Не для кого не секрет, что баню ценили, уважали и она играла важную роль в жизни наших предков.
Да и до сих пор, это не просто помывка, а целый ритуал, с вениками, кваском или пивом, да разговорами задушевными.
Раньше, в ней не только мылись и парились, избавлялись от усталости, очищали душу, лечили людей от простуд и других болезней, пряли в холодные времена, рожали, но также гадали, проводили магические обряды и ритуалы, колдовали, вызывали нечистую силу. В некоторых окрестностях в банях происходило посвящение в колдуны. Ходили слухи и существовали легенды, что собираются там проклятые люди, да нелюди и проводят свой досуг.
Это место, отличалось от дома, было оно без единой иконы, да и крест нательный снимался, при входе туда. В общем то, достаточно противоречивое и «нечистое» местечко, а значит, идеальное пристанище для нечистой силы, которая сплошь и рядом обитает с человеком.
Думаю, что пора перейти к героине нашего сегодняшнего рассказа. Для этого нам следует представить и отправиться в настоящую русскую баню, поддать парку, да запастись веничком дубовым и если нам повезет, а скорее всего не повезет, то там то мы и встретим Обдериху.
В прошлой статье я рассказывала, что в таком месте всегда должен был быть свой хозяин. Звался он Банником. Однако, некоторые полагают, что одновременно с Банником или даже вместо его, хозяйничала там Обдериха (Одерышек, Задериха).
Некоторые думают, что Обдериха и Банная Бабушка (Баянная Матушка) это один и тот же дух. Однако, я бы не торопилась с выводами. На мой взгляд, это два разных духа, с разными назначениями. Но об этом мы поговорим позже.
Поверья об Обдерихе широко известны в Архангельской области.
«Обдериха — она в бане живет, задирает человека» (Арх.)
Точный облик данного существа подробно не описан. Но поговаривали, что может она явиться кому-то в образе человеческом, а кому-то ребёнком, а кому повидеться кошкой, с глазами широкими. В образе человека выглядит она как женщина, с широко расположенными глазами, огромными зубами, вся в волосах
«волосами-то завесилась, зубы-то длинны» (Арх.)
Иногда ее образ дополнялся еще и ногтями, больше похожими на когти и небольшими рожками.
"Парень в бане мылся и Обдериху видел. С рожками, говорит, сидит на полку, небольша."
"Обдериха покажется кошкой, рыжей, серой. А то перекатится трубкой берестяной из байны в байну".
Обитает она под полком, за каменкой или же под лавкой.
Она сильнейший банный дух, чаще всего кровожадный, безжалостный и жестокий. Даже за небольшое нарушение помывочного процесса или неуважения к ней, она душит, задирает моющихся, снимает живьем кожу, вешая ее на каменку, а тело забивает в щели половые.
Не выносит она всяко ночное посещение, наиболее негативно относится, когда человек «кичится», что «чертей бояться не стоит». Покарает тогда Обдериха за наглость такую. Но если уж повезет, то только спину раздерет.
«После двенадцати в байну не ходя. Она ведь, обдериха-то, тожы хочет отдыхать, помыться хочет. Одна женщина мылась в бане после двенадцати, дак она ее за волосы вытащила» (Арх.).
Имечко то у нее очень говорящее.
Также, большой провинностью считалось находиться и мыться в бане одному. Наиболее опасно в третий или четвертый пар, который как раз предназначался для данной нечисти.
«Как вот сказано — в байне одной мытца нельзя, Обдериха сгубит, так оно и есть. У нас женка одна шустрая говорит: „Пойду одна в байну на третью смену, когда Обдерихи моюца“. И пошла. И час нету, и другой нету. А пошли за ею, а она под пол в шилья загнана, а кожа на каменке виснет. Обдериха ободрала» (Арх.);
Чтобы задобрить ее, оставляли в тазу немного воды, да кусок мыла.
От куда же она появляется?
Возникновение данного духа непременно связуют с родами. Баня то в старину и «родильным домом» была. Согласно поверьям, появится Обдериха в бане только тогда, когда ребенок в ней родится. Если быть более точными, то после омывание младенца.
«Как малого ребенка вымоют первый раз в байне, и Обдериха образуется».
В некоторых местах считали, что в бане живет столько Обдерих, сколько в ней обмыто новорожденных. В других же местах полагали, что в бане Обдериха появляется только после сорокового младенца, обмытого здесь.
Опасна она также для детишек. Ребят до года, которых оставляли в бане одних, могла она подменить.
Крайне редки истории о том, что Обдериха помогает и даже спасает человека, защищая от других представителей нечистой силы. Вот, например, история, записанная на Русском Севере:
«Шли девки по малину, проходили погост. Увидали — лежат кости. А одна озорная и говорит: „Кости-кости, приходите к нам в гости!“ Ну на вечер в избу, где девки шили, и пришли парни. Незнакомые, неведомые и откуда незнамо. А все веселые, пряниками кормят, играют, дролятся. Вот одна девка в красный угол отошла, под икону стала и видит, что зубы у них железны, а в сапогах кости. Она и говорит:
— Девушки, я до ветра пойду.
А парни ее не пущают. Она и говорит:
— Хоть косу дверьями прищемите, да пустите.
Они ей косу дверьями прищемили, а она косу срезала да бежать. А за нею уже догоня. Кости догоняют, съесть хотят. Забежала она в байню, заплакала, замолилася:
— Обдериха-матушка, спрячь меня.
Обдериха ее и спрятала, камышком прикрыла, паром запарила. Кости в байню вбежали — ан нет ничего. Тут петух запел, они и рассыпались» (Арх.).
А ежели правильно в баню попроситься, то не сможет Обдериха вреда причинить, даже если гость запреты ее нарушит.
«Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в баню, баня то теплая. А сперва попросился у бани, чтобы пустили ночевать. Ночью слышит, полетели Обдерихи на свадьбу и зовут: „Машка-Матешка, полетели с нами!“ А она отвечает: „Гость у меня!“ Те говорят: „Так задери!“ А она: „Нет, не могу, он у меня попросился“» Пинежская быличка.
Вернемся к мнению о том, что Обдериха и Банная Бабушка – это один и тот же дух. Как я уже говорила, с этим я не согласна. Потому что Банная Бабушка выступает доброй, дряхлой старушонкой, лечащей от всех болезней, благожелательной к слабым и больным, а также помогающей роженицам.
В Симбирской губернии приговаривали так:
«Не я тебя парю, не я тебя правлю — парит бабка Саломия, и здоровье подает».
Если же у вас нет запасной кожи, то и ссориться с Обдерихой не стоит. К добру это не приведет. Но, чего греха таить, это достаточно интересный персонаж в русском фольклоре, пусть даже не до конца изведанный.
Читайте также:
Самая страшная русская река: Река Смородина
Похоронный обряд древних славян
Чужая кровь
Славянский оборотень: Волколак
Язычество в наше время
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного :)