Первая мировая война застала Шанель в Довиле. Замечательным, солнечным летом 1914 года никто не подозревал, что впереди французов ждут кровавые бои и череда поражений, в результате которых к концу лета большая часть страны будет оккупирована противником.
Еще до объявления мобилизации, в июле, Артур Кэпел, ее страстный любовник, посоветовал ей: «Смотри, что происходит: все фирмы закрываются, приближается война. Но ты не закрывай свое ателье, выжди время и присмотрись». Шанель так и сделала и не прогадала. Поток беженцев в Довиль возрастал день ото дня, и среди них было все больше парижан, считавших город более надежным, нежели столицу. Это были состоятельные люди, аристократы, представители высших слоев буржуазии. И при таком скоплении обеспеченных дам в городе работало только одно ателье, как вы уже догадались – бутик Шанель.
Позже Коко вспоминала: «Одними шляпками поток клиентов было не удовлетворить – требовалась одежда». Пришлось срочно переучивать всех модисток, имеющихся в распоряжении у Шанель, в кутюрье, а вещи, которые Габриэль шила для себя, были выставлены в витрины. Выбора у заказчиков не было – они все шли к Шанель.
Стоит отметить, что многие дамы пошли в то время работать сестрами милосердия, им требовалась практичная одежда. Кроме того, реалии военного времени отмели всю вычурность из повседневного гардероба, ставя на первое место скромность и красоту без помпезности. А такими и были модели от Коко!
Не обошлось и без новаторства. Высокая популярность заведения Габриэль породила большие очереди. А Шанель придумала поставить перед входом в ателье небольшие столики и скамейки, сделать навесы от палящего солнца и поставить большие кадки с цветами. Теперь весь местный бомонд собирался у нее, словно в изысканном кафе: звучала негромкая музыка, читались газеты, обсуждались последние новости с полей.
За пару месяцев Габриэль заработала целое состояние. Но, как только ситуация на фронте переменилась и натиск немцев ослаб, кутюрье поняла, что пришло время и для нее броситься на приступ: заработанные деньги она вкладывает в новое парижское ателье на Рю Камбон, и сама переезжает туда, оставив ателье в Довиле заботам назначенного администратора.
Она очень правильно все рассчитала: не прошло и недели, как, вдохновленные успехами французской армии, богатые аристократы из числа ее «летних клиенток» стали возвращаться в столицу, где их уже поджидала Шанель и ее красивейшее ателье.
Это был успех!
Еще интересное о Коко Шанель: