Рассказ прислан нашим читателем в рамках четвёртого сезона акции «Заработай на своей истории о птицах». Ссылку на условия акции вы найдете внизу страницы.
Посетители часто спрашивают сотрудников музея, чем мы кормим сов, где берём такое количество мышей? Очень многие знают, что ушастая сова съедает в день 3 мышей.
Отвечаем: если две совы должны съедать в день 6 грызунов, то чтобы обеспечить их таким количеством корма, в музее нужно держать 60 клеток с мышами. Конечно же, это нереально, как и покупать грызунов в зоомагазинах. А у посторонних людей мышей мы не берём: кто знает, где их взяли.
В приют для пострадавших животных порой приносят с дачных участков полумёртвых ушастых сов, которые ловили отравленных, но ещё движущихся мышей.
Наши совы получают специальный рацион, разработанный в приюте. Это – свежие субпродукты, которые покупаются в магазине или на рынке: говяжьи сердце, печень, почки, селезёнка, лёгкое и куриные желудки и шейки с косточками. Всё это режется на кусочки.
Можно, конечно, мясо и не крошить, но тогда получится, что одна сова съела печёнку, другая – селезёнку. А так пища получается более или менее равномерная.
Обязательно добавляем и витамины для собак, но в большей пропорции, чем для четвероногих. Ведь у птиц обмен веществ более интенсивный, чем у млекопитающих. По совету ветеринаров, мы используем специальные витамины с биотином из расчёта 1 таблетка в сутки на сову.
И ещё обязательно мелко стрижём сюда чистенькую шерсть собак или кошек. Её приносят сотрудники музея. Ведь в природе совы съедают грызунов прямо с шерстью и костями. Без этого у них не будет нормально работать пищеварительная система и птицы просто погибнут.
Всё ненужное остаётся в желудке совы, прессуется и примерно через 10 часов выплёвывается. Эти комочки называются «погадки». По ним учёные изучают питание птиц. Иногда приехавшие к нам орнитологи из заповедника или Национального парка удивляются «Почему погадки с белым?» А мы объясняем: «Вчера стригли белого пуделя…»
Если к нам собираются приехать сотрудники ветстанции, мы подстилку из газет на полу вольера специально не убираем. Пусть они убедятся, что «помёт у сов правильный».
Перед тем, как сбросить погадку, птицы некоторое время «зевают», широко раскрывая клюв. Если рядом окажутся посетители, они сразу же начинают сов жалеть: «Бедные птички, не дают им как следует выспаться…».
Чтобы рассмотреть корм в мисочке, наши совы делают несколько шагов назад: они ведь дальнозорки. Иногда кому-нибудь из птиц просто так хочется, чтобы его угостили из клювика. Сигналом служит негромкое «Кле-кле-кле».
Мамы и бабушки с детьми это комментируют: «Смотри, птичка капризничает! Только что ела сама из мисочки, а теперь выпрашивает, совсем как ты просишь, чтобы тебя из ложечки покормили…»
Первые наши совы, Винни-Пух и Бука, угощали своим кормом и сотрудницу отдела природы, которая за ними ухаживала. Они взлетали на решётку и сквозь прутья совали кусочки мяса ей куда-то в область носа…
Иногда в музей из института экологии приезжала выставка рептилий с запасом мышей для полозов. Винни-Пух и Бука этих грызунов только с любопытством рассматривали, сидя на верхней ветке. Ведь они мышей никогда не видели, и не знали, что бывает и такая разновидность еды.
В 2013 году, когда не стало Буки, у нас появилась болотная сова Боня. У неё собственный опыт жизни в дикой природе был. Сова ловила мышей на дороге, испугавшись автомобиля, резко взлетела и ударилась о провода ЛЭП.
Водитель принёс птицу в приют, там её подлечили, но летать нормально, она уже не сможет никогда. Одно крыло у неё было вывихнуто и сломано, а потом неправильно срослось. Боня в вольере обычно сидит на полу или на нижних ветках и не только из-за больного крыла, а ещё и потому, что болотные совы стараются чаще всего держаться на земле.
Когда в прошлом году в музее был капитальный ремонт, совы на время со своими мисочками переселились обратно в приют подальше от строительного шума. Там у них кроме привычной мясной смеси появилась и новая еда: суточные цыплята, выбракованные на птицефабрике.
Боня вспомнила свои навыки жизни в дикой природе и с удовольствием цыплят уплетала. Филька денёк поголодал, а потом тоже научился расправляться с «добычей», хотя подобный корм никогда не видел.
Филька, ушастая сова, тоже «выкормыш», как и первые совы. Его, умирающего от истощения, подкинули на территорию приюта в 2015 году. Совёнка сначала кормили с рук, через несколько дней он научился самостоятельно есть из мисочки и переехал в музей. Пару недель Филя жил в отдельной клетке, которая стояла рядом с вольером.
Совы усаживались поближе друг к другу и переговаривались: «Кле-кле-кле...» Настоящие перья у Фили ещё не выросли, летать он пока не мог, и мы боялись, как бы Боня не начала его обижать. Однако, когда совёнка переселили в большой вольер, болотная сова сразу же схватила из миски мясо и начала кормить малыша.
Пьют совы и воду, мы ставим на дно вольера большую прямоугольную ёмкость (лоток для кошек). Иногда они купаются: ложатся в воду на бочок и хлопают себя свободным крылом, поднимая тучу брызг.
А Винни-Пух и Бука ещё и устраивали себе в жару душ: набирали в клюв воду, поднимали голову вверх и фыркали… Филька, который у нас живёт сейчас, любит «мыть голову». Стоя «по колено» в воде, он окунает макушку в воду и поворачивает голову из стороны в сторону.
Автор Марина Иванова
Если вы хотите поучаствовать в акции и получить приятный бонус, читайте условия здесь.
Вы нам очень поможете, если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.
Подписывайтесь на наш канал.
Еще больше историй читайте на сайте «Птица дома».