Приветствую Вас на своём канале уважаемый читатель. Вновь желаю всем нам терпения и разума в связи со всеми последними событиями, которые происходят вокруг нас. Решила не перескакивать на другие темы, а лишь продолжить писать о проблемах образования и развития наших учеников
Пусть не смущает никого ситуация, когда с детьми приходится работать дистанционно. Идея эта всё равно витала в воздухе. Это произошло бы в любом случае, позже или раньше. Всё равно, речь никогда не пойдёт о том, чтобы такой процесс остался наиболее оптимальным и единственно верным
А вот дать больше свободы ответственным и серьёзным детям, да ещё там, где их воспитанием постоянно занимаются взрослые, то возможно именно эта категория детей сможет продуктивно в обозримом будущем совмещать очное и дистанционное образование
Пусть всё стремится к тому, чтобы каждый даже не очень сильный ребёнок, или ребёнок с особыми запросами и потребностями получил бы от образования то, что хотел. А я сегодня продолжу разговор про метапредметные результаты. Ещё раз хочу напомнить, что с тех пор, как мы впервые увидели требования ФГОС в части формирования конечного образовательного результата, а именно: личные, метапредметные и предметные, ясной картины того, как же этот результат формировать совокупно, всё равно ни у кого нет
Из песни слов не выкинешь. Мы так и должны ориентироваться всегда именно на сочетание слов: личностный, метапредметный и предметный. Я уже писала о том, что личностные результаты можно рассматривать в формате УУД и интегрировать их с регулятивными, при необходимости. Писала также и о том, что метапредметный образовательный результат, это практически полный аналог понятиям мягкие навыки или ключевые компетенции
В своих статьях я буду вновь и вновь обращаться к этим нормативным, а значит и обязательным понятиям. Вообще хочется здесь отметить, что в педагогической современной литературе, помимо понятия метапредметный образовательный результат, существуют такие понятия, как метапредметы, метазнания, метаумения и много чего подобного другого. Думаю мало кто знает, что такое явление, как метапредметный подход в образовании получил своё развитие ещё в конце 20-го века
В то время в совокупности и в связке рассматривались такие понятия, как общепредметное, допредметное, надпредметное и метапредметное. Речь идёт полностью о содержании образования
Почему ЗУНовская модель на практике была, есть и будет существовать? Потому что, не зависимо от того, какую компетенцию мы у ребёнка закладываем или какую компетентность пытаемся у него сформировать, к примеру – здоровьесбережение, по факту, всё равно всё начинается с первичных знаний, полученных необходимых репродуктивных умений и долго формируемых необходимых навыков. И только потом, с течением времени, когда субъект осознал, насколько та, или иная область имеет для него личную значимость и станет ясно, ценна для него эта компетентность или нет
Ключевые компетенции с течением времени именно по этому принципу и были отобраны. Это же относится и к мягким навыкам. Что касается формирования метапредметного результата, включая личностный, то здесь всё гораздо глубже и фундаментальнее
Думаю, что первичный разговор уместно начать с понятия метапредмет. Можно сказать, что метапредметом мы будем считать ту содержательную область, когда возникла новая образовательная форма помимо традиционных учебных предметов. Уже все почти привыкли к такой дисциплине как Естествознание. Это есть классический пример метапредмета и думаю, что не надо объяснять почему. Характерным здесь остаётся то, что в большинстве случаев эту дисциплину продолжают изучать по отдельности, как физику, химию и биологию, хотя по факту, это должен быть отдельный предмет с выделенными ЗУНами, метапредметными результатами и соответствующей методикой преподавания
Метапредметные результаты не ограничиваются УУД, даже их четырьмя группами. У метапредметов есть или должен быть свой понятийный аппарат, своя методика преподавания и погружение в содержание, чего мы на сегодняшний день не имеем. Как насчёт таких понятий, как проблема, задача, знак и много других, которые, каждый из них также называются метапредметами. Просто мы к ним настолько привыкли, что не считаем нужным подходить к ним с другой стороны. Но вероятно не существует такого предмета, где бы мы не сталкивались с этими терминами
И если с понятиями знак или задача проблем не возникает, то с понятием проблема до сих пор нет ничего внятного. Если попросить учителей доступно и продуктивно объяснить, что такое постановка проблемы в рамках содержания их родного предмета, то ответит внятно на этот вопрос только каждый третий учитель, и то не факт. Хотелось бы отметить здесь, что если не до конца понимать, что такое проблема – именно как метапредмет, то никогда не будет возможности качественно обеспечить нашим детям такие учебные виды деятельности, как проектирование и исследование
Здесь вновь вернусь к тому, как в совокупности объективно оценить сформированный метапредметный результат каждого отдельно взятого ребёнка, или по другому говоря провести мониторинг сформированности целостного образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС. По факту должно быть видно как в динамике (то есть, с течением времени) оценили, вначале предметный, а затем личностный и метапредметный сформированные результаты у Пети, Маши или Вити из такого-то класса
С предметными результатами всё понятно, каждый учитель это делает после каждой четверти. Поскольку ещё проект стал сегодня обязательным к выполнению каждым учеником, это можно отметить как наличие метапредметного результата. Что касается полного мониторинга (наличие Положения по такому мониторингу является обязательным) по совокупному образовательному результату, то его можно проводить два раза в учебном году, по примерно следующей схеме:
Для начала выделяем те направления учебной (урочной и внеурочной) деятельности, которые собираемся оценивать, к примеру:
-качество знаний;
-уровень воспитанности;
-уровень развития;
-здоровье детей и др.
Словом всё то, что далее будет качественно и количественно представлено в результатах такого мониторинга. Должна быть представлена информация по каждому классу и каждому ребёнку в отдельности, а также общий анализ динамики развития этого направления с течением времени в классе и индивидуально
Самый удобный вариант анализа результативности всего класса разводить на уровни: низкий, средний и высокий. Всё в конечном счёте стремится к 100 процентам или 100 баллам. Это делится на три части. Когда сто поделили на з, то получили в среднем по 33 процента или 33 балла
Если весь результат поделился поровну, то это будет означать, что у вас примерно в одинаковой пропорции есть низкий, средний и высокий результаты, примерно по 33,3 процента на каждый уровень. Это результат так себе. Хорошим принято считать такой результат, когда низкий уровень составляет в пределах 10-15 процентов, высокий уровень составляет 20-25 процентов, а всё остальное будет составлять средний уровень в пределах, примерно, от 60-ти до 70 процентов. Это методика подсчёта результата. Теперь осталось пояснить, что будем подсчитывать
Я упускаю общую информацию по таким аспектам, как тенденции наполняемости классов, численность классов, количество медалистов, анализ поступивших в вузы, результаты обученности по годам и др., поскольку эта информация всё равно всегда присутствует, хотя она не вся относится к индивидуальным результатам. Здесь я приведу примеры таких измерений, которые будут относиться непосредственно к личным и метапредметным результатам, хотя получены эти результаты могут быть как угодно и когда угодно (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и др.)
*Уровень учебной мотивации школьников (по классам и уровням: низкий, средний и высокий);
*Познавательная активность школьников (по классам и уровням: низкий, средний и высокий);
*Учебные возможности и творческий ресурс школьников (по классам и уровням: низкий, средний и высокий);
*Эмоциональное состояние школьников – стремление к успеху, целеустремлённость, настойчивость, уверенность, удовлетворённость и др. (по классам и уровням: низкий, средний и высокий);
*Школьный тест умственного развития (по классам и уровням: низкий, средний и высокий);
*Участие в конкурсах, олимпиадах и ученических конференциях по этапам: школьные, районные, муниципальные, региональные, Российские. Международные
*Паспорта здоровья по классам и индивидуально;
*Уровень адаптации школьников с ОВЗ;
*Физическое развитие школьников (по классам и уровням: низкий, средний и высокий)……
Показатели и критерии оценивания здесь приведены фрагментарно. Достаточно с этим окончательно на местах определиться и проводить такие мониторинги не менее двух раз в учебном году, что и будет являться показателем того, что в данной школе проводится комплексная оценка личностного, метапредметного и предметного образовательных результатов, что и соответствует требованиям ФГОС
К метапредметам и метапредметному образовательному результату в своих статьях я ещё буду возвращаться неоднократно, особенно учитывая то, что ФГОС третьего поколения все эти тенденции только усиливает. СПАСИБО. Продолжение следует
Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика
Выкладывайте фото. Спасибо!
Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ