Найти в Дзене
Дипломат Нарасхват

Правильный выбор: мой путь к университету в Венгрии

Я выпустилась из московской школы “Интеллектуал” в 2014 году. Это место стало для меня и подарком, и испытанием: я попала в круговорот интенсивного обучения и общения, порой даже слишком интенсивного для меня. Хотя, по правде говоря, часть вины за возможную перегрузку лежит на мне самой, ведь я могла бы и не выбирать группы углублённых уровней по всем предметам. Известно, что девочки склонны к перфекционизму, но это качество не помогает нам преуспевать в жизни, наоборот: важна уверенность в себе. Обращая тот опыт в плюс, могу предположить, что моя относительная уверенность в себе сейчас — это частично его плоды.

Не то чтобы я лелеяла мечту поехать учиться за границу, но я как будто не была удовлетворена тем, какие возможности передо мной открываются. Не было идеального спокойствия и комфорта и в моём доме, либо же просто-напросто мне было в нём тесно. Я чувствовала стремление к переменам, мне не хотелось консервироваться в академическом пространстве. Я ощущала нехватку жизненных навыков и желала большей свободы действий. Ну и, разумеется, я дружила с английским и мне хотелось учиться на нём и знакомиться с англоязычной наукой.

В библиотеке школы "Интеллектуал", 2014 год
В библиотеке школы "Интеллектуал", 2014 год

ЕГЭ я сдала не очень хорошо, но с моими планами оттянуть настоящее решение на потом, когда я буду к нему готова, такой расклад вполне вязался. Я подала документы в РУДН на факультет социологии и какое-то время проходила туда на занятия. Символично, что я направилась в университет, международный характер которого закреплён в самом названии, интуитивно я шла в собственное международное будущее. Неудивительно, что высоким уровнем знаний и мотивацией к обучению большинство моих сокурсников не отличалось; мало кто понимал, куда эта социологическая тропка их приведёт. Помню, наша преподавательница теории, зачитывавшая определения из учебника, которые отдавали канцелярщиной и марксизмом, окрестила меня будущим теоретиком (я высказывалась, когда мне было что сказать; в смысле раскованности на семинарах я настоящая американка: иерархия по формальным признакам мне более чем чужда, я уважаю людей за то, что они люди и выделяю их за их качества). Меж тем я продолжала читать англоязычную литературу и начала учить немецкий. Не уверена сейчас точно, что мной двигало, но, вероятно, возможность обучаться в Германии бесплатно. Впрочем, я тогда очень мало об этом знала.

Первую же сессию я решила не сдавать, мне было душно в университете. Я уехала в Петербург, как мне тогда подобало по возрасту; пыталась что-то заработать, пробовать себя в разных сферах. Позднее я занялась поиском программ по социологии за рубежом. Я говорю по-французски, и у меня на тот момент был сертификат уровня В2, что позволяло мне, теоретически, пробовать подаваться и во франкоговорящие страны. В итоге я остановилась на двух программах, в каком-то университете Женевы и в Университете Корвина в Будапеште. В первом варианте я не была уверена изначально, поскольку неточно представляла себе их требования, но решила попытать счастья. До сих пор помню, как я отправляла в Женеву с DHL посылку с документами и швейцарскими франками, взнос за обработку заявки. Какое-то время спустя мне пришёл ответ: моего школьного диплома недостаточно, чтобы быть к ним принятой.

Мой 2015-ый: попытка снять деньги с карты на Московском вокзале Петербурга не удалась
Мой 2015-ый: попытка снять деньги с карты на Московском вокзале Петербурга не удалась

Это не сильно меня расстроило, потому что именно бакалавриат в Венгрии казался мне наиболее подходящим вариантом. К слову, подала свою кандидатуру я не на социологию, а на международные отношения: ознакомившись со списком преподаваемых дисциплин, я сочла, что всегда смогу добавить в свою программу курсы по социологии, а сам по себе состав предметов по МО выглядит маняще разнообразным. Это было главное, на что я опиралась в поиске. Немаловажно было и то, что я практически ничего о Венгрии не знала и меня интриговали язык и культура этой страны. Плюс к этому, в сравнении со множеством других релевантных программ, на которые я натыкалась на просторах интернета, эта стоила немного: 3800 евро в год. К концу обучения я прослышала о стипендии (Stipendium Hungaricum), подала заявку и получила покрытие как обучения, так и проживания в общежитии плюс ещё около 40 000 форинтов. Будапешт не так далеко от Москвы, там обычно градусов на 5 теплее и весна наступает раньше. Я сдала IELTS ещё, кажется, до того, как подобрала программу, на 8 баллов, а кроме этого, школьного сертификата и мотивационного письма для поступления ничего и требовалось. В итоге, я смогла уехать туда, куда хотела, и осталась всем очень довольна. Всю подготовку к этому этапу своей жизни я провела сама, никто меня не подбадривал, ничего мне не советовал, я даже и не обсуждала это ни с кем особенно. Да, я люблю действовать, а не растекаться мыслями по всем своим друзьям и знакомым. On the flipside, теперь мне часто требуется замедляться, чтобы не перегорать.

Сначала меня поселили в общежитии, далеко отстоящем от университета: мы отправляли онлайн-анкету с предпочтениями, но в итоге всех распределяли в зависимости от наличия мест. У меня оказалось две соседки, девушки из Эквадора. Условия проживания были далеки от идеальных, но дискомфорта я не испытывала. Девушки обладали разными характерами и не слишком ладили, но я нашла подход к обеим и быстро приспособилась. Культурный шок меня не накрыл, уж слишком моё восприятие мира заточено на открытия, я ношу этакие линзы любознательности, удивить меня трудно. В университете я посещала курс венгерского; однако, надобности в нём для того, чтобы в Будапеште освоиться и прожить, не было. Город достаточно интернационален, в нём не один университет и правительство явно поощряет разнообразные обмены студентами. Он красив. Маршрут Будапешт—Москва и обратно знаком мне до автоматизма, ведь в первый год, да и позже, я часто летала домой. И несмотря на то, что я провела в Венгрии около двух с половиной лет (на лето я уезжала, как, бывало, и на другие каникулы), возвращаясь в Будапешт, я неизменно радуюсь и нахожу в нём что-то новое. Да, у меня есть несколько близких местных друзей, но играет роль и то, что я выезжала в разные части города по своей инициативе: посмотреть удалённый музей, встретиться с учеником ближе к его месту жительства, посетить лекцию в каком-нибудь НКО. Будапешт знает, как играть со мной в жарко-холодно, чтобы поддерживать мой интерес. Безусловно, люблю я его ещё и потому, что знаю этот город, он стал мне если не родным, то однозначно близким.

Закат в Будапеште, вид с моста. Я ездила на окраины в поисках новой красоты и находила её.
Закат в Будапеште, вид с моста. Я ездила на окраины в поисках новой красоты и находила её.

До бакалавриата я мало ездила за границу, в основном со школой. В 2015 году, когда началось моё обучение в Венгрии, я быстро смекнула, что это шанс. Меня поддерживала финансово моя мама, и я время от времени отправлялась в поездки в окружающие страны. Кроме того, я стала посещать местный клуб бесед, Budapest Bridge, и провела там пару мероприятий сама. Наш курс, сокращавшийся и увеличивавшийся в размерах в зависимости от дисциплины (в России то, что я имею в виду, называется поток, вроде бы), не был дружным, он состоял из маленьких групп. Социологи и медийцы (группа media studies) присоединялись к нам на одних лекциях и пропадали на следующих, разбиение происходило и на выборных предметах, и даже, банально, по признаку языка, происхождения и того, где каждый из нас поселился в городе. Я хорошо себя чувствую в одиночестве, мне хватало моего первичного круга общения и усилий к его расширению я не предпринимала, и поэтому оставалась несколько в стороне даже от образовавшихся тусовок. Так, я перебрасывалась фразами с русскоязычным кружком, но к ним не принадлежала. Зато я обзавелась подругой из Китая, с которой мы впоследствии вместе путешествовали (в Клуж-Напоку, Румыния (кто знает венгерское имя этого города, пишите в комментариях!); я посетила её в Сиане; она приезжала ко мне в Москву), жили (уже после выпуска, осенью 2018-го: о, это был интересный опыт, разность культур никуда не исчезла) и вообще через многое прошли. Будапешт известен своей ночной жизнью, сюда любят приезжать туристы из соседних более богатых стран, потому что отдыхать здесь недорого, а сервис неплохой. Для студентов это тоже одно из преимуществ жизни в городе.

Я и моя подруга из Китая на мероприятии Budapest Bridge (тогда BME Bridge), 2017 год
Я и моя подруга из Китая на мероприятии Budapest Bridge (тогда BME Bridge), 2017 год

Позитивное отношение многое определяет в успехе. И всё-таки, ряд объективных факторов способствовали тому, как я сейчас отзываюсь о своём обучении в Университете Корвина в Будапеште. Во-первых, академическая свобода. Нас не заставляли посещать лекции и семинары; я ходила, когда считала это для себя полезным, и занималась по материалам в электронной системе, когда приходить на пару не хотела или не имела возможности это сделать. То же самое касается и моего диплома: я сама выбрала тему, согласовала её и вела свою работу в предпочтительном направлении, советуясь с научницей по графику и желанию. Во-вторых, study-life balance. Путешествия и другой досуг появились в моей жизни в большом количестве благодаря тому, что я не была безумно загружена в университете — чего я бы однозначно была лишена, поступи я в МГУ, ВШЭ, РАНХиГС или другой крупный ВУЗ в Москве. В-третьих — и это лайфхак — я правильно определила свои потребности и выбрала путь их удовлетворения. Ясность с самим собой и умение делать информированный выбор — ключ к самореализации и гармонии.

Это лишь очень поверхностный обзор моего перехода от школьной жизни к студенческой и его результатах. Если Вам интересны подробности или Вы хотели бы, чтобы я развила конкретный сюжет в следующей статье, не стесняйтесь оставлять комментарии.

#учёба за границей #личный опыт #венгрия #ключ к успеху #история