Найти тему
Вадим Климов.

Парадокс Алтайского туризма.

Давно заметили, что люди хотят отдыхать там, куда едут все, но чтобы там никого не было.

Телецкое озеро.
Телецкое озеро.

Много лет назад, когда туризм на Алтае был в стадии перехода от плановой советской системы, в которую входили крупные туристические организации; туркомплекс, турбазы, гостиница, экскурсионное агентство, к новым формам обслуживания, всем хотелось комфорта, потому что уровень советских условий размещения был примитивным. Лучшим номером был двухместный стандарт без душа. На турбазах и того не было. Например, самая крупная турбаза «Золотое озеро», которая располагается на берегу Телецкого озера, размещала гостей в 4 и 6 местные номера. Все удобства были стандартными, уличные туалеты и баня, которая была нестрашная, а смешная. Я много лет работаю на турбазах и хорошо знаю советский туризм.

В начале 90 - ых на Алтае начали строить первые частные турбазы, например, «Манжерок» или кемпинг «Алтын туу» на южном берегу Телецкого озера. Но до понимания комфорта было еще далеко, а туристы уже желали душ и отдельный туалет. Прошло много лет пока туризм начал перестраиваться. Только к 2000 стали появляться комфортабельные турбазы. И тут началось расслоение по доступности комфорта, от эконома, до люкса. Если уровень эконома остается почти неизменным, то границы люкса устремились в космос.

Телецкое озеро.
Телецкое озеро.

Почти каждый год появлялись новые интересные объекты, построили «Турсиб», через несколько лет появился «Алтай резорт», который казался большим достижением, но его быстро обошел «Алтай виладж». А теперь каждый год появляются отели высокого класса. На Алтае сейчас тысячи предложений. Есть даже тайные сектантские базы и бомбоубежища.

Гости стали понимать, что уровень комфорта зависит от цены, и выбор грандиозный. Горные отели это очень сложный бизнес, требующий огромных затрат и усилий, поэтому он дорогой. Достаточно часто можно услышать от желающих отдохнуть на Алтае вопрос: «Почему так дорого», и это не только о ценах в отелях с пятью звездами. Ответ простой: «Потому, что далеко». Я был директором небольшого кемпинга «Карагай» в одном из самых дальних уголков Алтая, и понимаю экономику этого предприятия.

Алтай это дорогое удовольствие, потому что уникальное и труднодоступное. Алтай могут позволить себе не все. Даже Путин обзавелся тайным убежищем на Алтае и прилетает не каждый год. Цените Алтай.

гора Белуха.
гора Белуха.

Сейчас администрация алтайских регионов бьется за массовый туризм, стараясь привлечь большой турпоток, но пора понять, что настанет ситуация, когда турист скажет: «Там много людей. Кругом очереди и не протолкнутся на водопаде». Все ценят Алтай за уединенность.

Недавно мы долго разговаривали о новой концепции развития индустрии туризма с экономистом и специалистом в области туризма, как возможно сохранить и наращивать турпоток, как выстроить инфраструктуру, что бы не затоптать все природные объекты, что бы не выстраивались очереди в пещеры и на острова.

Летом прошлого года, я уже писал о некоторых проблемах. Если интересно посмотрите. https://zen.yandex.ru/media/v_a_klimov/za-griby-gornyi-altai-5d3060b9ac412400ae86381e

Пока я не знаю решения. Трудно посчитать какое количество туристов способен принять отдельный район, какую антропогенную нагрузку он сможет выдержать. Всем специалистами понятно, что уже назрели проблемы в Чемальском и в Улаганском районах, есть определенные трудности в Турочакском районе.

А решения нет, все хотят много туристов. А как с ними работать?

Я периодически встречаюсь со студентами Алтайского государственного университета, рассказываю про этику и эстетику в туриндустрии. Они задают интересные вопросы, потому что живут на 5 лет вперед. Поэтому надо думать, что будет с туризмом на Алтае.