Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. Когда я заводила свой канал, мне очень хотелось много рассказывать про жизнь в СССР, про то, как нам тогда казалось, что не очень интересно и весьма однообразно мы живем. Мои школьные годы пришлись на все 70-е, а студенческие на 80-е
Как-то так получилось, что я потом в своих статьях полностью перескочила на тему современного образования которое мы сейчас реализуем, со всеми его проблемами, сложностями и особенностями. Но есть одна прелесть у современного образования, которая на мой взгляд стоит всех тех положительных моментов в СССР вместе взятых, да и вообще цены которой просто не существует, поскольку это бесценно. Это СВОБОДА. Эта та самая свобода, про которую мы периодически слушали в конце 70-х и в начале 80-х по радио – Свобода. Сама лично я не слушала, но знала от своих более старших друзей практически всё, о чём там говорили. Кто в СССР жил, тот поймёт, о чём я говорю. Эта свобода сегодня показала, что не всегда мы (каждый из нас) готовы брать на себя ответственность за многие конкретные вещи, не всегда тот, кто занимает более высокую должность понимает ситуацию лучше, чем те которые стоят на более низких ступенях карьерной лестницы и всё в таком роде
Думаю, что это всё поправимо и это не приговор. Сейчас я точно знаю, что все те, кто рождён после 80-х не смогут понять того, что я имею в виду, да и ладно. Очень скоро наступит время, когда всем нам придётся начинать работать и жить в новой реальности. Быть может тогда мы и дадим истинную оценку тому, что называется ЖИЗНЬ, СВОБОДА, ДЕМОКРАТИЯ (не путать с анархией)
Сейчас возвращаюсь к заявленной теме. Сразу оговорка, рассказываю только про себя и свои личные воспоминания. В некоторых своих статьях я уже упоминала о том, что к открытым урокам мои учителя готовились за несколько месяцев. Не знаю точно как они повышали свою квалификацию, поскольку тогда всё сводилось к понятию стаж, но судя по тому, как часто нас детей готовили к открытым урокам, думаю, что процедура эта была очень серьёзная
Начиналось всегда всё примерно одинаково. Наша классная руководитель – учитель математики приходила к нам после уроков (максимум тогда было 6 уроков, по 8 никогда не было) и начинала разговор. Говорила только она, мы все примерно человек 30-32, молчали как глухонемые
Говорила она примерно следующее: «Ну что же. Пришло время показать высокой комиссии, как вы учитесь, как себя ведёте, насколько можете себя и свои знания показать со стороны». Сразу становилось понятно, что в скором времени набежит человек так десятка полтора, все будут таскать стулья из соседних кабинетов, а до этого будем вылизывать (это мы – ученики) и украшать плакатами кабинет. А потом будем долго репетировать один единственный урок, чтобы потом когда наступит то время, где надо себя «показать» не случилось бы чего дурного
На этот раз был урок Истории. Год примерно 1976-77-й. Ученики 6-го класса, сильно озадаченные тем, что «на нас придут смотреть со стороны» серьёзные люди. А для этого нужно что? Правильно, чтобы как можно большее количество детей показали себя свободными, умными и раскрепощёнными
Я писала уже в своих первых статьях, что школа моя по тем временам была если не элитная, тогда не было таких слов, то почти одна из самых продвинутых в городе. Учителя все были очень именитые, компетентные, как сейчас принято говорить и кстати, все возрастные
Я в своём классе была у них не на очень хорошем счету. Поясню почему. Я не общалась почти никак со своими одноклассниками, все мои друзья и подруги были старше меня на пару лет. Я пыталась, насколько это возможно, игнорировать все мероприятия, кроме уроков. Ничего из этого у меня не получалось, но репутация была так себе. Училась я хорошо, по крайней мере до 9-го класса, но это исключительно из за боязни матери
Я неплохо читала стихи и на открытых уроках часто под занавес выходила к доске в форме с белым воротничком и манжетами, в красном галстуке и гордо читала пару куплетов о том, какое у нас счастливое детство, райская жизнь и все дороги впереди
Урок проходил примерно так. Учитель торжественно призывала нас к активности на уроке, демонстрации своих крепких знаний и бодрых ответов на вопросы с грамотными комментариями. Замечу, что репетиция этого урока, с полным повтором материала была не менее 3-5-ти раз. Если труды или пение, то можно раза 3 отрепетировать, а если математика или история, то не менее 5 раз прогонялся такой урок. Полностью он репетировался на самих уроках (за счёт каких часов не знаю, думаю, что просто уплотняли потом учебный материал), а фрагменты такого урока проверялись после занятий
Для меня было смерти подобно задержаться после уроков хотя бы на несколько минут. Тексты стихов я тоже не учила до последнего. Знала, что когда начну учить, то выучу за один час. Эта подготовка могла продолжаться до пары месяцев. Понятно, что на первые репетиции я никогда не появлялась, в надежде, что всё ещё репетирует каждый своё. План урока был примерно таков. Минуты 3шло приветствие и озвучивались цели. Это никогда не был урок освоения нового материала, как сейчас бывает чаще всего. Показывать всегда надо было, как работают весь урок дети
Затем минут 10 учитель говорила и спрашивала одновременно в рамках той учебной темы, которую только что изучили. Можно представить себе, какая была живая и бойкая беседа, когда мы повторяли всё то, что отрепетировали по нескольку раз. А затем вызывали к доске по одному с «домашним заданием», они блестяще отвечали на поставленные вопросы, а под занавес я выходила к доске и бодро читала пару четверостиший. Пока можно было всё оттягивать, я это делала
Дождалась того, что учитель истории пожаловалась классной. Классная предупреждала только один раз, а потом звонила маме на работу. Домашнего телефона у нас не было. Вечером мама устраивает разбор полётов. Надо отдать ей должное, она не всегда нападала только на меня. Бывали случаи, когда она не ленилась сходить в школу и там устроить небольшой разнос по случаю «вопиющей несправедливости» по отношению ко мне (моя мама в молодости работала в НКВД, во время войны служила в армии, рвалась на фронт, но не взяли). Она искренне считала, что я очень способная, но от того, что шарахаюсь от класса, меня все игнорируют. Если честно, то так оно и было, но лучше бы она этого не делала. Мне потом долго не могли этого простить и я имела множество бесед со взрослыми, иногда только с классной, а в этом случае с двумя, ещё и с учителем истории, какая я безответственная и безнравственная
В этот раз удача была не на моей стороне и от мамы я получила по полной. Меня несколько дней не отпускали гулять. Я блестяще выучила 2 или 3 куплета стиха и на другой день на последней «генеральной» репетиции полностью реабилитировалась
И вот наступает этот день. Такие вещи нужно видеть. Вся школа на ушах. Море гостей, по всей видимости очень высоких. Урок по счёту был думаю вторым, так было всегда. Всё идёт как по маслу, все счастливы, урок удался. До конца урока остаётся минут десять, наступает моё время выхода, я такая беспечная выхожу к доске и начинаю громко и торжественно читать стихи
Кто знает рассказ Драгунского про «Папа у Васи силён в математике..», так вот случилось примерно то же самое. Прочитав один куплет громко и торжественно, мой взгляд случайно падает на «членов высокой комиссии», которых было наверное больше, чем детей, да ещё свои все понабежали. Меня охватывет дикий ужас, что сейчас по полной опозорюсь, что всенепременно и случилось. После первого куплета я немного помычала и поблеяла. Наши учителя замерли в ужасе, члены комиссии великодушно улыбались, а я решила, что настал мой последний час и выдала примерно следующее: «очень прошу меня извинить, я сильно волнуюсь, но дома я всё учила и могу рассказать весь домашний параграф наизусть»
Комиссия искренне веселилась, прозвенел звонок, долго друг другу пели дифирамбы, мы подслушивали под дверью, звучала фраза примерно такая, а что вы хотите, это ведь не постановочный урок, всякое бывает, поскольку очень волнительно, что-то типа того
Я долго ждала расправы, вызова мамы в школу, понимала, что сильно подвела и даже не собиралась отстаивать свои права. На удивление больше ничего сказано по этому поводу не было, кроме пары тройки эпитетов и от классной и от учителя истории, типа «на тебя нельзя надеяться» и ты ещё раз это подтвердила. Но это было совсем не страшно, а дальше всё пошло своим чередом. Комбинированные уроки, когда переживаешь 10 минут страха из -за опроса (спрашивали чисто по списку), потом игра в крестики нолики на последних партах во время проверки домашнего задания, ну вот и всё. Это называется – жизнь удалась. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ