Вы никогда не задумывались о том, какие факторы влияют на архитектуру, инфраструктуру и развитие городов?
РМК рассмотрела этот вопрос под необычным углом: в своем корпоративном календаре на 2020 год компания проследила историю развития промышленности Урала и связала ее с развитием архитектуры Екатеринбурга.
Календарь РМК получил название «Архитектура Екатеринбурга. Точки кристаллизации».
В нем обозначены «точки кристаллизации» – поворотные моменты в развитии промышленности, которые повлияли на облик городского пространства от XVIII до XXI века больше всего.
Выбор города не случаен – именно в Екатеринбурге располагается уникальный в своем роде проект – штаб-квартира Русской медной компании.
Корпоративный календарь получился не только эстетичным, но и крайне познавательным и интересным.
В нем использованы редкие фотографии и материалы, собранные по крупицам из разных источников.
Выражаем особую благодарность за помощь в подготовке материалов Государственному архиву Свердловской области, Музею архитектуры и дизайна УрГАХУ, Музею архитектуры имени А.В.Щусева, Музею истории Екатеринбурга, Президентскому центру Бориса Ельцина и Библиотеке конгресса США. Отдельное спасибо автору и составителю текстов Артему Берковичу.
В этой статье мы хотим привести некоторые интересные факты и кадры, которые вместил в себя календарь.
Екатеринбург. Начало.
Екатеринбург был основан в 1723 году как металлургический завод-крепость. Не являясь столицей Урала de jure, Екатеринбург был de facto административным, торговым и промышленным центром региона. Каждый этап в истории города отражался на его архитектуре.
Екатеринбург с самого начала отличался от русских городов: строгая планировка по прямым линиям, дома на европейский манер — во всем чувствовался немецкий акцент основателя Вилима де Геннина. «Внешне город напоминает богатые европейские города, — восторгался один из иностранных путешественников, проезжавших через Екатеринбург в середине XIX века, — великолепные каменные здания многих купцов могли бы украсить иную европейскую столицу». На улицах Екатеринбурга можно встретить дома разных стилей, некоторые из них — шедевры архитектуры.
В XIX столетии до отмены крепостного права Екатеринбург был столицей «горного царства» и с 1807 по 1863 год жил по специальному закону о «горном городе». Лучшие каменные дома тех лет связаны с горной администрацией, горными чиновниками и владельцами заводов.
Казенные здания в стиле классицизма с величественными парадными портиками одним своим видом утверждали величие власти. Их проектировал архитектор Михаил Малахов, без малого 30 лет отвечавший за внешний облик Екатеринбурга. Купечество и обыватели строили дома по типовым проектам, разработанным петербургскими архитекторами.
Во второй половине XIX века новым фактором развития Екатеринбурга стала железная дорога, открытая в 1878 году. Город быстро превратился в крупный логистический центр, место пересечения главных в регионе железных дорог — это способствовало росту экономики, появлению новых направлений коммерческой деятельности. В архитектуре на смену единообразию классицизма пришло стремление подчеркнуть индивидуальность здания и владельца, что выражалось в пышном декоративном оформлении фасадов с использованием разных стилей. Например, екатеринбургский вокзал отсылал к допетровской Руси, а Дом Севастьянова — к европейской готике.
После октябрьских событий 1917 года Екатеринбург, переименованный в Свердловск, стал столицей огромной Уральской области (современные Тюменская, Пермская, Челябинская, Курганская и Свердловская области). Социальная революция совпала с революцией в искусстве; утопической идее коммунистического общества как нельзя лучше отвечал конструктивизм.
В начале 1930-х многоэтажные дома-коммуны постепенно вытесняли с улиц города дореволюционные частные дома. В проектировании зданий архитекторы стремились к сочетанию простых геометрических форм с функциональностью.
В середине 1930-х годов архитектура авангарда подверглась критике, авторы изменяли проекты буквально в процессе строительства. Здания, изначально задумывавшиеся как конструктивистские, украшались неоклассическим декором и портиками. Однако идеи авангарда вернулись в советскую архитектуру во второй половине ХХ века. Многие здания Свердловска 1960–1980-х были вдохновлены достижениями мировой и отечественной архитектуры. Сегодня их принято описывать термином «советский модернизм».
Облик Екатеринбурга неразрывно связан с его историей как горнозаводской столицы — центра власти, средоточия государственного и частного капиталов. Две волны индустриализации — первой половины XVIII века и советского периода — создали условия для развития научно-инженерной мысли, образования и культуры.
Точками кристаллизации современных урбанистических амбиций Екатеринбурга становятся знаковые проекты ведущих мировых архитектурных бюро, и первым таким проектом является штаб-квартира Русской медной компании.
Каменные здания
Точка кристаллизации — первое каменное здание Екатеринбурга, Уральское горное правление. Его вы можете увидеть на фото.
Пётр I запретил строить каменные дома где-либо, кроме Санкт-Петербурга. После смерти императора запрет был снят, и в 1742 году в центре Екатеринбурга появилось первое каменное здание, построенное по проекту Иоганна фон Баннера для горной канцелярии.
В последующие два столетия отсюда управляли горной промышленностью края. В 1835 году под руководством архитектора Михаила Малахова здание было перестроено в стиле классицизма — возвели третий этаж, фасад украсили два портика с колоннами коринфского ордера.
На этом фото вы можете увидеть двухэтажный дом с мезонином на набережной городского пруда. Он был построен в 1820-е горным чиновником Андреем Булгаковым.
За годы карьеры Булгаков управлял гранильной фабрикой, екатеринбургскими заводами, а с 1815 по 1826 год в должности берг-инспектора — всей уральской промышленностью. В 1831 году государство выкупило здание для резиденции Главного начальника горных заводов хребта Уральского. С этого времени и до революции дом оставался центром управления горнозаводским Уралом. По проекту архитектора Михаила Малахова фасад был обогащен портиками с колоннами ионического ордера.
Цитаты о Екатеринбурге
Многие видные деятели искусств и журналисты того времени оставили в своих произведениях и заметках впечатления о городе.
В календаре приведены некоторые из них.
В 1843 журналист Э. Сибиряков написал о столице Урала: «Екатеринбург — красивый, многолюдный город. Он обстроен и обстраивается весьма многими прекрасными каменными зданиями, принадлежащими казне, а большей частью частным людям».
А уже в 1881 писатель Д. Мамин-Сибиряк так выразил свои чувства к Екатеринбургу: «Взглянув на картину города, я в сотый раз залюбовался великолепной панорамой домов; что-то полное деятельности, энергии и предприимчивости чувствовалось в городе, заброшенном на рубеж между Европой и Азией».
И это лишь часть корпоративного календаря РМК «Архитектура Екатеринбурга. Точки кристаллизации».
Продолжение следует…