Найти в Дзене

Отряд Вирениуса. Последний шанс на успех в русско-японской войне?

Оглавление

К началу Русско-Японской войны на переходе в Тихий океан находился отряд контр-адмирала Вирениуса в составе броненосца Ослябя, крейсеров Аврора, Алмаз, Дмитрий донской, 3-х вспомогательных крейсеров и дюжины миноносцев.

Идти во Владивосток или возвращаться обратно?

Известие о войне застало отряд в Джибути (Красное море). После чего корабли были отозваны на Балтику.

Интересно понять причину такого решения. В целом в руководстве флотом решили, что японцы будут атаковать повсюду. Так, история с Гульским инцидентом – результат этой истерии.

Между тем японцы дальше своих вод не высовывались. Да и вообще странно предположить, чтобы они начали кидать мины и открывать боевые действия в международных водах с интенсивным международным движениям.

Т.о. по факту решение было вызвано необоснованными страхами.

Вообще отряд Вирениуса был достаточно укомплектован, чтобы противостоять как угрозе от миноносцев, так и от крейсеров неприятеля. Фактором риска оставались поломки на Ослябе и Авроре, из-за которых пришлось ремонтироваться в Средиземноморских портах.

Броненосец Ослябя
Броненосец Ослябя

По факту же, например, 2-я эскадра несколько раз отстаивалась во французских водах, что без проблем мог сделать и отряд Вирениуса в случае необходимости.

А вот встреча с Японцами была маловероятной, учитывая, что они были заняты блокадой Порт-Артура и охраной Корейского пролива от набегов Владивостокских крейсеров.

Т.о. отряду Вирениуса могли быть поставлены две задаче: частью сил крейсерские операции, основными силами прорыв во Владивосток. Повторяюсь, по факту это было более чем возможно, учитывая, к примеру, что Владивостокский отряд дважды без противодействия проходил Сангарским проливом в Тихий океан.

Что давал прорыв во Владивосток

Для Владивостока это было бы очень значительное усиление. Крейсера и миноносцы повысили бы степень противодействие минной угрозе. А, скажем, участие Осляби совместно с броненосными крейсерами в бою в Корейском проливе дало бы совсем другие результаты.

Так, если бы Камимура был тем же составом, то удалось бы избежать гибели Рюрика, самим пострадать меньше, а кораблям Камимуры нанести большие повреждения.

Либо же японцам пришлось усилить эскадру Камимуры. Отвлечение броненосца от основных сил Того было маловероятно, т.к. повышало бы шансы русской эскадры на прорыв из Артура.

А вот отвлечение броненосного крейсера повышало шансы русских крейсеров, прежде всего Аскольда, дойти до Владивостока.

Понятно, что мы оперируем с одной стороны математическими, с другой стороны гипотетическими методами, но другого ничего и не остаётся делать. Поэтому продолжим.

Итак, даже в случае гибели эскадры в Порт-Артуре, во Владивостоке могла остаться довольно внушительная сила. И даже сохранить боеспособность к подходу 2-й эскадры.

Японцам пришлось бы как-то этому противодействовать. Минимум оставлять крейсерскую разведку, которой можно было бы навязать бой.

Как бы то ни было, но шанс на прорыв даже части судов 2-й эскадры во Владивосток повышался. А, значит, война на море для России ещё не заканчивалась.

Крейсерские операции

Отряд Вирениуса всем свои составам намекал на возможность проведения и крейсерских операций. Сам Ослябя проектировался для ведения крейсерства, в отряде были 3 крейсера, вспомогательный крейсер Смоленск (пароход Добровольного флота со скоростью 19 узлов) и транспорты.

Пароход Смоленск
Пароход Смоленск

Вопрос состоял лишь в том, что вести борьбу с контрабандой нужно было в близких к Японии водах, во избежание международных инцидентов. По той же причине японцы не действовали в мировом океане.

Для ведения операций, например, мог быть выделен Смоленск и, например, Дмитрий Донской.

А базироваться они могли на бухты французского Индокитая так же, как это делала 2-я эскадра во время ожидания встречи с 3-й. Местом отдыха мог стать и Петропавловск-Камчатский, куда транспортами могли быть доставлены предметы снабжения.

Судя по открытой информации Смоленск нёс в трюмах артиллерию. Т.е. гипотетически он мог её использовать так же, как это он сделал позднее летом 1904 года во время крейсерства в Красном море.

Кроме реального ущерба японской экономике крейсерские операции могли вызвать отвлечение японских крейсерских сил, что в свою очередь облегчало задачу Порт-Артурским и Владивостокским крейсерам.

Что реально могли противопоставить японцы против крейсерских операций?

1. Свои вспомогательные крейсера. Но для противодействия тому же Смоленску они имели недостаточную скорость. Конечно, они могли организовывать конвои, но против такого хода мог быть использован тот же Донской.

2. Старые крейсера, например, Идзуми или Нанива. Они могли предотвратить уничтожение конвоя, но догнать рейдер уже было проблематично в силу ограниченной скорости.

3. Более современные крейсера, но это ослабило их противодействие Артурским и Владивостоксим крейсерам.

Продолжение крейсерства

Главное, что дала бы попытка крейсерских операций, это опыт. В случае хоть какого-то успеха крейсерские операции могли быть продолжены посылкой летом 1904 года дополнительных вспомогательных крейсеров под прикрытием старых.

Резюме

Вообще русское командование действовало так, как будто бы у него было время. Примерные сроки готовности 2-й эскадры были понятны уже заранее. Т.е. 1-й нужно было продержаться год, уступая японцам в составе. Но год – это много. Требовались быстрые меры для оказания противодействия японскому флоту.

Т.о. козырем и был отряд Вирениуса.

Читайте также:

Российские крейсера в РЯВ могли иметь успех

Трагедия интернирования. Какие русские корабли в РЯВ могли ещё повоевать

Порт-Артур сдан. Что делать 2-й тихоокеанской эскадре?