Такой вопрос иногда любят задавать, но далеко не факт, что сама постановка вопроса полностью правомерна.
Дело в том, что под определение «классическая музыка», как обычно, попадает слишком широкий спектр жанров, стилей и музыкальных явлений: во-первых, это музыка огромного количества эпох, а во-вторых — слишком разных составов инструментов, стилистики и музыкальных форм.
В отличие от этого, например, рок-музыка, которая в основном является песенным жанром в составе небольшой группы музыкантов (исключения не в счёт, их слишком мало по отношению к общей массе) — явление куда более узкое, к тому же возникшее по историческим меркам слишком недавно.
Таким образом, попытка определить «классическую музыку» как некую сущность, подходящую для сравнения с такими сущностями, как «рок-музыка» или «поп-музыка», является сомнительной: это попытка сравнить тёплое с мягким.
И всё же, послушаем ниже интересное мнение, касающееся вопроса в заголовке: Ethan Hein (США), «профессор музыкальных технологий и музыкального образования», выпускник и сотрудник «New York University».
Есть несколько распространённых мнений на этот счёт, с некоторыми из них можно согласиться, с некоторыми — нет. Рассмотрим по-порядку.
«Нам не нравится классическая музыка, потому что мы не знакомы с ней так, как знакомы с популярной музыкой, она просто не представлена нам».
В детстве я много слушал классическую музыку — у моих родителей постоянно работало классическое радио, я играл на виолончели в средней школе, я дружу с рядом профессиональных классических музыкантов и педагогов. Наконец, я обязан был продемонстрировать свою компетентность в теории и истории классической музыки, чтобы получить степень магистра в университете.
Таким образом, у меня было столько «воздействия» классической музыки, сколько может иметь человек. Я нахожу классическую музыку в основном скучной.
Я действительно люблю Баха и подробно изучил несколько его произведений. Мне нравится Моцарт, если я в подходящем настроении, и я интеллектуально ценю большую часть общепризнанной классической музыки.
Но в целом музыка Западной Европы прошлых веков (или современная музыка, которая имитирует её) оставляет меня равнодушным. Она красива, но рассказывает об эмоциональной и социальной реальности, очень далекой от той, в которой я живу, и не связана со мной так, как это происходит с джазом, хип-хопом или электронной танцевальной музыкой.
Я вряд ли необычен в этом отношении.
«На самом деле классическая музыка вполне популярна, это показывает классическое радио, поддерживаемое слушателями».
Классическое «племя» небольшое по численности, но страстное, и они голосуют своими долларами.
Кроме того, оно имеет несоразмерный культурный охват по сравнению с другими сообществами почитателей: классическая музыка получает государственные субсидии и деньги частных фондов, и является ядром почти каждой школьной учебной программы на каждом уровне.
«Людям недостаёт терпения, они не могут надолго сконцентрировать своё внимание».
Ах да, «люди слишком глупы, чтобы ценить ту музыку, которая мне нравится»... Это вовсе не ключевой момент.
Люди будут счастливо часами сидеть в кино, видеоиграх и за книгами. Синглы Fela Kuti или Miles Davis могут длиться по сорок пять минут. Я ходил на пару пятичасовых концертов группы «Phish» в юности. Фестивали электронной танцевальной музыки могут длиться несколько дней.
Продолжительность внимания, очевидно, не является проблемой. Важна эмоциональная связь.
«Она никогда и не была популярной».
Это правда, хотя верно и то, что классическая музыка раньше была более распространённым вкусом, чем сейчас.
Имя Leonard Bernstein стало нарицательным при его жизни, Stokowski и Heifetz были на телевидении, Caruso был первым, кто продал миллион записей. В прошлые десятилетия классическая музыка была частью интеллигентной (или снобистской) культуры, но теперь это уже не так.
«Западные культуры теряют свои ценности, связанные со способностью ценить красоту, но западная классическая музыка развивается в Японии и Китае».
Да, классическую музыку любят и в Южной Корее. Что касается вопроса о том, что жители Запада «теряют контакт с красотой», то, возможно, стандарты красоты просто меняются.
Здесь есть интересный политический вопрос. Классическая музыка происходит из мира структур абсолютного авторитаризма, аристократии и монархии, иерархии, отражённой, например, в структуре оркестра. Западный мир просто больше не находит такого рода вещи привлекательными.
В моем (поверхностном) понимании, азиатские культуры более ориентированы на коллектив, чем на отдельного человека, и, похоже, там не существует такого инстинктивного ужаса перед структурой авторитаризма, который западные люди впитывали с 1960-х годов.
Это может объяснить, почему классическая музыка в Азии чувствует себя немного лучше, чем в Америке или Европе.
Читайте также: За что мы любим классическую музыку?