В VI-VII в. н.э. для многих народов история уже завершилась. Канул в лету Древний Египет, стерлось с лица земли Вавилонское царство, исчезла, словно и не бывало, Великая Греция с ее культурой и искусством, и по долине святого Иордана не шли уже евреи помолиться в Иерусалимский храм. Даже тысячелетний Рим превратился в легенду. Имена Геродота, Плутарха, Страбона, Ксенофонта, Плиния, Тацита, Иосифа Флавия исчезли из лексикона опростившихся греко-римлян. Александрийская библиотека опустела и заглохла, и не приходил уже в свой кабинет непревзойденный Эратосфен Киренский, чтобы вычислить на досуге окружность Земли. Казалось, достижения прошлого рассыпались в прах.
И все же кое-где цивилизация продолжала цепляться за древо жизни. В иных странах - и особенно на Ближнем Востоке - средиземноморская ученость дала чудесные ростки. Среди арабов Дамасского халифата вошло в моду делать переводы древних греков и римлян. Началась гуманизация мусульманского Востока. Под её воздействием созрело немало великих умов и было написано множество ценных книг. Уважительно относясь к книжной мудрости, арабы чтили завет пророка Магомета, который на полном серьезе утверждал, что “чернила ученого священнее крови шахида”, то есть, по-нашему, - террориста-мученика.
Среди множества арабских книжных раритетов сохранилась и незаметная на первый взгляд “Записка”, составленная муллой Ахмедом Ибн-Фадланом после 922 года. Ибн-Фадлан числился по дипломатической службе и был включен в посольство, отправленное из Багдада “к новообращенным в мусульманство Волжским Булгарам”. В посольстве он, кажется, занимал должность секретаря. Этим объясняется, почему, вернувшись домой, наш мулла составил вышеозначенную “Записку”. При ближайшем рассмотрении видно, что она действительно “имеет все признаки официального отчета” ( Гаркави А.Я., С. 82).
Самое примечательное в “Записке” Фадлана для нас - это то, что в ней написано о славянах, но не просто так, а в очень примечательном контексте. Неожиданно для араба и подозрительно для дипломата с широким кругозором Фадлан в своем труде сплошь и рядом величает славянами волжских булгар, хотя только ленивый не знает, что болгары - тюрки, прибывшие на Волгу с востока.
Чтобы двинуться дальше, нам нужна краткая терминологическая остановка. Фадлан не знал славянского языка и в тексте "Записки" употреблял термин "ас-сакалиба". Впервые его отождествил со славянами востоковед А.Я. Гаркави более ста лет назад. Недавно историк Д.Е. Мишин в глубокой исследовательской работе окончательно доказал, что сакалиба и славяне - один и тот же народ.
Теперь мы можем вернуться к Ибн-Фадлану, чтобы рассмотреть хотя бы пару показательные цитаты. В первой из них он пишет:
“Когда мы были от царя славян (правителя сакалиба), к которому мы отправились на расстояние дня и ночи, то он послал для нашей встрече четырех царей, которые подчинены ему, и своих братьев и детей” (Путешествие., С. 86).
Вторая цитата Фадлана содержит следующую информацию:
“И когда прибывает корабль из страны (города) хазар в страну (город) славян (сакалиба), то царь выезжает верхом и пересчитывает то, что в нём (имеется), и берет из всего этого десятую часть” (Путешествие., С. 78; Жих М.И., С. 30).
Послушать Фадлана, так на Волге в X в. жили не булгары с суварами, а вездесущие братья-славяне.
Так ли это было на самом деле? Не ошибся ли Фадлан в своей "Записке"? А если не ошибся, то куда исчезли славяне с волжской земли, ведь об их дальнейшем пребывании среди булгар ничего не известно?
Прежде чем ответить на эти вопросы, нелишним будет узнать, а нет ли других свидетельств раннего пребывания "ас-сакалиба" на Волге? Представьте, но такие свидетельства есть!
Всего их три. Рассмотрим каждое по порядку.
Первое свидетельство находим в «Книге завоеваний» («Китаб ал-футух») арабского писателя Ибн А‘сама ал-Куфи († 926 г.), в которой рассказывается о походе арабов на Хазарию в 737 г.
Багдад мечтал тогда покончить с хазарской гегемонией в Закавказье и на Северном Кавказе. Разгромив хазарские города на территории современного Дагестана, войска наместника халифа марвана двинулись в сторону “земель, расположенных за Хазарией”. Здесь арабы, согласно ал-Куфи:
“совершили набег на ас-сакалиба и на другие соседние племена неверующих и захватили из них в плен 20 тысяч семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до реки славян (нахр ас-сакалиба)” ( Калинина Т.М., С. 159).
Как видим, в "Книге завоеваний" упоминается также гидроним “Нахр ас-сакалиба”, что следует переводить как “река славян” (Жих М., С. 170-172).
Итак, ал-Куфи не оставляет сомнений в том, что уже в начале VIII в. “ас-сакалиба” жили на Волге (той самой “реке славян”), и даже несли ощутимые потери, участвуя в арабо-хазарских империалистических войнах.
Второе свидетельство наличия раннеславянского десанта на Волге, это письмо хазарского царя Иосифа, отправленное в Кордовский халифат влиятельному иудею Хасдан ибн Шафруту между 954 и 961 годами. Среди прочих новостей Иосиф сообщал испанскому адресату, что на реке “Атил”, то есть опять же на Волге, где он благополучно царствует от имени всесильного Яхве, “расположены многочисленные народы”, среди которых наряду с булгарами, буртасами, суварами и прочими восточными племенами называет братьев славян (“С.л.виюн”).
“Каждый народ не поддается (точному) расследованию, - пишет Иосиф, - и им нет числа. Все они мне служат и платят дань” ( Коковцов П.К., С. 98; Жих М.И., С. 18).
Письмо хазарского царя не менее важный свидетель прошлого, чем “Записка” Фадлана или "Книга завоеваний" ал-Куфи. Стоит ли упоминать, что правитель Хазарии знал имена подвластных ему народов; и уж если он назвал среди них славян, значит, так оно и было. Тем более, что письмо кагана, написанное в просветительных целях,по сути, является чем-то вроде статьи для Википедии, насыщенной подробностями жизни Хазарского каганата.
Третий источник, подтверждающий невероятное свидетельство Ибн-Фадлана и справку о войнах с “ас-сакалиба” ал-Куфи, также арабского происхождения. Это известие некоего Шемседдина Димашки, в котором говорится, что в 433 году хиджры (1041-1042 гг. от Р.Х.) из Волжской Булгарии в Багдад прибыли паломники. Когда их спросили о происхождении волжских булгар, те, не моргнув глазом, ответили, что народ их смешанный и состоят из тюрок и “сакалиба”, то есть славян (Гаркави А.Я., 105).
Читать продолжение
Читать все выпуски канала ИстПросвет
Литература
Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца X века по Р.Х.). – СПб., 1870.
Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. Перевод и комментарий / Под редакцией академика И.Ю. Крачковского. – М., 1939.
Жих М.И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) / М.И. Жих. – СПб., Казань: «Вестфалика», 2011. – 90 с.; Он же. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура // Страны и народы Востока / Ин-т восточных рукописей РАН ; Вост. комиссия РГО. – М. : Вост. лит. - 1959. Вып. XXXIV : Центральная Азия и Дальний Восток / под ред. И.Ф. Поповой, Т.Д. Скрынниковой. - 2013. - 374 с. С. 165-186.
Калинина Т.М. Водные пути сообщения Восточной Европы в представлениях арабо-персидских авторов IX–X вв. // Джаксон Т.Н., Калинина Т.М., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. – М., 2007.
Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннем средневековье. – М., 2002.