Буксируемые зенитные установки ЗУ-25, ЗУ-26, ЗУ 29
Угол горизонтального наведения 360°
Вес зенитной установки без орудия, кг 4000/2240/3505
Вес зенитной установи с орудием, кг 5400/3550/5070
Средняя скорость возки по шоссе км/час 12-15/10—12/12-15
Расчет чел 6-7
С окончанием Первой мировой и гражданской войн артиллерийский парк Красной Армии был достаточно современным и вполне соответствующим своему времени, и уж точно не в чем не отставал от уровня потенциальных "противников", главным из которых виделась Польша. Основные проблемы были с орудиями ПВО, их в Красной Армии было мало, а те что были, имели небольшую мобильность. Поддержание в рабочем состоянии имевшихся моторных орудий с пушками Лендера вечным быть не могло, хотя бы из-за износа шасси. Своих пятитонных грузовиков в 20-х годах в Советской России не появилось. Но вот пушек Лендера как раз было достаточно. Они уже не во всем соответствовали требованиям времени, но были неплохи и как зенитные, и как универсальные. Осталось придумать, как добавить им мобильности.
Опыт применения моторных орудий в Первую мировую показал, что важна скорее оперативно-тактическая мобильность, так как их применяли в основном для прикрытия аэродромов, мостов, штабов и транспортных узлов. Как и в Германии в конце войны был выбран вариант транспортных повозок, но в качестве тягачей рассчитывали на гусеничные трактора. Возможно это было обусловлено правильным пониманием реалий: отсутствием дорог или их отвратительным качеством. Одновременно разрабатывались две орудийные повозки - ЗУ-25 для механической тяги и ЗУ-26 для конной тяги.
В 1925 году была принята на вооружение прицепная зенитная установка ЗУ-25, разработанная для движения на механической тяге орудий образца 1914/15 года. Её оснастили четырьмя станинами, снабжёнными винтовыми домкратами и забиваемыми в грунт сошниками. При транспортировке система имела металлические полукруглые борта с обоих бортов, которые на боевой позиции откидывались и увеличили боевую платформу и удобство работы на ней.
При оснащении ПВО Красной Армии выяснилось, что промышленность не может обеспечить артиллерию необходимым количеством тракторов, для использования Зенитной установкой ЗУ-25. А для обычной конной тяги система оказалась слишком тяжелой. И если по дороге её еще мог перемещать цуг из лошадей, то на бездорожье это стало вообще невозможно. Пришлось срочно разрабатывать еще и универсальную повозку. В 1926 году увидела свет ЗУ-26 – повозка для конной и механической тяги, спроектированная также для пушек конструкции Лендера – Тарновского. Она имела две откидные станины-опоры, а другими опорами при стрельбе служили колёса переднего хода повозки с разгруженными рессорами и перенесенной к задней оси тумбой.
76-мм пушка Лендера-Тарковского долгое время оставалась единственным зенитным орудием Красной Армии и Флота. И хотя в 1921 году производство орудий на Путиловском заводе полностью прекратилось, уже в 1922 году его возобновили на Орудийном заводе в подмосковных Подлипках (сейчас Королев). По новой классификации ГАУ орудие получило заводской индекс 8К. Хотя пушка уже к концу Гражданской войны не удовлетворяла реальным требованиям военных. Против самолетов на высоте 4-5 км пушка была бесполезна. В Подлипках попытались провести модернизацию, в основном путем увеличения длины ствола. Новая пушка получила обозначение 9К или 76-мм зенитная пушка обр. 1915/28 г.
Самым главным изменением было увеличение длины ствола до до 50 калибров, расточили камору и увеличили заряд, в итоге пушка потеряла совместимость с зарядами для 76-мм пушки обр 1902/1930 годов. Изменение длины ствола позволило повысить высоту разрывов до 8 км, что было приемлемо для конца 20-х годов. Первые орудия завод № 8 выпускал длиной в 50 калибров, а в начале 1930 года приступил к изготовлению ствола длиной 55 калибров. Всего было выпущено 110 пушек, часть из них использовалась и во время Великой Отечественной войны во время обороны Крыма. С началом выпуска 76-мм зенитной пушки обр 1931 года (3К) актуальность вопросов по модернизации 8К отпала.
76-мм зенитная пушка обр. 1915/1928 г.
Калибр, мм 76,2
Длина ствола полная, мм/клб 3690/48.5
Угол вертикального наведения -5°; +75°
Угол горизонтального наведения 360°
Вес системы в боевом положении 1610
Скорострельность, выстр/мин 15-20
Масса 7,19 кг
Начальная скорость 704,2 м/с
Опытная дальность 13 636 м
В 1930 году для пушки образца 1915/1928 года начали выпуск прицепной орудийной повозки ЗУ-29. Она была существенно облегчена и упрощена по сравнению с ЗУ-25. Были убраны массивные полукруглые площадки по бокам платформы, добавлены четыре опоры по углам квадратной платформы. Колеса на обоих осях стали одинаковыми. Но система подрессоривания введена не была и максимальная скорость возки не изменилась.
Так как прицепная повозка была более удобна, чем ЗУ-25, в ходе ремонтов часть пушек образца 1914/1915 г. переставили на новые повозки.
С началом боевых действий в 1941 году на фронте применялись только ЗУ-25, входившие штатно в состав войсковой ПВО. Все они, вместе с тягачами были быстро потеряны в первые месяцы войны. К этому времени ни пушка, ни ее платформа были устаревшими и практической боевой ценности не имела.
Одна 76-мм зенитная пушка обр. 1915/1928 г., принимавшая участие в обороне Крыма хранится в музее Черноморского флота в Севастополе.
ото: https://warspot.ru/1086-365-ya-zenitnaya-batareya-chast-ii
Источник: Широкорад. Отечественные полуавтоматические зенитные пушки. «ТиВ», № 7/98