Я сочиняю стихи с 8-ми лет. Примерно с того же возраста читаю и слушаю стихи, написанные детьми. За 25 лет писания и читания у меня сложилось довольно ясное представление о том, как пишут люди в 8, 10, 12, 16... Но самое прекрасное в этом - то, что дети всегда оказываются выше мыслимых и немыслимых представлений. Если им не мешать!
Уже три года в нашем городе проходит фестиваль детского литературного творчества "Признание". К нам слетаются письма с разных уголков страны. Из десятков стихотворений и рассказов нужно отобрать самые яркие, сильные. И это - задача не из лёгких.
Выбирать среди текстов взрослых намного проще. Если человеку не хватает художественного мастерства, его произведение не проходит отбор просто в силу того, что не запоминается, не оставляет в душе следа. "Идея хороша, но написано плохо, - думаешь ты. - Сам виноват. Сейчас сколько угодно материалов по теории стиха, лекций, вебинаров, а главное - уже созданных поэтических текстов высочайшего уровня, Мог бы подковать Пегаса как надо".
Но когда ты читаешь написанное ребёнком, этот критерий оказывается последним. Наоборот - присутствие "школы" в 7, 8, 9 лет напрягает, настораживает. Ты видишь, как здесь потрудился "добрый взрослый".
Объясняю на конкретных примерах:
Ребёнок приносит учителю вот такой текст, написанный по его заданию на конкурс под условным названием "Отчий край, ты - моё вдохновенье!" (название сразу настораживает):
Автор стихотворения пожелал остаться неизвестным.
Мой город
Я люблю свой город.
Я родился в нём.
С мамой, папой, братом
Мы дружно в нём живём.
Много в нём красивых
Улиц и домов,
В синем небе много
Золотых куполов!
Цветут весной тюльпаны
У Вечного огня.
Я люблю свой город,
А он любит меня.
"Неплохо, - думает учитель, - но для патриотического конкурса не годится". Он берёт карандаш и делает вот что:
Край, где я родился
Есть много сёл и городов
В родной моей Отчизне,
Но я люблю свой край отцов.
Ему обязан жизнью.
Вот храмы высятся вдали
На синем фоне неба,
Здесь, в тучных закромах земли,
На всех хватает хлеба.
За эту землю в дни войны
Кровь проливали деды.
Мы каждый день ценить должны,
Как память той победы!
Что есть у взрослых и чего пока нет у детей?
1. Канцеляризмы и штампы: "край отцов", "обязан жизнью", "закрома земли", "проливали кровь", "ценить каждый день" . Особенно горько, когда такие штампы связаны с понятиями священными, высокими. Само присутствие таких слов как "Отчизна", "победа", "земля", "кровь" вызывает священный трепет и. казалось бы, должно снимать вопросы к качеству текста. Но ребёнок, даже самый "заштампованный" средствами массовой информации, напишет об этом бережней, тоньше.
2. Эпитеты. Объяснить, что такое эпитет, в начальной школе очень трудно. Ребята предпочитают прямые и точные определения, избегают переносных смыслов. Уже потом, через несколько лет, они входят во вкус, начинают чувствовать образ и экспериментировать с ним, а некоторые впадают в манию использования красивостей ("сапфировый купол", "яхонтовый цвет", "пурпурный закат", "малахитовый луг"). Меня эта лихорадка била лет до 12-ти. В первом варианте текста читаем "красивый", "синее", "золотые". Всё! Автор даже наверняка гордится, что назвал купола золотыми! В 8 лет он справедливо считает это личным открытием. А вот "тучные закрома" во втором варианте текста никуда не годятся - так же, как и "родная Отчизна" (это плеоназм, как масло масленое).
3. Чётко выдержанный стихотворный размер. Даже читающие дети с тонким музыкальным слухом иногда допускают в своих текстах "западания" ритма или слоговую избыточность. Они неосознанно пользуются пиррихием и спондеем. Главными являются смысл послания и его интонация. Потом мы учим их "подгонять" строку под определённый размер. Например, в 4-й строке детского стихотворения достаточно убрать "мы" - и размер выровняется. Но ребёнку дорого это "мы" , на ваше предложение убрать его, он ответит крайне неохотно. Лишние слоги "вкрадываются" в слова "золотых" и "цветут". При желании можно было слегка перефразировать текст и выровнять ритм. Но учитель пошёл другим путём, полностью переписав исходник.
Это лишь некоторые следы присутствия взрослого в работе, приписываемой ребёнку. Надо сказать, что наш вариант ещё и абсолютно бесталанен, откровенно плох. Бывает, что от лица детей присылают настоящие шедевры, за которые так и хочется поставить пятёрку "тёте Маше" или "дяде Пете". Воображение дорисовывает образ одарённого родителя (может, даже члена Союза писателей) или пишущей учительницы, бескорыстно отдающей собственные сочинения ученикам.
Но, милые взрослые, не участвуйте, пожалуйста, в детских конкурсах! Пусть дети говорят от первого лица. Иначе мы с вами пропустим Нику Турбину и не заметим маленького Пушкина.
А напоследок - мой любимый образчик детского творчества из рассказа Юрия Сотника:
Весна теперь на улеце
В траве босиком дружные и добрые
бежым мы со щенком.
Не крышь, не стен не надо
весна - хорошый дом,
там дружные и добрые мы со щенком жывем.
Мы с ним ещё не вырасли и дружым, а потом
я стану злобным дяденькой а он бездомным псом...
Писать с детьми - да, пожалуйста! Но не - за детей.
А как вы относитесь к литературным конкурсам? Помогаете ли детям писать сочинения? Очень ждём ваших комментариев!