В ситуации, когда почти все люди оказались в самоизоляции, многим сферам общественной жизни приходится переформатироваться и искать новые пути существования в медиа-пространстве. Арт-индустрия — не исключение. Фотографы снимают через Face-time. Кураторы работают с художниками разных стран дистанционно. Музеи и арт- пространства организуют онлайн-выставки, трансляции, готовят образовательные программы. Театры, оперы и другие концертные площадки также переходят в виртуальное пространство.
Переход искусства в digital начался давно. Это планомерно развивающийся процесс, хорошим примером чему служит наличие выставочных онлайн-платформ, появившихся задолго до всеобщей самоизоляции. Онлайн-форматы, с одной стороны, имеют потенциал для поиска новых форм, привлечения большей аудитории, повышения интерактивной составляющей. С другой, существенно ограничивают его двухмерным пространством экрана. Тем не менее, карантин не оставил выбора никому, и нужно признать, что положение художников и других участников поля искусства не самое печальное. Им открылось огромное поле для экспериментов. Но, к сожалению, не все так просто.
Не стоит забывать о том, что в этот процесс также вовлечен и зритель, который сейчас может пребывать даже большем в недоумении, чем деятели арт-индустрии. У него появился доступ к огромному количеству материалов и событий, которые, по разным причинам, раньше были для него закрыты. Однако не всегда новые (и нередко ситуативные) форматы отвечают привычным запросам. Во-первых, существенно изменился контекст. Пространство выставки, концертного зала и других площадок, которое выполняло организующую функцию и собирало внимание зрителя, заменяется экраном и повседневной обстановкой вокруг. Это накладывает на него дополнительную ответственность за то, чтобы «коннект» случился, требует большего усилия.
Во-вторых, невозможность присутствия в реальном пространстве существенно ограничивает телесный опыт, зритель не испытывает переживание так же объемно. К тому же, большинство онлайн-событий не обладают достаточной гибкостью и не предоставляют зрителю свободы в «передвижении».
В-третьих, чувство сопричастности в его прежнем понимании не может быть достигнуто. Коммуникация с другими участниками процесса ограничивается возможностями онлайн-платформ. Зритель может чувствовать одиночество и неспособность разделить свои мысли и переживания.
Таким образом, не стоит недооценивать сложность перехода искусства в онлайн, несмотря на существовавшие к этому предпосылки. Художник сталкивается с необходимостью работать в новом формате. Зритель — с чрезмерно большим выбором, который не всегда отвечает его запросам. Для того, чтобы ситуация изменилась, понадобится время. Возможно, появятся новые формы в digital-пространстве, возможно, мы вернемся к прежним практикам, и забудем о полумерах самоизоляции, как о страшном сне. Тем не менее, чтобы это произошло, арт-индустрия должна получать поддержку здесь и сейчас.
Это ни в коем случае не является призывом к посещению всех онлайн-выставок и онлайн-событий мира — количество редко переходит в качество. Вряд ли увеличение потребляемого контента поможет заполнить пустоту, образовавшуюся от недостатка прежних переживаний и чувства одиночества. Мы оказались в экстремальной и новой для нас ситуации, в которой лучше не впадать в крайности и отнестись к своим ресурсам (как эмоциональным, так и финансовым) бережно. Однако помните — карантин не продлится вечно, а участие — отличный способ преодолеть разобщенность и проявить сопричастность. Это непростое время можно использовать для того, чтобы помочь тем, кого вы цените. Ваш любимый музей точно нуждается в поддержке. Если мы, конечно, хотим, чтобы нам было куда вернуться.
Текст: Мария Тержевик
Редактор: Лиза Александрова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.