На всех фотографиях изображена система СУ-2 с 76,2-мм полевой скорострельной пушкой образца 1902 года. Изображений Су-5 (на шасси Коммунар) автор не встречал, но от Су-2 отличие только в артсистеме, поэтому общее представление о Су-5 можно получить.
Су-5 (На шасси Коммунар)
Страна СССР
Год выпуска: 1933
Кол-во: 1
Производитель: Ленинградский государственный завод «Большевик».
Вооружение: 76-мм пушка обр. 1915/28г
Бронирование: 5 мм
Боевая масса: 10 тонн
Экипаж: 6
Двигатель: 50 л.с.
Размеры: 4350х2060х3300 в походном положении.
Где увидеть: Трактор Коммунар. Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики. «Порт Севкабель» сейчас на реставрации.
К началу 30-х годов 20-го века СССР наконец начал задумываться о мировой революции. Для того, что бы победить, нужно было иметь современное оружие. Партия бросила клич и получила на выходе огромное число бессмысленных проектов. Хотя в итоге и были заложены, пока только теоретические, основы будущего Красной Армии, все, что сделали в это время на заводах было ужасно. Хотя идеи имели правильное направление. И если бы в следующие 10 лет армию строили хотя бы по лекалам начала 30-х в 1941 это была бы совсем другая армия. Одним из заданий, которое было поставлено перед промышленностью, было создание самоходных артиллерийских установок. Как известно из истории Красная Армия встретила 22 июня 1941 года без САУ, хотя их разработка и началась в 30-е, а более поздние модели на шасси Т-26 были достаточно неплохи.
Испытания САУ Су-2 с 76,2-мм полевой скорострельной пушке образца 1902 года проводились с 12 по 16 октября 1931 года. Машина немного доделывалась, изменили систему крепления артиллерийской части, установили бронещит. Но и сама система, и трактор на которую ее установили уже не соответствовали требованиям времени. Поэтому все работы можно оценить только как тестовые. Пушка устанавливалась на шасси трактора Коммунар. В качестве опоры использовалась стандартная опора для пушки Лендера. Поэтому когда было принято решение установить вместо полевой пушки зенитную проблем не возникло.
История трактора Коммунар в общем-то обычна для ранних лет советской власти. В 1922 году Украинский совнархоз решил использовать мощности эвакуированного и простаивавшего в Таганроге рижского Русско-Балтийского завода. Для выпуска выбрали продукт сумрачного немецкого гения - Hanomag WD Kettenschlepper Z50 мощностью 50 л. с. В планах было к 1926 году выпускать до 1200 штук в год. И если бы планы поддержали, началась бы реинкарнация Руссо-Балта в его Таганрогском исполнении.
Кажется причем здесь Украинский совнархоз и Таганрог. Но вплоть до 1924 года Таганрогский округ, впрочем как и весь Восточный Донбасс формально подчинялся властям Советской Украины. Когда вопрос принадлежности региона обострился, власти в Киеве пытались обосновать необходимость оставления города в составе республики тем, что в нем проживало до 76% украинцев и это был основной порт поставки украинского зерна за границу. Только 11 июля 1924 года Политбюро ЦК РКП (б) обнародовало решение о возвращении Восточного Донбасса и Таганрога в Россию. Возможно отказ начинать производство тракторов на площадке бывшего Руссо-Балта, кроме технических причин, был связано и с неопределённостью положения всего города. Но и на этом автомобильная история Руссо-Балта не закончилась. К 90-м годам после многочисленных переименований завод, превратившийся в Таганрогский комбайновый завод, перешел в группу Донивест, которая при поддержке правительства России в 1997 году начала перепрофилирование его в Таганро́гский автомоби́льный заво́д (ТагАЗ) для выпуска машин фирмы Daewoo Motors. Удивительно, но тогда никто не вспомнил, что Руссо-Балт был первым серийным производителем легковых автомобилей, и не использовал связь с ним, хоть и дальнюю, в маркетинге. В 2014 году Таганро́гский автомоби́льный заво́д (ТагАЗ) был объявлен банкротом, так закончилась вековая история автомобильного Руссо-балта.
Предложение украинцев в Москве приняли в общем, но вместо Таганрога рекомендовала развернуть производство тракторов на ХПЗ (Харьковском паровозостроительном заводе). Получив в мае 1923 года оригинал германского трактора, заводские конструкторы сразу же занялись его испытанием и копированием. В итоге перетяжелёенный сложной конструкции "чугунный утюг" на гусеницах стал в производство. Всего за 8 лет было выпущено около 2 тысяч машин, они пошли не только в народное хозяйство, но и в Красную Армию. С технической точки зрения немецкие трактора не получили прямого продолжения, но в ходе организации их производства и получения опыта сложился коллектив, который создал Т-34 в Харькове.
В мае 1933 года из Ленинграда с завода Ленинградский государственный завод «Большевик» на испытания на НИАПе передали уже бронированный трактор Коммунар с установленной 76-мм пушкой Лендера обр. 1915/28г - Су-5 (на шасси Коммунар). Как пишут от "САУ-трактора" Су-2 установка отличалась не только артиллерийской частью, еще были добавлены откидные упоры. К 20 мая 1933 года было сделано 488 выстрелов, принципиально замечаний не было, кроме того, что конечно сама пушка уже исчерпала резервы и не соответствовала требованиям военных. Было принято решение организовать три батареи бронированных зенитных установок на шасси трактора Коммунар и предоставить 12 установок для проведения войсковых испытаний. Но здесь снова вмешались немцы. Разработанная по итогам совместной работы с ними 76-мм зенитная пушка обр. 1931 года была и современнее и имела резервы для развития. Все работы по пушкам Лендера были прекращены, а заказ на Су-5 отменен.
Трактор Коммунар, найденный на острове Вайгач, сейчас реставрируется и находится в ведении Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики и по обещаниям будет экспонироваться в общественном пространстве «Порт Севкабель» в Санкт-Петербурге.
Источники:
http://www.bronetehnika.narod.ru/kommunar/kommunar.html
http://alternathistory.com/mehanicheskaya-tyaga-chast-7-pervyj-kommunar/
Александр Широкорад. Отечественные полуавтоматические зенитные пушки