Найти тему
Книги. Издательство АСТ

«Волшебник Изумрудного города»: геополитика, психоанализ и наркотики

Оглавление

В издательстве АСТ по многочисленным просьбам наших читателей вышло культовое советское фэнтези Александра Волкова с теми самыми (!) иллюстрациями Леонида Владимирского.

«Волшебник Изумрудного города» — это первый том большой литературной вселенной, в рамках которой (и вам покажется это любопытным) трудились больше чем два писателя.

Есть, например, российский автор Сергей Сухинов, который создал собственный «перезапуск» этого мира, объявив неканоном все книги Волкова кроме самой первой. Всего из под его пера вышло уже 10 томов.

Мир Волшебной страны довольно многослоен, а если вглянуть на него глазами взрослого, то найдется здесь место и политике, и экономике, и даже психоанализу.

Социальная философия Волшебной страны

В первую очередь в глаза бросается факт, что герои сказки все время свергают очередную авторитарную диктатуру. Жевунов освобождают от Гингемы, Мигунов — от Бастинды. Изумрудный город — начала от Всевидящего Гудвина, а после от милитариста-империалиста Урфина Джюса.

-2

При этом явно демократические правительства победителями не насаждаются. Просто более гуманный автократ сменяет другого, менее гуманного. Исключение, пожалуй, одно — всенародные выборы Ружеро в «президенты» подземных рудокопов после переворота и «перепрошивки» семерых королей.

-3

Впрочем, сами себя новые руководители в Волшебной стране все же называют «правителями», а не монархами. Может что-то в этом и есть.

Кстати, Железный Дровосек и Страшила – это же вполне себе олицетворение союза рабочих и крестьян в противостоянии с дутым капитализмом, который символизирует Гудвин! Как вам такая социально-политическая трактовочка?

Кстати, роман «Семь подземных королей» густо пропитан пафосом Кена Кизи и Энтони Берджесса — ведь царственным особам там в итоге стерли память и внушили, что те обычные рудокопы. Вопрос о свободе воли тут решен явно не в пользу свободы отдельной личности.

Геополитика Волшебной страны

Территория административно разделена на несколько провинций, которые при этом являются вроде как независимыми государствами. Значит речь идет о чем-то похожем на конфедерацию. Про единую валюту разговора нет, зато общее ополчение жители страны собирали неоднократно перед лицом внешней угрозы вроде прилета инопланетян или появления гигантши-волшебницы Арахны. Была тут и профессиональная армия из дуболомов — во время краткого правления короля Урфина I.

-6

Регионы, кстати, Волков явно придумывал не слишком заморочиваясь деталями. Взял особенность поведения жителей (ряд вычурных нервных тиков) и дал каждому этносу излюбленный цвет. Не особо высокая получилась прорисовка третьего плана.

Интересно, кстати, а не строили ли дорогу из желтого кирпича жители Желтой страны?

Зато писатель позаботился об экономической специализации регионов. Так, например, в Голубой и Розовой зонах живут сельхозпроизводители, а в Фиолетовой — кузнецы и жестянщики. Есть еще страна подземных рудокопов и небольшие провинции, населенные разумными животными: орлами, лисами и змеями.

Любопытную гипотезу обсуждают вот тут: возможно ли, что события первой книги инспирированы волшебницей Виллиной с целью уничтожения ведьм-конкуренток и их приспешников?

-7

Психоаналитическая подкладка

Если взглянуть на первую книгу серии под нестандартным углом, то Волков отправляет главную героиню в своего рода путешествие по глубинам собственной психики. Элли могла пережить душевную травму, которую символизирует ураган, что перенес ее из реальности в выдуманный волшебный мир.

Дорога из желтого кирпича может символизировать душевное расстройство. Психологические проблемы, от которых участники похода ищут исцеление, также намекают на подобную трактовку. Решение проблем, естественно, приходит изнутри, когда грамотный психотерапевт Гудвин (англ. «добрая победа») внушает попутчикам Элли, что те уже и так имеют все, что искали.

Ну а самой Элли в итоге пришлось прекратить фантазировать, а то и принимать психотропные вещества. Но об этом дальше.

«Волшебник Изумрудного города»: фанатские теории. Часть первая
«Волшебник Изумрудного города»: фанатские теории. Часть вторая

Психоделическая трактовка

Судите сами — серебряные башмачки главной героини швыряют ее из одной реальности в другую. Фигурирует какой-то подозрительный оживляющий порошок, ковер-самолет Арахны (прямо Агата Кристи какая-то) и, наконец, волшебный телевизор, показывающий галлюцинации про любое место на выбор. Как вам подобный ключ к трактовке сказки?

Давайте в порядке умственной разминки вместе поищем что-нибудь странное внутри текстов Толкиена, Льюиса и других сказочников ХХ века. Для вдохновения почитайте про мрачную изнанку сказки о Питере Пэне. Какие еще необычные трактовки классических детских сюжетов вам известны?

Сказки
3041 интересуется