Нынешний год в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Указом Президента России определен как Год Памяти и Славы. К Победе шли всей страной. Не оставался в стороне никто!
Одолеть врага помогали солдатам на фронте и те, кто остался в тылу, в том числе вологодские таксаторы и лесоустроители.
К началу войны вологодское лесоустройство состояло из подразделений Северной авиалесоустроительной конторы Треста Лесной авиации и Вологодской конторы Росорглеса. Они занимались инвентаризацией лесов, устройством заповедников, исследованием сырьевых баз леспромхозов, отводом лесосечного фонда для нужд развивающейся промышленности.
В этих двух организациях к июню 1941 года было занято до 350 сотрудников. Уже в первые месяцы войны Вологда оказалась в прифронтовой полосе. В связи со стремительным захватом советских территорий гитлеровскими войсками вологодский облисполком решил в декабре 1941 года перебазировать Северную лесоустроительную контору в Великий Устюг.
Для защиты самой Вологды мобилизовали людей со всех окрестных предприятий. От лесоустроительных учреждений собрали 114 человек, то есть треть местного коллектива таксаторов ушли на фронт. На их место заступили жены и подростки. Их поддерживала вера в то, что они помогают фронту, а значит – своим отцам, мужьям и братьям.
Во время войны начальницами лесоустроительных партий стали Тамара Сергеевна Масленикова, Елизавета Михайловна Ванкевич, Инна Александровна Слама, Екатерина Андреевна Иванова, Таисия Васильевна Елсакова, Галина Ивановна Болукова. Под их началом работали Екатерина Андреевна Булатова, Валентина Ефимовна Воскресенская, Ирина Сократовна Лебедева, Мария Васильевна Новичкова и многие другие труженицы тыла.
Большую часть работ приходилось выполнять вручную - топорами и пилами, так как всю технику и даже работоспособных лошадей забирала армия. Уже с августа 1941 года даже в тылу действует режим военного времени и устанавливается жесткая трудовая дисциплина. Кроме того, вводится трудовая повинность, выражающаяся в общественных работах, уборке урожая в совхозах, оборонных работах.
Как вспоминает ветеран лесоустройства Михаил Николаевич Ренатов: «Проведение работ в военное время было сопряжено с большими трудностями в виду отсутствие рабочих, недостатка продовольствия, одежды и обуви. Несмотря на это, таксация лесов не останавливается ни на один день, ни зимой, ни летом. Женщины выполняют задания наравне с мужчинами. Работа камеральных подразделений организуется в три смены».
Женщины-таксаторы занимались обследованием лесов для определения их общего запаса и выявления товарной структуры, а также отводом лесосек для заготовки сортиментов, годных для определенных, прежде всего, военных нужд. Так, оружейные болванки, из которых делали приклады для ружей, изготавливалась из лиственных пород, фанерные крылья, на которых летали наши легендарные бомбардировщики У-2, производили из березы. А вот лыжи для зимней экипировки делали из ели.
Все для фронта, все для победы…
Огромное количество древесины шло на тару. На специальные ящики для военных припасов затрачивалось до трети всех пиломатериалов, выпущенных во время Великой Отечественной войны. Лес был основным материалом при строительстве оборонительных сооружений, железных дорог, переправ, блиндажей, землянок. Дрова повсеместно использовались для отопления. Во время войны даже уголь на железнодорожном транспорте заменили дровами.
Всего за годы войны силами вологодских лесоустроителей было приведено в известность и отведено для заготовки порядка 3 млн га лесов.
Рубили в основном, конечно, вокруг важного железнодорожного сообщения Котлас-Воркута, чтобы скорее доставить на фронт отборную древесину. Вокруг этой трассы за четыре года произведены работы по инвентаризации лесов на площади 1,7 млн га и обследования по выявлению запасов ценных сортиментов на площади 600 тысяч га. Тогда и речи не могло идти о каких-либо ограничениях, заготовки велись не по разрешенным объемам изъятия древесины, а по потребности. Надо было победить врага: все шло для долгожданной победы.
В связи с этим с 1941 по 1945 год объемы расчетных лесосек были существенно превышены, что сказалось на сильном расстройстве лесов после войны.
Но, не дожидаясь окончательного разгрома фашистов, уже в 1944 году вологодские лесоводы стали приводить свои хозяйства в порядок. На освобождаемых территориях Вологодской области организовывались работы по расчистке лесов от захламления и мин, проектировались новые питомники, необходимые для развертывания лесокультурных работ.
Мирное послевоенное время
По окончанию Великой Отечественной войны потребность в древесине резко увеличилась. Основой сырьевой базы лесной промышленности, нацеленной на восстановление народного хозяйства, остались древостои Европейского Севера. Для их рационального использования требовались обновленные материалы таксации.
Для этих целей приказом по Северной лесоустроительной конторе в июле 1945 года организуется Вологодская отдельная партия, которой было поручено принимать на работу бывших сотрудников, возвращающихся по демобилизации из рядов Красной Армии, а также из других организаций для обеспечения их работой на камеральный период.
В октябре 1945 года стали возвращаться в Вологду демобилизованные из армии бывшие сотрудники конторы. В начале октября приступили к работе Павел Григорьевич Дмитриев, Владимир Николаевич Афанасов, Василий Николаевич Горбунов, Виктор Петрович Богданов и Николай Иванович Погожев. В конце октября вернулись на производство Михаил Николаевич Ренатов, Владимир Степанович Архипов, Владимир Юзефович Быльчинский, Борис Викторович Кюн и чертежники А.А. Борисовский и К.В. Соколов.
В 1946 году к ним присоединились Пётр Владимирович Попов, Николай Абрамович Шишкин, Сергей Николаевич Воскресенский, Василий Андреевич Багновский, Феодосий Николаевич Лукин.
В конце февраля 1946 года вернулся по демобилизации и Николай Александрович Фирсонов, впоследствии первый директор «Севлеспроекта», который за смелость и мужество в наступательных боях в 1944 году был награжден орденом «Красной Звезды» и орденом Отечественной Войны 2 степени. Вернулись и женщины-таксаторы: рядовая Вера Александровна Федорова, младший лейтенант Елена Дмитриевна Заграничная, лейтенант Татьяна Александровна Головяшкина, занявшись восстановлением родного лесоустройства.
Память хранит
Но война, к сожалению, вернула не всех…
Победа для вологодских лесоустроителей далась дорогой ценой: 39 человек погибли на полях сражений в боях за Родину, 8 человек пропали без вести, 4 умерли от ран.
Вологодские лесоустроители свято хранят память о них, равно как и о тех фронтовиках, которые после войны поддержали возрождение северного лесоустройства, выведя его на высокий уровень.