губернатор Артамонов, обладающий редким сочетанием лояльности и дееспособности, за последние пару десятилетий превратил Калужскую область в чуть ли не самый успешный несырьевой и нестоличный регион России.
Технопарки и просто новые промышленные предприятия, скоростные автодороги, новые троллейбусные линии и часто курсирующие пригородные поезда, и максимальная концентрация музыкальных фестивалей и невероятно развитый уличный буккроссинг, в конце концов.
И юго-запад - единственное направление, двигаясь по которому сложно понять где кончается Московская область.
Южнее Калуги всё потихоньку меняется, но и там средний райцентр выглядит так, как будто это если и не Подмосковье, то по крайней мере Краснодарский край.
Я помню станцию Сухиничи по 2004 году, когда к ночному украинскому поезду приблизились странные существа с бесформенными образованиями в верхней части туловища; когда они ещё приблизились, то стало видно что это всего-навсего люди с плюшевыми игрушками на головах. Я уже не застал, но слышал, что в 90-е обнищавшие, но продолжавшие ещё работать заводы массово выдавали сотрудникам зарплату производимой продукцией; кое-где эта прекрасная бартерная традиция сохранилась и в 2000-е. 15 лет ждали Сухиничи моего приезда, и в 2019 году всё было уже совсем по-другому.
Противоестественно - после прохладного лета и архангельских заморозков - тёплый сентябрь, чистенькие улицы, кое-где даже с тротуарами, пара исторических улиц с отреставрированными купеческими домами, почти по-южному оживлённый базар на центральной площади.
В Калужской области странным образом сформировался местный тип провинциального города: главная площадь - обязательно на вершине горы над рекой, круто идущая вниз и немного вбок дорога, пересекающая реку и исчезающая где-то за лесом.
В случае Сухиничей за речкой была ещё и железная дорога, а вместо леса - поле.
Среди этих бескрайних полей, которые начинаются за Угрой и тянутся по левому берегу Жиздры на добрую сотню километров, можно подумать, что дальше будет только степь - но брянские леса рано или поздно всё расставят на свои места.
Я шёл по косогору дальше и дальше в поле, до самой бровки, пока очередная машина - старая "Нива" - наконец не забрала меня.