Найти тему
Юристы на драйве

"Пожизненные сенаторы" и судейский импичмент. О чем молчит ТВ

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Продолжаем разбирать теперь уже полноценный, подписанный Президентом и опубликованный Закон о поправках в российскую Конституцию. Начнем с того, что будет увеличено число сенаторов (теперь это официальное название членов Совета Федерации, а не журналистский сленг). За счёт кого? 

Во-первых, за счёт бывших российских президентов. Да, они автоматически будут превращаться в сенаторов, то есть сохранят весьма неплохой уровень государственного обеспечения до конца своих дней - назначение пожизненное! Правда, принуждать бывших глав государств оставаться в числе власть имущих не будут, они смогут отказываться от блестящей возможности продолжить свою карьеру на парламентской поприще. Как вам такое? Каким будет следующий шаг - наделение бывших президентов вотчинами? Так и крепостное право вернется, вам так не кажется?

Во-вторых, Совфед увеличится в объёме за счёт представителей Президента. Сейчас этих представителей не может быть более 10% от числа сенаторов, назначенных регионами по 2 человека от каждого субъекта РФ, то есть не более 17 человек. После всенародного референдума их станет почти в 2 раза больше. Президент сможет назначать сенаторами 30(!) человек, в том числе 7 - пожизненно (!). Пока не вполне понятно, сможет ли следующий президент назначить свою "великолепную семёрку" в дополнение к "птенцам из гнезда" своего предшественника, или ему придётся ждать прекращения полномочий ставленников предыдущего главы государства, то есть их смерти. Точно можно сказать только, что запрет на снятие с должности назначенных предыдущим Президентом сенаторов из текста Конституции исчез. Не напоминает  один из высших партийных органов КПСС, откуда члены уходили, простите за кощунство, вперёд ногами? Правда в нашем случае для пожизненного членства в Совфеде партийный стаж не понадобится, достаточно будет выдающихся заслуг перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Где там наша антикоррупционная экспертиза, ау? Вам не кажется, что здесь поле для злоупотреблений такого масштаба, что нашей планеты на нем никто и не заметит?


6-летний срок полномочий непожизненных сенаторов теперь тоже закреплён в Конституции.


Вы, конечно, знаете, что время от времени Госдума и Совфед заседают вместе? Теперь это будет происходить только для заслушивания послание Президента. Для заслушивания посланий Конституционного Суда, которых мы ни разу не видели, и выступлений лидеров иностранных государств обе палаты парламента собираться вместе теперь не обязаны, хотя и могут, поскольку запрета нет. Спрашивается, это очень важная поправка Основного закона, без которой жить дальше невозможно?


Из новых полномочий Совфеда обратим внимание на новый порядок отрешения от должности судей Конституционного, Верховного, кассационных и апелляционный судов. Судейским импичмент будет осуществляться по представлению Президента за поступок, порочащий честь и достоинство судьи, и при невозможности осуществления судьей его полномочий. Принцип разделения властей, ау? Независимость судебной власти, где ты потерялась? Будет ли этот механизм стимулировать судей к добросовестному исполнению своих обязанностей? Совсем не факт. Сделает ли их более лояльными верховной власти? Безусловно.

При  этом обратите внимание, из-под удара вроде бы выведены судьи районных судов и судов субъектов РФ. Значит ли это, что они сохранят независимость? Конечно, нет, ведь судьи - чиновники, которые продвигаются по карьерной лестнице, и место, например, в кассационной суде, где нагрузка меньше, а все социальные гарантии и уровень обеспечения как минимум не ниже, а то и выше, чем в районном, всегда привлекательно. 

Но и переоценивать новый порядок увольнения судей не следует, поскольку он может и пойти на пользу нам с вами. Сейчас отправить судью в отставку - дело нелёгкое. Квалификационные коллегии  судей состоят из тех же судей, которые по возможности "прикрывают" коллег, если, конечно, скандал вообще не удаётся "замять" в самом начале. И хотя в нашей практике был случай, когда нам после 6  месяцев упорного противостояния удалось добиться отставки нарушавшего закон судьи, случилось это не по решению квалификационной коллегии, а по "собственному желанию" этого судьи. Теперь на судей можно будет смело жаловаться Президенту. 


Кроме того, теперь Генеральный прокурор ежегодно будет делать доклад перед Советом Федерации, а Центральный банк - отчитываться перед ним.


Парламентских контроль, слышали такое выражение?  Знакомьтесь, российская версия. Теперь Госдума и Совфед будут его осуществлять. Как? Пока точно неизвестно, но один из механизмов-- направление запросов руководителям государственных и муниципальных органов. Что это значит? Представьте, что в Н*ском крае у нас паводок, МЧС и минобороны возводят дамбы, минздрав срочно высылает врачей, остальные ведомства гонят в регион продукты питания, топливо, стройматериалы.... И тут Госдума: чем бы помочь? А давайте запрос им отправим, что они там делают? А у местных властей всех забот, что писать ответы и ответы, правда? Это, конечно, никакой не парламентских контроль, а имитация бурной деятельности.


Вообще-то, на основании Федерального закона о статусе депутата уже давно существует и эффективно используется индивидуальный депутатский запрос, для направления которого не требуется ни согласия других членов палаты, ни даже его официального оглашения не заседании. При этом срок ответа на него 30 дней, как и на обращение обычного гражданина. Существует в этом законе и парламентский запрос от каждой из палат, за отказ отвечать на который предусмотрена уголовная ответственность. Сделает ли включение в Конституцию их более эффективными? Не уверены.

Вы, конечно, знали, что у Президента РФ по Конституции есть право вето на принятые парламентом законы? Теперь появится механизм законного затягивания подписания любого (федерального и федерального конституционного, то есть регулирующего работу основных государственных институтов) закона. Президент сможет отказаться подписывать закон и направить запрос о его конституционности в Конституционный Суд, который в течение неустановленного времени и пока без установленной процедуры будет этот закон изучать, а затем даст Президенту мотивированный ответ. Если Суд сочтёт закон неконституционным, он вернётся в Госдуму на доработку. С одной стороны, у нас появится иллюзия предварительного конституционного надзора, но с другой, этот механизм порождает больше вопоосов, чем ответов:
✔ Если Президент сомневается в конституционности одного положения закона, то почему он не может подписать его в части, а в части отклонить и направить запрос в Суд именно по этой части?
✔ Сможем ли мы потом обращаться в Конституционный Суд с жалобой на не конституционности закона, ранее прошедшего предварительную проверку и одобренного Судом?
✔ Сможет ли Суд в принципе отказаться рассматривать президентский запрос и каковы будут последствия? 

Тут можно говорить как о вариантах затягивания, так и, с учётом скорости ответа КС на законопроект о поправках в Конституцию, о попытке увеличения легитимации, попытке с помощью суда достроить обоснование для принимаемого закона. И сноааснова может пострадать разделение властей. В любом случае, при решении вопроса о конституционности этого закона в будущем КС неизбежно окажется судьёй в собственном деле.

Изменятся теперь и отношения между парламентом и Правительством.  О разделении Правительства на 2 блока - президентский и премьерский, мы писали в третьей части анализа поправок, внесенных в Думу.

Теперь кандидатуры министров "президентского блока" будут утверждаться Совфедом, а подчинённые Председателю правительства - Госдумой. Однако при троекратном отклонении кандидатуры премьер-министра или незаполнении 1/3 кабинета, Президент получит право (но не будет обязан, как было раньше) распустить Госдуму. Интересно, что в Конституции прямо прописано, что Президент обязан назначит министра, если его кандидатура утверждена соответствующей платой парламента. 

О том, что изменится в работе российского Правительства, мы поговорим уже завтра.