Тема: Местоимение
Цели:
1.Познакомить с вопросительными, относительными, определительные, неопределённые и определительные.
2. Научить употреблять их в речи.
Оборудование:
ручка, тетрадь
Ход:
I. Речевая разминка:
1.Зевок. Губы свободно сжаты. Не раскрывая рта как можно больше поднимаем верхнее нёбо. Зеваем с закрытым ртом.
2. Улыбка. Губы плотно сжаты. Напрягаем мышца рта, как бы сдерживая улыбку.
3. Запрокидываем голову назад. Тянем нижняя челюсть вверх
II. Работа с чистоговорками со звуком Ж: проговариваются медленно
Жи-жи-жи - жирные моржи.
Жа-жа-жа - жалоба ежа.
Жа-жа-жа - видели ужа.
Жа-жа-жа - жвачка для моржа.
Жи-жи-жи - очень твердые коржи.
Жу-жу-жу - на лужок хожу.
Жу-жу-жу - на ежа гляжу.
Жу-жу-жу - я жилет вяжу.
Жу-жу-жу - желудь покажу.
Же-же-же - пижама на морже.
Же-же-же - крыжовник на корже.
III. Работа со скороговорками:
Прожужжал жучку жучок:
— Ждёт нас к ужину сверчок,
Жужелица ждёт в обед,
А на завтрак шмель сосед.
VI. Развитие речи:
1.Итак, вопросительные местоимения. Это слова, с которыми мы встречается каждый день, задавая различные вопросы. Здесь нет ничего сложного. Просто подлежащее или дополнение меняется на вопросительное местоимение. Например:
Маша поехала к бабушке. – Куда поехала Маша?
Во в дворе бегал щенок. – Кто бегал во дворе?
Обратите внимание, вопрос и ответ тесно связаны друг с другом. Слова вопроса можно смело использовать в ответе.
Кто сидит около дома? – Около дома сидит кот.
Кто стоит во дворе? – Во дворе стоит бабушка.
При этом слова меняются местами. В начале предложения ставится слово, которое было в конце.
Запишите самостоятельно три вопроса к картинке.
2. Относительные местоимения - это местоимения служат для связи частей сложного предложения. Эти предложение можно условно назвать распространёнными определениями. Внимание. Только условно. Например:
Маша увидела рыжего кота, который сидел около дома.
Слово который выделяет кота, который сидел возле дома.
Двор, в который вошла Маша, был чисто выметен.
Слово который присоединяет часть предложения, описывающую некоторые признаки двора.
Составьте три предложения, используя местоимения: чья, когда, откуда.
3.Определительные местоимения – это слова, которые указывают на обощённый признак предмета. Например:
У каждой собаки должна быть своя миска.
Слово каждая указывает на то, что не одна избранная собака обладает таким счастьем, как миска. Этот предмет должен быть у всех собак. В жизни мы обобщаем редко, поэтому и с такими словами сталкиваемся не часто. Поучитесь употреблять их в речи, составив три предложения с местоимениями: всякий, все, любой. Предложения составляйте по свои. Тут картинка вам не поможет.
3. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные, неопределённый предметы.
Вернёмся к картинке. Допустим Маша услышала странный звук. Что она скажет? Скорее всего:
Кто-то скребётся в подвале.
В точности девочка не знает, кто именно. Поэтому употребляется неопределённое местоимение.
Придумайте самостоятельно три предложения с местоимениями кое-кто, нечто, несколько. От отрицательных местоимений их отличает приставка не и ударение на приставке. Сравните:
Некто (относительное) - никто (отрицательное)
Нечто (относительное) - ничто (отрицательное)
V. Итог:
На этом наше знакомство с местоимениями и их употреблением в речи заканчивается. Стремитесь употреблять их в своей речи. Тренируйтесь составлять предложения с ними. Вводите их в свой активный словарь. На следующем уроке мы познакомимся с ещё одной значимой частью речи – наречием.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Xn2MFDKpdU_ag3dX
Следующий урок: https://dzen.ru/a/XoXO3XYECRSkZ_dE
Видео урок можно посмотреть по ссылке:
Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.