Найти тему
Hanna-kun. Гик-канал

"Бродячие псы литературы": настоящий Осаму Дадзай

Оглавление
Осаму Дадзай, аниме Bungou Stray Dogs
Осаму Дадзай, аниме Bungou Stray Dogs

Новелла, манга и аниме "Бродячие псы литературы" (один из моих любимых сюжетов последних лет) - это собрание всевозможных отсылок к реальной мировой литературе. Асагири Кафка показывает хорошие знания не только японских классиков - своих земляков, но и знание литературы западной, в частности американской и русской. В его сюжете можно встретить не только героев, носящих имена великих писателей, но также присущие этим писателям особенности, черты, мировоззрение. Даже названия способностей героев отсылают нас к их знаковым произведениям. И если нам более-менее понятно всё, связанное с русскими и американскими персонажами, то японская литература знакома не всем. Кто же они, японские герои Кафки, обитатели Йокогамы? Сегодня я хочу начать серию статей о реальных прототипах вымышленных героев "Бродячих псов". Как я писала раньше, расширенное знание матчасти может помочь ещё полнее насладиться сюжетом, а в случае с этой историей вдвойне актуально - Кафка интересным образом вплетает факты биографии, мировоззрение и черты писателей в образы своих героев и сюжет.

Эпоха перемен

Большинство героев "Бродячих псов" носят имена японских писателей и поэтов конца XIX - начала XX века. Интересный период в литературе Японии. На рубеже веков в стране последовательно происходит ряд важных политических и социальных событий: реставрация Мейдзи, смена политического строя, открытие границ для Запада и поток западных гостей и культуры, множество перемен в жизни японцев, в их традиционном укладе. Нельзя сказать, что такие резкие и масштабные перемены дались Японии легко. Отнюдь. С другой стороны, это привело к рождению новых течений и направлений в общественной и культурной жизни страны. Черта японцев, которая неизменно меня восхищает: они умеют взять извне самое лучшее, успешно интегрировать в свою жизнь, при этом сохранив себя, свою суть.

В литературе также происходила своя маленькая революция. Появилось много новых писателей и поэтов, ставших мировыми классиками.

Начну с наиболее значимого, центрального персонажа "Бродячих псов" - Осаму Дадзая. В истории Кафки Дадзай - молодой и харизматичный гений, обладающий острым умом, способный провернуть любую схему, разгадать цели противника, продумать и осуществить план, который непременно увенчается успехом. Не важно, кто его противник, Дадзай адаптируется моментально, скорость его реакции и мышления феноменальны. Он - мастер манипуляций. Один из ближайших друзей Дадзая - Ода Сакуноске - говорит интересную фразу: "проблема врагов Дадзая в том, что они - враги Дадзая".

Дадзай в полнометражном аниме "Мёртвое яблоко". в процессе общения как раз с теми самыми врагами, которые ещё не подозревают, что их ждёт
Дадзай в полнометражном аниме "Мёртвое яблоко". в процессе общения как раз с теми самыми врагами, которые ещё не подозревают, что их ждёт

Реальный Осаму Дадзай - краткая история "потерянного" человека

Прообразом такого уникального героя стал реальный японский писатель Осаму Дадзай (1909-1948) - один из самых известных за пределами Японии писателей, а его произведения наиболее часто экранизируют в виде аниме. Что мы о нём знаем?

Осаму Дадзай в зрелые годы
Осаму Дадзай в зрелые годы

Осаму Дадзай - псевдоним, настоящее имя писателя Сюдзи Цусима, и он из многодетной семьи крупных землевладельцев. По одним данным юный Цусима был 8-м, по другим - 10-м ребёнком в семье. Причём, семья сначала была обычной и обладала скромным достатком, но потом отец Дадзая получил крупный пост в имперском парламенте, а вместе с ним - землю и особняк, так что доходы и уровень жизни семьи возросли. Однако самого Дадзая мало интересовали деньги. Увы, но так получилось, что Дадзай оказался в числе представителей "потерянного поколения". Возможно, свою роль сыграло то, что мать Дадзая часто болела, а отец сутками пропадал на работе, младшему ребёнку совсем не уделяли внимания, он рос под присмотром слуг и тёти и не мог не ощущать себя лишним. Добавим к этому чувство неловкости и вины перед сверстниками из менее обеспеченных семей за своё благополучие. Позже, став студентом и приехав на учёбу в Токио, он ещё острее ощутил свою ненужность, отчуждённость от мира. Испытав социальное неравенство на себе, Дадзай проникся идеями марксизма и коммунизма, участвовал в общественных движениях, однако потом разочаровался в них. На протяжении всей жизни пытался покончить с собой: первый раз ещё в студенческие годы бросился в реку вместе с девушкой. Дадзая спасли, а вот девушка утонула. Попытки уйти из жизни не прекращались: отравление снотворным, петля, и т.д.

Осаму Дадзай в студенчестве
Осаму Дадзай в студенчестве

Дадзай дважды был женат - первый раз неудачно, жена изменила ему спустя шесть лет совместной жизни, что привело к очередной попытке самоубийства, опять провалившейся. Второй брак был счастливее - верная жена родила ему троих детей. Были в жизни Дадзая и другие несчастья: больница и трудная операция с последующими осложнениями, пристрастие к наркотикам (из-за постоянных болей после операции), тяжёлая депрессия и психиатрическая клиника. Потом наступил период относительного спокойствия.

Осаму Дадзай и Томиэ Ямадзаки - первая жена, бывшая гейша
Осаму Дадзай и Томиэ Ямадзаки - первая жена, бывшая гейша

Осаму Дадзай писал с юношества. В своём творчестве он всегда был до крайности автобиографичен и натуралистичен. Весь полученный опыт, свои переживания, мысли, даже события своей жизни вкладывал в произведения. Вместе с этим произведения Дадзая полны психологизма и трагического романтизма. Именно благодаря ему стал популярен исповедальный стиль в литературе, так называемый "роман о себе" ("ватакуси сёсецу"). Всё новое - хорошо забытое старое. Исповедальный роман на самом деле суть те самые дневниковые записи эпохи Хейян, с которых когда-то начался расцвет исконно японской литературы. Со временем позабытые, они обрели вторую жизнь и переосмысление именно в творчестве Дадзая.

Тем любопытнее выглядит на этом фоне один из лучших рассказов писателя - "Жена Вийона", написанный от лица... женщины. Жены безответственного пьяницы и поэта, который задолжал крупную сумму денег не тем людям и сбежал, оставив семью разбираться с проблемами.

Осаму Дадзай
Осаму Дадзай

Дадзай очень любил литературу периода Эдо. Из новой волны с большой симпатией относился к произведениям Рюноске Акутагавы (о котором мы тоже поговорим в одной из будущих статей). Своим учителем считал Ибусэ Масудзи - очень известного и заслуженного японского писателя, лауреата множества японских премий и человека, который открыл Дадзаю путь в литературу. Увы, за пределами Японии Ибусэ не настолько популярен. Одним из любимейших писателей Дадзая среди его практически современников был Мори Огай (ему я обязательно уделю внимание буквально в следующей статье на эту тему).

Огромное влияние оказали на Осаму Дадзая и западные писатели, в частности русские классики - Чехов, Достоевский, Гоголь. Например, повесть "Закатное солнце" рассказывает об обедневшей в результате политических событий японской аристократической семье и явно отсылает к "Вишнёвому саду".

Написать историю своей жизни и умереть

Всю жизнь Осаму Дадзай был одержим этой идеей. Предпринимал несколько попыток: ещё первый серьёзный роман "Воспоминания" предполагался такой предсмертной исповедью. Но настоящим венцом его творчества стал роман "Исповедь неполноценного человека" - книга, в которую он вложил всего себя, произведение, написав которое, почувствовал себя опустошённым. Этот роман вместе с "Закатным солнцем" был практически сразу переведён на английский язык и издан в США. Многие молодые люди 50-х годов XX века называли "Исповедь" в числе лучших книг, которые вдохновляли их и давали пищу для ума.

В 1948 году Осаму Дадзай наконец-то смог осуществить задуманное. Уже начали печатать "Исповедь неполноценного человека" в периодическом издании. Его называли одним из самых значимых писателей своего времени. Впереди (но он об этом никогда не узнает) было мировое признание и вечное место в галерее классиков. Однако Дадзай уже мысленно простился с этим миром. Он написал и сказал всё, что мог и что хотел. Осталось самое важное. 13 июня он оставил на своём столе завещание и последний рассказ "Прощай". А потом предпринял ещё одну попытку покончить с собой, прыгнув в реку вместе с любовницей. На этот раз попытку успешную. Тела обоих нашли только 19 июня. В день рождения Осаму Дадзая.

Дадзая похоронили рядом с могилой Мори Огая - одного из любимейших его писателей, которым тот восхищался.

Могила Осаму Дадзая
Могила Осаму Дадзая

От Дадзая реального к Дадзаю Асагири Кафки

Осаму Дадзай Асагири Кафки родился 19 июня - в день рождения и, по совместительству, день, когда было найдено тело его реального прототипа. Один из главных героев "Бродячих псов" не так потерян и депрессивен, как его тёзка. Чаще всего Дадзай фонтанирует энергией, шутит и подкалывает коллег, встречает любую катастрофу с невозмутимым лицом или улыбкой. Однако есть в истории периоды, когда нам открывается другая сторона Дадзая: он не видит в жизни смысла, не нашёл его до сих пор, дожив до 22 лет. Даже друзья, интересные загадки и сложные противники не способны "пробудить" его . Вслед за своим прототипом, Дадзай постоянно ищет способы покончить с собой. Что примечательно, более всего он мечтает именно о двойном самоубийстве с прекрасной девушкой. Самое главное, чтобы это самоубийство не было болезненным, потому что боль Дадзай не любит.

Дадзай постоянно перевязан бинтами - их можно увидеть на его руках вплоть до локтей, а также на шее и груди. Что намекает на частые попытки навредить себе.

Дадзай совершил уже столько попыток самоубийства и так замучил этим друзей и коллег, что на его новые попытки уже никто не реагирует. Разве что Куникида возмутится - мол, своими самоубийствами Дадзай сбивает его график и мешает работать. В истории эта особенность Дадзая подаётся как юмористический момент и носит лёгкий характер. При поверхностном просмотре можно подумать, что всё не серьёзно и на самом деле Дадзай так дурачится, а вовсе не желает умереть. Однако в какой-то момент вдруг внезапно промелькнёт что-то такое на его лице и мы понимаем - нет, всё серьёзно, внутри Дадзая сидит какой-то свой чёрт, там чёрная дыра, глубины которой мы не видим.

Осаму Дадзай в 15 лет времён жизни в Портовой Мафии. В то время бинты не просто покрывали всё его тело - был забинтован и глаз, в какой-то момент на перевязке была рука, а щека всегда была залеплена ватой. Нет подтверждения тому, что в тот период он особенно усердствовал в попытках самоубийства, но это как минимум подчёркивает, как мало он целил свою жизнь, не берёгся и получал больше ран.
Осаму Дадзай в 15 лет времён жизни в Портовой Мафии. В то время бинты не просто покрывали всё его тело - был забинтован и глаз, в какой-то момент на перевязке была рука, а щека всегда была залеплена ватой. Нет подтверждения тому, что в тот период он особенно усердствовал в попытках самоубийства, но это как минимум подчёркивает, как мало он целил свою жизнь, не берёгся и получал больше ран.

Кафка наделил Дадзая самой неприятной для эсперов, ультимативной способностью и назвал её "Исповедь неполноценного человека" в честь труда всей жизни писателя. Дадзай на короткое время "обнуляет" способности других, делает из суперменов обычных людей.

В ближайшее время продолжим говорить о японских писателях. А другие статьи, посвящённые канону "Бродячих псов литературы", можно найти на моём канале. Для упрощения поиска можно воспользоваться рубрикатором.

Друзья! У меня появилась группа в ВКонтакте, своего рода информер всех обновлений и новых статей на моём канале. В этой группе будут появляться своевременные уведомления о новых статьях, возможные анонсы или то, что по каким-то причинам не попало на канал. Надеюсь, будет удобно: https://vk.com/hannakungik

#Осаму дадзай #японские писатели #японская литература #bungou stray dogs #бродячие псы литературы