, одни мужчины. Можете судить, до какой степени велик съезд в Москву знатных лиц, если я вам скажу, что члены Государственного совета сидят не ближе пятого ряда кресел, что Царская ложа расширена на 63 персоны, но многие великие князья и великие княгини находятся в литерных ложах бенуара и бельэтажа. Партер Большого театра блестит андреевскими и аннинскими лентами, генеральскими мундирами, красными мундирами сенаторов и т.д. И только два фрака - в углах между барьером оркестра и первым рядом -на художниках Владимире Маковском и Илье Репине. Бенуар и бельэтаж - дамы в эффектнейших туалетах, декольте, и за ними опять сановники. Мундиры и светлые дамские туалеты сверху донизу. Оркестр - на ногах в ожидании приезда Государя. В половине девятого Их Императорские Величества появились в Царской ложе и были встречены "ура!" и гимном. Затем началось представление".
По сложившейся в русском коронационном церемониале традиции, сначала давали первое действие и эпилог оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", а затем специально подготовленный к этому дню балет "Жемчужина" на музыку Р. Дриго в постановке прославленного хореографа Мариуса Петипа. Действие балета происходило на дне океана. Джинн, случайно попавший в жемчужный грот, влюблялся
в прекрасную белую жемчужину, чем вызывал гнев соперника - кораллового короля. Армия кораллового короля нападала на джинна,
но тот, являясь, в действительности, королём металлов - золота, серебра и железа - одолевал противника.
Современный американский исследователь Ричард С. Уортман пишет: "Сказочный мотив балета вызывал ассоциации с текущим моментом. Прекрасный принц побеждал не благодаря красоте или волшебству,
а благодаря власти, предоставленной ему силой современности, которую символизируют металлы. Власть обеспечивала любовь. Жемчужина, по слухам, должна была представлять императрицу Александру, и балет можно интерпретировать как аллегорию полной преданности неотразимому, безупречному предмету любви".
Помимо помпезности постановки и декораций, восторг и удивление публики вызвала прекрасно отпечатанная программа спектакля, что специально отметил в своём отчёте для "Нивы" Вл.И. Немирович-Данченко: "Афиша -это целая тетрадь, размером с лист бумаги, несколько шире обыкновенного. В ней 24 страницы. Тетрадь в прекрасном белом переплёте с государственным гербом - единственным его украшением, превосходно оттиснутым. "
Для Высочайших особ та же тетрадь в жёлтом кожаном переплёте. Внутренняя сторона переплёта синяя в золочёной раме и с золотым вензелем.
Страницы программы полны прелестных раскрашенных рисунков г-жи Е.П. Самокиш-Судковской, И. Петрова-Ропета, А. фон-Гогена, А. П. Рябушкина и К. К. Первухина. На них изображены сцены из данного представления. Две в русском стиле старой живописи посвящены "Жизни за царя", четыре - балету "Жемчужина", остальные - виньетки".
В этом спектакле танцевала Матильда Кшесинская, к её истории жизни мы ещё вернёмся обязательно...