Найти тему
Восстановление речи

Инсульт. Восстановление речи. Развитие речевых навыков. Урок 12 - Местоимение

Оглавление

Тема: Местоимение.

Цели:

1.Познакомить с видами местоимений и их употреблением в речи.

2. Закреплять навыки построения рассказа и редактирования текста.

Оборудование: ручка, тетрадь.

Ход:

I. Речевая разминка.

1.Поза льва. Высовываем язык и кончиком языка стараемся достать подбородок. Вдыхать воздух носом, выдыхать через рот. Повторить 5-6 раз.

2. Поза тигра. Высовываем язык и стараемся кончиком языка достать нос. Повторить 5-6 раз.

3. «Лошадка».

Здесь все очень просто –набираем воздух носом и не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

II. Работа с чистоговорками: повторяем звук Ф

фу-фу-фу – видел я дрофу,

Фы-фы-фы- книжные шкафы,

Фа-фа-фа –в комнате софа,

фу-фу-фу – едем мы в Уфу,

Фе-фе-фе –мы живем в Уфе,

фу-фу-фу – фуфайка на меху.

Аф-аф-аф — сложим вещи в шкаф.
Фа-фа-фа — новая софа.
Аф-аф-аф — в Африке жираф.
Фин-фин-фин — в море плыл дельфин.
Иф-иф-иф — в небе птица гриф.

III. Работа со скороговорками: говорятся в 4 темпах

Фока фантазировал,
Фёдор фокусничал,
Феофан фехтовал с Феоктистом.

IV. Развитие речи:

Местоимение – это часть речи, которая обозначает предмет, признак или количество, но не называет их.

Местоимения называют заместительными словами.

Такую таблицу можно найти в интернете или в любом учебнике русского языка. Наша цель, понять, когда эти слова употреблять.

Вернёмся к картинке. Мы уже заменили некоторые существительные личными местоимениями. Теперь разберёмся, что делать с остальными.

  • Возвратное местоимение себя. Они употребляется, когда человек рассказывает о себе. Множественного числа у него нет. В единственном числе оно изменяется по падежам, так же как и существительное.

И.п – отсутствует. Возвратное местоимение употребляется только в косвенных падежах.

Р.п – кого? - себя

Д.п – кому? – себе

В.П- кого? – себя

Т.п. – кем? – собой

П.п. – о ком – о себе

Посмотрим на картинку. Помните, вы составляли рассказ по ней в будущем времени. Вернёмся к Машиным фантазиям о поездке к бабушке.

Что делала Маша?

Она представляла себя у бабушки в деревне.

Что она обещала?

В мечтах она обещала себе помогать бабушке каждый день.

Могла ли она винить себя? Могла. Как думаете, за что?

Маша винила себя за то, что до сих пор не позвонила бабушке.

Могла ли Маша гордиться собой? Могла. Что могло быть предметом гордости маленькой девочки?

Маша закончила учебный годна «отлично». Она гордилась собой.

Что сделала Маша?

Маша позвонила бабушке и рассказала о себе.

Я привела примеры употребления возвратного местоимения себя.

2. Указательные местоимения.

Они указывают на определённый предмет, признак или количество, выделяя из общей массы.

Снова посмотрим на картинку. Какой кот сидит около двери?

Кот большой. Мог он в прошлом году быть маленьким? Мог. Тогда о нём можно сказать:

Этот кот сильно вырос. Вырос именно этот котёнок, а никакой другой. На это указывает местоимение этот.

Какого цвета кот? Он жёлтый. Что мог напоминать этот цвет?

Такой цвет Маша видела осенью в парке.

Это были примеры употребления указательных местоимений.

3. Притяжательные местоимения.

Эти местоимения говорят о принадлежности предмета тому или иному лицу. Например, что сказала бы Маша о доме бабушки, если бы она там раньше жила? Скорее всего это было бы так:

Это наш старый дом. Во дворе бегает мой щенок. В его миске вода. В последнем предложении местоимение его обозначает принадлежность миски щенку.

4. Отрицательные местоимения. Они указывают на отсутствие лиц, признаков, количеств или предметов.

Никогда Маша не была так рада, как в тот момент, когда вновь увидела своего щенка. – в данном предложении местоимение никогда указывает на отсутствие большего чувства, чем в данный момент.

Она не хотела никуда уезжать, но родители вынуждены были переехать в другой город. – Местоимение никуда указывает на отсутствие места, куда бы хотела поехать девочка.

V. Итог:

Мы разобрали несколько групп местоимений. Выполните домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Вставьте возвратное местоимение:

Она любила говорить о ….

Эгоист – это человек, который слышит только …

Мать жертвует …. во имя детей.

2. Подберите и вставьте указательные местоимения:

Поезд остановился на полустанке. …долго добираться до города.

… не летают самолёты.

…невозможно добраться даже до ближайшего аэропорта.

3. Подберите притяжательные местоимения:

Разве …платье не красивое?

Это … машина стоит во дворе?

В …дворе очень уютно.

4. Подберите отрицательные местоимения:

... не забыт, … не забыто.

Всё будет хорошо. … переживать.

Вдруг … поднялся сильный ветер, затрещали деревья.

Предыдущий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e7a55261b356e4e6a150b73/edit

Следующий урок: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee/5e804fc9832244729c5a8280/edit

Видео урок можно посмотреть по ссылке:

Инсульт. Восстановление речи. | Дзен

-3

Уважаемые посетители. Если материал был вам полезен поставьте лайк и подпишитесь на канал. Это даст вам возможность заниматься удалённо и получать необходимые консультации. Каналы с большим количеством подписчиков чаще демонстрируются в ленте. Это позволит большему количеству людей увидеть уроки. Поделитесь ссылкой в социальных сетях. Возможно, эти уроки помогут кому-то ещё. Если у вас появились вопросы или пожелания, оставляйте их в комментариях.