Найти в Дзене
Navygaming Channel

Из архива Navygaming: Авианосец "Рейнджер" в пламени "Факела".

Начало Второй мировой войны авианосец «Рейнджер» встретил в море, возвращаясь на базу после обеспечения проведения войскового конвоя, затем последовали рутинные, но важные выходы на патрулирование морских и прибрежных районов в центральной части Атлантики и Карибском море. Но ему не дали долго «скучать» – 1942 год был достаточно напряженный для союзников на море: англичане вели битву за конвои в Атлантике и Средиземном море, американцы, перехватив у японцев инициативу после Мидуэя, старались закрепить свой успех в кровопролитных боях за Гуадалканал. И вскоре авианосец CV-4 «Рейнджер» «возглавил» Атлантический флот США в операции «Торч» («Факел») по высадке союзников во Французском Марокко.

Авианосец "Рейнджер" у пирса "Норфолк Неви Ярд", Портсмут, 11 апреля 1942 года
Авианосец "Рейнджер" у пирса "Норфолк Неви Ярд", Портсмут, 11 апреля 1942 года

Союзники планировали провести одновременный захват всех ключевых портов и аэродромов Марокко и Алжира, атаковав Касабланку, Оран и Алжир. Операция должна была проводиться под флагом США и включала в себя действие трех оперативных групп.

План операции "Факел"
План операции "Факел"
Западная оперативная группа (нацеленная на Касабланку) состояла из американских частей (одна бронетанковая и две пехотные дивизии, 35 000 человек), командование ею осуществлял генерал-майор Дж. Паттон, морской частью операции руководил контр-адмирал Генри Хьюитт. Центральная оперативная группа (удар на Оран) состояла из 509-го парашютного батальона, одной пехотной и одной бронетанковой дивизии (всего 18 500 человек). Части были присланы из Британии и находились под командованием генерал-майора Л. Фредендалла, морской частью операции руководил коммандер Т. Траубридж. Восточная оперативная группа (цель – город Алжир) находилась под командованием генерал-лейтенанта К. Андерсона и состояла из двух пехотных дивизий (британской и американской), всего 20 000 человек. Морскими силами руководил вице-адмирал Гарольд Бэрроу.

Для переброски войск и поддержки действий войск Западной оперативной группы в данной операции было создано 34 оперативное соединение (командующий – контр-адмирал Хьюитт, тяжелый крейсер «Огаста»), в состав которого и был включен «Рейнджер».

Тяжелый крейсер "Огаста" - в будущем флагман 34 оперативного соединения
Тяжелый крейсер "Огаста" - в будущем флагман 34 оперативного соединения

Фактически «Рейнджер» был флагманом TG 34.2 – авианосной группы под командованием контр-адмирала Э. МакУортера, в состав группы кроме него входил еще эскортный авианосец ACV–27 «Сэмансе» (у С.Э. Моррисона, вероятно, это авианосец CVE-27 «Саванна» типа «Сэнгамон»), группа ПВО – легкий крейсер CL-55 «Кливленд», пять эсминцев (DD-454 «Эллисон», DD-461 «Форрест», DD-462 «Фитч», DD-463 «Корри», DD-464 «Хобсон»), две подводные лодки и танкер. Причем в соединении «Рейнджер», как мы видим, не был единственным авианосцем, кроме него и CVE-27 «Саванна» в состав Северной группы TG 34.8 были включены CVE-26 «Сэнгамон» и CVE-28 «Шенанго», а в состав Южной ударной группы – TG 34.10 вошел авианосец CVE-29 «Санти».

На палубе авианосца "Сэнгамон" - соратника "Рейнджера" в операции "Торч"
На палубе авианосца "Сэнгамон" - соратника "Рейнджера" в операции "Торч"
Согласно данным С.Э. Моррисона, на борту «Рейнджера» в тот момент дислоцировалась 9-я авиагруппа коммандера Оверфильда: 54 истребителя F4F-4 (две эскадрильи – VF-41, VF-9) и 18 пикирующих бомбардировщиков SBD-3 (эскадрилья VS-41). Эскортные авианосцы имели разнотипные авиагруппы: CVE-27 «Саванна» – 38 истребителей F4F-4; CVE-26 «Сэнгамон» – 9 торпедоносцев TBF-4, 9 бомбардировщиков SBD-3, 12 F4F-4; CVE-28 «Шенанго» – 76 армейских самолетов Кертисс Р-40FS; CVE-29 «Санти» – 8 торпедоносцев TBF, 9 бомбардировщиков SBD, 14 истребителей F4F-4.

Получается, довольно сильная авиагруппировка, но, по мнению экспертов того времени, это было вполне обоснованно, так как «положение с авиацией в этой операции было критическим» (С.Э. Моррисон). Причем личный состав авианосцев (в первую очередь эскортных) был недостаточно подготовлен, большинство летного состава не имело никакого боевого опыта, наиболее подготовленной считалась 9-я авиагруппа «Рейнджера». Половина команды эскортного авианосца «Сэнгамон», к примеру, числилась во флоте всего только несколько месяцев и ранее никогда не была в море. Это потребовало проведения дополнительных тренировок – контр-адмирал МакУортер организовал тренировочные полеты и посадки в пути (во время перехода) для подготовки летчиков к будущим действиям.

Взлет истребителя F4F с палубы "Рейнджера", Северная Африка, ноябрь 1942 года
Взлет истребителя F4F с палубы "Рейнджера", Северная Африка, ноябрь 1942 года

Переход оперативной группы через Атлантику проводился в условиях высокой секретности – корабли выходили к точке сбора в океане в разное время, из разных портов. Авианосная группа контр-адмирала МакУортера (авианосец «Рейнджер») вышла с Бермудских островов 25 октября и уже через три дня прибыла в точку рандеву в 450 милях к юго-востоку от мыса Рейс. Конвой двинулся на восток, в 12 милях позади главных сил – авианосец «Рейнджер» с четырьмя эскортными авианосцами, крейсером «Кливленд» и эсминцами охранения. Переход через Атлантику прошел без особых сложностей, и 7 ноября оперативное соединение подошло к точке, где из его состава были выделены три ударные группы, которые отправились к намеченным зонам высадки на побережье Марокко.

Для авианосца «Рейнджер» в качестве основного объекта удара была выбрана Касабланка и части противника, обороняющие этот порт. Первая ударная группа (9 истребителей эскадрильи VF-9) с авианосца была поднята затемно, в 06.15 8 ноября, корабль в это время находился примерно в 30 милях к северо-западу от Касабланки. Самолеты атаковали аэродромы в Рабате и Рабат-Сале, на которых был уничтожен 21 самолет противника. Во время второго вылета (08.45) был сбит самолет противника, во время третьего на земле были уничтожены 7 истребителей «Девуатин 520», но и сами нападавшие потеряли один самолет. Эскадрилья продолжила вылеты, в ходе еще трех последующих (11.45, 13.00, 15.15) были нанесены удары по французским береговым батареям и четырем эсминцам.

Французский истребитель "Девуатин", противник летчиков "РЕйнджера" в боях за Касабланку
Французский истребитель "Девуатин", противник летчиков "РЕйнджера" в боях за Касабланку

Вторая эскадрилья «Рейнджера» (VF-41) первый вылет совершила в 7 утра, атаковав 16 истребителей противника (10 «Девуатин 520» и 6 «Кертисс 75-А») над аэродромом Ле Казе (Касабланка). В ожесточенном бою ценой 4 истребителей американцам удалось сбить 8 самолетов и еще 14 уничтожить на земле. В последующем самолеты этой эскадрильи совершили еще несколько вылетов, уничтожив несколько французских самолетов на земле и обстреляв французские эсминцы.

Войска союзников на побережье Алжира
Войска союзников на побережье Алжира

Не остались без дела и пикировщики с «Рейнджера» – все 18 бомбардировщиков SBD были подняты в воздух еще в 7 утра и использовались для бомбежки гавани и береговых целей, а в 10 утра - для удара по французскому крейсеру «Приможе», потеряв при этом один самолет. Кроме того, в результате удара по гавани Касабланки пилоты пикировщиков приписывали себе в заслугу уничтожение трех французских подводных лодок, стоявших там на якорной стоянке.

Французский крейсер "Примоге" на отмели у Касабланки, поврежденный огнем союзников
Французский крейсер "Примоге" на отмели у Касабланки, поврежденный огнем союзников

Особо отличились пикировщики во время атаки французских эсминцев, вышедших из гавани Касабланки для удара по американским кораблям. В ходе морского боя французские корабли были повреждены и оказались легкой целью для авиации: эсминец «Брестуа», поврежденный крейсером «Огаста», смог добраться до порта, но был поврежден пулеметным огнем самолетов «Рейнджера» и позже затонул; удалось добиться двух прямых попаданий бомбами во французский лидер эсминцев «Альбатрос», передняя часть которого в результате попаданий была полностью исковеркана. В тот же день легкий крейсер «Приможе», поврежденный корабельной артиллерией и вставший на якорь у Рош Нуар, подвергся ударам пикировщиков «Рейнджера», в результате чего его носовая часть была полностью разрушена. Прямым попаданием в мостик корабля были убиты командир, его помощник и еще 7 офицеров, а контр-адмирал Жерве де Лафон получил серьезные ранения.

Гавань Касабланки после удара американской палубной авиации и огня боевых кораблей, ноябрь 1942 года
Гавань Касабланки после удара американской палубной авиации и огня боевых кораблей, ноябрь 1942 года

Учитывая, что авиагруппа «Рейнджера» была наиболее сильной, ее истребители были использованы не только для прикрытия действий войск при высадке у Касабланки (Федала, Центральная группа), но и для противостояния силам противника в зоне действия Северной группы (Пор-Лиотэ). Утром 8 ноября эсминец и крейсер «Саванна», действовавшие в районе Пор-Лиотэ, были атакованы двумя истребителями «Девуатин», а десантные суда – бомбардировщиками и истребителями, действовавшими с аэродрома Рабат-Сале. По заявке контр-адмирала Келли (командира TG 34.8, Северной ударной группы) прибыли 20 истребителей с «Рейнджера» и «Сэнгамона», которые в течение часа сбили 9 самолетов противника, а затем провели штурмовку аэродрома. Больше с воздуха высадке Северной группы никто не препятствовал.

На следующий день (9 ноября) боевые столкновения уже не отличались такой же ожесточенностью. Американцам удалось высадить на берег большинство войск, которые приступили к продвижению к заданным целям. Французские корабли уже не пытались выйти в море и принять участие в боевых действиях. Как отмечает С.Э. Моррисон: «…Господство американской авиации в воздухе еще больше закрепилось, когда эскадрилья в составе шести самолетов «Уайлдкэт», действовавших с авианосца «Рейнджер», вступила в бой с одиннадцатью самолетами «Девуатин-52», сбила пять из них и повредила еще четыре». В дальнейшем воздушный противник уже не беспокоил десант и самолеты «Рейнджера». Истребители и пикировщики «переключились» на наземные цели. «Уайлдкэтами» и «Доунтлессами» с «Рейнджера» была атакована колонна из 50 французских грузовиков, двигавшихся с подкреплением в Касабланку, были подожжены несколько танков. Затем истребители с «Рейнджера» приняли участие в налете на Кенитру. Однако вскоре для палубной авиации американского авианосца нашлись более серьезные цели.

Проверка истребителей F4F на борту "Рейнджера", Северная Африка, ноябрь 1942 года
Проверка истребителей F4F на борту "Рейнджера", Северная Африка, ноябрь 1942 года

10 ноября союзники начали продвижение к Касабланке, однако войска натолкнулись на ожесточенное сопротивление французских войск, поддержанных у береговой черты огнем двух французских корветов и орудиями линкора «Жан Бар», который вновь «ожил» после повреждений, нанесенных ему артиллерийским огнем американского «Массачусетса». Как только американский тяжелый крейсер «Огаста» с эсминцами предпринял попытку отогнать французские корветы, по нему открыли огонь 15-дюймовые орудия «Жан Бара», молчавшие с 8 ноября. Французский линкор дал 10 двухорудийных залпов по американским кораблям на дистанции 17,5-26,1 км, причем довольно точно.

Для подавления французского линкора были тут же вызваны самолеты с «Рейнджера». Перед этим пикировщики уничтожили зенитную батарею Айнсаба, следующей целью для них был выбран «Жан Бар». Девять самолетов SBU «Доунтлесс» в 15 часов атаковали неподвижный линкор «1000-фунтовыми бомбами» (С.Э. Моррисон). Самолеты сбросили девять бомб и добились трех попаданий (33,3 %) – корабль получил три огромные пробоины, однако повреждения были не настолько тяжелыми, чтобы его нельзя было отремонтировать. После удара по линкору семь пикировщиков «Рейнджера» атаковали главную береговую батарею Эль-Ханк, использовав 500-фунтовые бомбы (по другим данным – 1000-фунтовые).

Повреждения линкора "Жан Бар" после боя с союзниками у Касабланки, ноябрь 1942 года
Повреждения линкора "Жан Бар" после боя с союзниками у Касабланки, ноябрь 1942 года

Основной штурм Касабланки был намечен на 07.15 11 ноября, к этому времени авиация «Рейнджера» была поднята в воздух и находилась над целями в готовности к нанесению ударов. Однако штурма и ударов не понадобилось – союзники и французское командование добились взаимопонимания и сели за стол переговоров, боевые действия завершились перемирием, а затем и договором о сотрудничестве.

Однако расслабляться было еще рано, и вскоре экипаж «Рейнджера» это почувствовал. 10 ноября, еще до объявления перемирия, неопознанная подводная лодка выстрелила четырьмя торпедами по авианосцу в ходе его маневрирования. На следующий день самолетами с АВ «Сэнгамон» была обнаружена и потоплена подводная лодка, которая оказалась французской, поступило донесение о готовящемся нападении германских ПЛ на корабли 34-го оперативного соединения. А вечером 11 ноября были торпедированы транспорт, танкер и эсминец.

Авианосец "Саванна", напарник "Рейнджера" в операции "Торч"
Авианосец "Саванна", напарник "Рейнджера" в операции "Торч"

Утром 12 ноября авианосец «Рейнджер», эскортные авианосцы «Саванна» и «Шенанго» маневрировали в 50 милях к северу от мыса Бланко под прикрытием легкого крейсера «Бруклин» и шести эсминцев. В это время «Рейнджер» был атакован «волчьей стаей» германских подводных лодок (по данным С.Э. Моррисона). К счастью, торпеды прошли по носу и корме корабля. С других кораблей также были замечены подводные лодки, за которыми была начата охота. Однако вечером еще два транспорта и танкер получили попадания и затонули, а 15 ноября еще один транспорт был торпедирован. Таким образом, авианосцу «Рейнджер» пришлось действовать в условиях повышенной подводной опасности, но удача была на его стороне и на стороне его экипажа. Корабль благополучно избежал торпедного удара, а ведь единственное торпедное попадание в авианосец, не имевший ПТЗ, могло послужить причиной гибели корабля. Вскоре авианосец, выполнив свою боевую задачу, был отозван в США.

Всего за три дня операции с 8 по 11 ноября самолеты авианосца совершили 946 боевых вылетов (62 % всех вылетов), сбросив по целям 952 бомб (70 % всех сброшенных бомб). Во время операции было выведены из строя большинство укреплений береговой линии обороны, уничтожено более 70 самолетов на аэродромах и 15 в воздухе, поврежден линкор, крейсер, несколько эсминцев, потоплено три подводные лодки (не подтверждено). Предполагается, что также был обездвижен 21 вражеский легкий танк и уничтожено около 86 единиц транспорта военного предназначения, большинство из которых были грузовиками для перевозки солдат. Потери авиагруппы CV-4 «Рейнджер» составили 16 самолетов (по другим данным 15: 12 истребителей F4F-4 и 3 пикирующих бомбардировщика SBU). При этом большая часть летчиков и членов экипажей была спасена.

Авианосец "Рейнджер" в Панамском канале, октябрь 1945 года
Авианосец "Рейнджер" в Панамском канале, октябрь 1945 года

В общем, действия палубной авиации были достаточно высоко оценены командованием союзников. Как говорит С.Э. Моррисон: «… без поддержки с воздуха, задачей которой была нейтрализация французских военно-воздушных сил, прикрытие высадки и бомбардировка вражеских судов и береговых сооружений, марокканская операция могла сильно затянуться и проходить с тяжелыми боями». С такой оценкой нельзя не согласиться, АВ «Рейнджер» вполне справился с поставленной задачей в тех условиях, в которых действовал, и показал неплохую эффективность. А его летчики получили необходимый боевой опыт, который им потом пригодился в боях на Тихом океане, куда перебросили 9-ю авиагруппу (на авианосец «Эссекс»).

Авианосец "Рейнджер" на реке Миссисипи курсом на Нового Орлеана
Авианосец "Рейнджер" на реке Миссисипи курсом на Нового Орлеана

Другое дело, что если бы «Рейнджер» попал на Тихий океан и встретился с японской авиацией, то исход боев мог бы быть иной. Однако фантазировать не будем, авианосец CV-4 «Рейнджер» после операции «Торч» продолжил действовать в Атлантике и встретил победу в войне, находясь в составе действующего флота.

А для тех кто желает подробно познакомиться с историей создания и боевом пути авианосца "Рейнджер" вы можете найти ответы на множество вопросов в нашем журнале Navygaming, № 4(22)/2016, http://www.navygaming.net/magazine