Один из самых знаменитых византийских императоров, вошедший в историю под именем Юстиниан, родился в 482 году в селении Тауриси недалеко от Бедерианы в нынешней Македонии. При рождении его нарекли Петром Савватием. Родители будущего монарха были простыми крестьянами и имели иллирийское происхождение. Благодаря своему дяде Юстину, который дослужился до должности начальника телохранителей императора, Пётр ещё ребёнком был увезён в Константинополь, где получил отличное образование.
В 518 году Юстин стал императором Византии. Поскольку своих детей у него не было, он усыновил Петра, дав ему имя Флавий Пётр Савватий. Очень быстро Флавий Пётр сделался консулом, а затем и соправителем Юстина. 1 апреля 527 года Юстин умер, и, согласно его завещания, новым императором стал Флавий Пётр Савватий. Своим тронным именем в честь дяди он избрал Юстиниан.
В Юстиниане сочетались коварство и правдолюбие, лживость и сострадание, феноменальная память и неблагодарность, колоссальная работоспособность и тяга к всевозможным увеселениям, актёрский талант и презрение к людям искусства, любовь к наукам и беспощадная жестокость, религиозность и нетерпимость к язычеству. Он никогда не доверял полностью никому, не делился своими планами и мыслями, легко продвигал по карьерной лестнице фаворитов и также легко свергал их. Лишь жена – бывшая цирковая гимнастка Феодора имела на императора некоторое влияние.
Византийский историк Прокопий Кесарийский в своей «Тайной истории», подчёркивал, что Юстиниан, исполненный хитрости и коварства, отличавшийся неискренностью, хорошо умевший скрывать свой гнев: «Он был двуличен, опасен, являлся превосходным актером и умел проливать слезы не от радости или горя, но искусственно вызывая их в нужное время по мере необходимости. Он постоянно лгал: скрепив соглашение грамотой и самыми страшными клятвами, он тут же отступал от обещаний и зароков.
Неверный друг, неумолимый враг, легко податливый на зло, он не брезговал доносами и был скор на наказания. Но, будучи таким по характеру, он старался показать себя доступным и милостивым ко всем, кто к нему обращался. Доступ к нему был открыт для любого, и он никогда не гневался на тех, кто стоял перед ним или говорил не так, как подобает. Вместе с тем он никогда не выказывал смущения перед тем, кого собирался погубить. Он никогда наружно не проявлял ни гнева, ни раздражения по отношению к тем, кто ему досадил.
Во внешности его ни тогда, ни позже, не было ничего от царского достоинства, да он и не считал нужным блюсти его, но и языком и внешним видом, и образом мыслей он был подобен варвару. Он почти не испытывал потребности во сне и никогда не ел и не пил досыта, но ему было достаточно едва прикоснуться к еде кончиками пальцев, чтобы прекратить трапезу. Словно это казалось ему делом второстепенным, навязанным ему природой, ибо он зачастую по двое суток оставался без пищи».
Вся внешняя политика Юстиниана была направлена на сохранение византийских территорий под натиском многочисленных воинственных соседей, а также расширение собственных владений. С первых месяцев правления и до последних дней он был вынужден вести постоянные войны на суше и море, организовывать завоевательные и карательные походы.
В 530 году между Византией и Персидским государством, где правила династия Сасанидов, вспыхнула очередная война. В июле в решающей битве у Дары (иначе Кара-Дара; ныне развалины у селения Нисибис в Западном Ираке) византийская армия в 25 000 человек под началом полководца Велизария сокрушила 40-тысячное персидское войско военачальника Феруза. Сасаниды потеряли 8000 убитыми и более 15 000 пленными.
Развивая успех, Велизарий перенёс боевые действия на территорию противника. Однако наличных сил у него для уничтожения персов было явно недостаточно. Перед угрозой поражения шах Кавад бросил против удачливого византийца свои лучшие силы. В битве при Калинике 18 апреля 531 года войско Велизария было вынуждено отступить, чтобы избежать поражения от превосходящих сил сасанидов. Тем не менее, приемник умершего Кавада – шах Хосров предпочёл заключить мир с Юстинианом.
В 532 году Велизарий был отправлен императором на войну против вандалов, под чьей властью тогда находилась почти вся Северная Африка и Сицилия. Новый король вандалов Гелимер мечтал завоевать Испанию и Италию. Для борьбы с вандалами Велизарий получил весьма скромные силы – 10 000 пехоты, 5000 всадников и конный отряд массагетов (кочевников, обитавших в междуречье Амударьи и Сырдарьи). Общая численность боеспособного мужского населения вандалов составляла до 100 000 человек.
Значительно уступая противнику в живой силе, а также имея слабый флот и скудную финансовую поддержку, Велизарий принял смелое решение – не высаживаться на Сицилии, а нанести неожиданный удар прямо в сердце державы вандалов – по Карфагену, являвшемуся резиденцией Гелимера. Господствовавший в восточной части Средиземного моря флот вандалов не сумел помешать византийцам произвести высадку на побережье нынешнего Туниса.
Гелимер, находившийся на Сардинии, поспешил на перехват врагу, но в решающей битве у Дециума (12 км от Карфагена) 14 сентября 533 года Велизарий разгромил варваров. В последующие месяцы разбитый Гелимер стягивал под Карфаген все свои наличные силы, надеясь на реванш. В декабре у селения Трикамер (его точное месторасположение неизвестно) Велизарий нанёс вторичное поражение вандалам. Уцелевшие варвары разбежались, бросив своего короля.
Организовав преследование, Велизарий пленил Гелимера и захватил большую часть его сокровищницы. Побережье Северной Африки от Карфагена до дельты Нила попало под власть Византии. По возвращении в Константинополь в честь Велизария император устроил торжества, масштаб которых не многим уступал триумфам для великих полководцев Древнего Рима.
13 января 532 года на Императорском ипподроме, во время проведения гонок колесниц, массовая потасовка среди болельщиков неожиданно переросла в крупнейший в истории Византийской империи бунт. В Константинополе повсеместно вспыхнули уличные бои. Мятежные толпы захватили тюрьму и выпустили на свободу всех заключённых, в том числе уголовников и государственных преступников.
В пожарах, грабежах и погромах разрушению и осквернению подверглись многие столичные дворцы и храмы. Обезумевшие толпы мародёров, убийц и поджигателей разрушили Термы Зевксиппа, собор Святой Софии, церковь Святой Ирины и ещё десяток христианских храмов. Были сожжены архивы государственного хранилища Актов Империи.
К восставшим примкнули многие наёмники, служившие в императорской армии. Счёт убитых и покалеченных шёл на десятки тысяч. Наиболее рьяные бунтовщики намеревались штурмовать Большой императорский дворец. Сенатская оппозиция выдвинула нового императора – Гипатия, племянника императора Анастасия, который был торжественно коронован.
Во дворце началась всеобщая паника. Юстиниан намеревался бежать из столицы, но его волевая жена императрица Феодора заявила, что лучше смерть, чем изгнание, а порфира – лучший саван. Неоценимую помощь в подавлении бунта императору оказали военачальники Нарсес, Велизарий и Мунд. Последние двое, возглавив малочисленные правительственные войска, 18 января внезапно напали на главных зачинщиков мятежа, что собрались на ипподроме для коронации Гипатия.
Велизарий и Мунд приказали своим солдатам вырезать поголовно всех бунтовщиков и тех, что собрались на ипподроме, и тех, что оказались на близлежащих улицах. За один неполный день расправы над мятежниками погибло более 30 000 константинопольцев. Пытавшихся бежать с ипподрома подкарауливали и беспощадно истребляли отряды, возглавляемые Нарсесом. Гипатий и его брат Помпей были арестованы и на следующий день казнены. Трупы их выставили на всеобщее обозрение.
Восстание, получившее позже название «Ника», причинило изрядные разрушения Константинополю. В связи с этим Юстиниан развернул обширную многолетнюю строительную программу, направленную не только на восстановление прежнего вида столицы, но и на улучшение его архитектурного ансамбля.
Прежде всего, восстанавливать начали храм Святой Софии. Первый камень в фундамент нового собора заложил сам Юстиниан. В 537 году грандиозное строительство, изрядно опустошившее казну, завершилось. Когда грандиозный собор был окончательно достроен и освящен, Юстиниан воскликнул: «Слава Богу, признавшего меня достойным для совершения такого чуда. Я победил тебя, о Соломон!» Так, император возвестил всему миру, что византийская Святая София превзошла по степени своего величия знаменитый иерусалимский храм.
Вот как охарактеризовал строительную деятельность Юстиниана британский историк Эдуард Гиббон: «В одном Константинополе и в соседних предместьях Юстиниан построил двадцать пять церквей во имя Христа, Святой Девы и святых; эти церкви были большей частью украшены мрамором и золотом. Но не только столица ощутила на себе заботу императора - едва ли не каждый из значащихся в календаре святых был почтен сооружением особого храма; едва ли не каждый из городов империи был облагодетельствован постройкой мостов, госпиталей и водопроводов, а Карфаген и Антиохия, разрушенные войнами и землетрясениями, были им отстроены полностью.
На границах империи было возведено множество крепостей и укреплений для сдерживания напора варваров. Только на дунайской границе отстроили восемьдесят замков. Во Фракии и Дакии, превращенных гуннами в пустыню , были вновь основаны и заселены колонистами города. В Греции были исправлены развалившиеся укрепления Афин, Коринфа и Платей, защищены укреплениями Коринфский перешейк и Фермопильский проход. Не менее мощные укрепления были возведены на персидской границе, в Херсонесе Фракийском, в Крыму и Эфиопии».
Лёгкость, с которой Велизарий завоевал Северную Африку, внушила Юстиниану мысль, что также просто будет подчинить себе всю Италию, находившуюся под власть варварских племён остготов. На этот раз для выполнения ещё более трудной задачи император выделил всего 7500 византийских воинов и ещё около 4000 союзных всадников. Войско остготов численностью не менее 50.000-60.000 человек было гораздо лучше подготовлено и обучено, по сравнению с вандалами.
Однако Велизарий не терял надежды на успех. Весной 535 года он отплыл из Константинополя к берегам Италии, предварительно распустив слух, что направляется в Карфаген. Без проблем Велизарий достиг Южной Италии, произвёл высадку и спешным маршем направился в сторону Рима. Король остготов Витигис в это время был занят войной против франков, поэтому византийцы практически не встречали сопротивления.
Осенью 535 года Велизарий захватил Неаполь, а в декабре освободил Рим. После зимовки весной 536 года Велизарий стал угрожать столице остготов Равенне. Витигису пришлось спешно завершить войну с франками, откупившись от них золотом, и спешить на защиту своей резиденции.
Своих сил у Велизария для решающего наступления на остготов было недостаточно. Ему пришлось маневрировать, ожидая прибытия подкреплений от Юстиниана. Когда в Италии высадился византийский полководец Нарзес (Нарсес), Велизарий приступил к активным действиям. К сожалению, эти два весьма талантливых, но крайне амбициозных, византийских полководца не сумели поладить между собой.
Около полутора лет византийские военачальники действовали обособлено, не добившись существенных успехов. За это время Витигис сумел заключить союз с франками и персами. В 539 году Велизарий сумел-таки подчинить себе Нарсеса. Совместными усилиями византийцы отразили попытки франков форсировать Альпы, а затем Велизарий осадил Равенну и вынудил короля остготов капитулировать.
Падение Равенны повлекло за собой низложение Витигиса. Остготская знать предложила Велизарию стать их новым правителем. Нарсес поспешил сообщить Юстиниану, что Велизарий стремится сделаться единоличным правителем Италии. Византийского императора уже давно беспокоила всевозрастающая слава и популярность Велизария. Юстиниан опасался, что удачливый полководец захочет занять его трон. В 540 году император отозвал Велизария из Италии под предлогом вновь начавшейся войны с персами-Сасанидами.
Вновь став «магистром Востока», в 541 году Велизарий совместно с арабами предпринял внезапное наступление против персов в Месопотамии. Стремительным рейдом Велизарий достиг берегов Тигра, изолировав главные силы Хосрова, находившиеся в Колхиде (современные территории Западной Грузии, Абхазии, Аджарии). Велизарий планировал ударить в сердце Сасанидской державы. Однако в Византии начались волнения, и Юстиниан поспешно отозвал в Константинополь своего лучшего военачальника.
В 543 году армия Хосрова вторглась в Палестину, принадлежавшей Византии. Юстиниан послал против персов Велизария. Серией манёвров византийскому полководцу удалось с минимальным количеством сил ввести противника в заблуждение и заставить его отступить. Велизарий намеревался продолжить войну с персами, но император вторично послал его в Италию, где новый король остготов Тотила намеревался подчинить себе весь Апеннинский полуостров.
Как и прежде, Велизарий получил слишком маленькое войско и незначительную сумму денег. По прибытии в 544 году в Италию византийский полководец узнал, что остготы захватили все северо-западные земли и угрожают Риму. Ценой больших усилий «вечный город» удалось на время отстоять. В 546 году Тотила всё же захватил Рим, но не прошло и двух лет, как Велизарий отвоевал город обратно. В 548 году Юстиниан заменил Велизария на Нарсеса.
Полководческая звезда этого военачальника засияла в полной мере тогда, когда ему шёл восьмой десяток! В 551 году семидесятитрёхлетний полководец был назначен Юстинианом военным наместником (экзархом) Италии. Всего под началом Нарсеса было около 30 000 человек. Весной 552 года он выступил из Далмации и вторгся в Северную Италию, достигнув Равенны. Оттуда византийская армия вышла в направлении крепости Тегины (иначе Тагинэ; сегодня итальянский город Гульдо-Тадино) в бывшей римской провинции Умбрия.
Дорогу к ней преградило войско готов под предводительством короля Тотилы. По мнению историков и военных исследователей, готы не уступали по численности армии Нарзеса, а может, и превосходили её. В решающей битве византийцы разгромили войско Тотилы. От полного уничтожения готов спасла наступившая ночь. Тотила был смертельно ранен, а общий урон готов превысил 10 000 человек.
Одержав важную победу, Нарсес захватил крепости Сполето, Нарни, Перуджа, а затем вступил в Рим. Новый король готов – Тейя (племянник Тотилы) продолжил войну, однако, был разбит в битве у Везувия в декабре 552 года. Остатки готских племён заключили с Нарсесом мирный договор, по которому им разрешалось покинуть пределы Италии, сохранив имущество и семьи.
Сразу после разгрома готов Нарсесу пришлось отражать нашествие франков и алеманов под предводительством вождей Буццелина и Ревториса. Общая численность их войска достигала 80 000 человек. Не имея возможности дать открытый бой, Нарсес стал медленно отступать вглубь Италии. Осенью 554 года вражеское войско сильно сократилось из-за эпидемий и разногласий.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией, Нарсес внезапно атаковал вражеский лагерь, расположенный на левом берегу реки Касулина (сегодня река Волтурно, что впадает и Тирренское море) в 10 км от Капуи. Под началом византийского полководца было около 18 000 человек, а у франков и алеманов – 30 000. В результате жестокой битвы войско варваров перестало существовать, их потери убитыми, ранеными, утонувшими, пленными составили не меньше 10 000 человек. Нарсес потерял убитыми и ранеными примерно около 3000 воинов.
После этого поражения франки и алеманы начали покидать Италию, по пути домой многие из них стали жертвами эпидемий, охвативших в то время Северную Италию. Под давлением Нарсеса в 556 году последние отряды франков, алеманов и других варварских народов покинули Италию. Сбылась заветная мечта Юстиниана – он пусть и на короткий период объединил под своей властью большую часть бывшей Римской империи.
После отражения болгарского нашествия в 559 году Юстиниан более не вёл больших военных кампаний, поскольку империя была истощена бесконечными боевыми действиями. К концу своей жизни император увлекся теологией, забросив государственные дела. Он длительное время беседовал с высшими сановниками православной церкви.
Умер 83-летний Юстиниан 15 ноября 565 года, процарствовав более 38 лет. Эпоха Юстиниана стала подлинным расцветом Византии. Никогда более не испытает она такого могущества и величия. Своим потомкам Юстиниан оставил империю, простиравшуюся от берегов Евфрата до развалин Карфагена и швейцарских Альп и от берегов Дуная до Красного моря.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)